Posted 29 декабря 2015, 06:32
Published 29 декабря 2015, 06:32
Modified 12 ноября 2022, 08:29
Updated 12 ноября 2022, 08:29
Интересно, с каким чувством мэр карельской столицы восприняла свою отставку? С обидой несправедливо гонимой жертвы? Или как должное?
Думается, что касается первого чувства, то Галина Ширшина достаточно умна, чтобы его не испытывать. И не понимать, что и объективно претензии к тому состоянию, в которое ввергнуто городское хозяйство благодаря ее управлению, обоснованы. И что во взаимоотношениях с депутатским корпусом она, психолог по образованию, вела себя, как слон в посудной лавке. Так что сейчас Галина Игоревна пожинает плоды. К этому урожаю - и в конце концов вызревшему решению Петросовета об отставке - мэр шла упорно и целенаправленно.
Настолько целенаправленно, что сегодня поневоле задумываешься: не этого ли именно и добивалась Галина Ширшина? Ну, не с первых, может, дней мэрства. Но в последний год точно. Ведь Галина Игоревна принялась воевать не только с Петросоветом, но с целыми социальными группами горожан – педагогами и тренерами, многодетными семьями, детьми-сиротами, инвалидами, малым бизнесом… Напринимала таких решений, которые для каждой по отдельности из этих групп становились ударом, вызывали негодование, возмущение. Психолог Ширшина умудрялась множить конфликты целой чередой, один за другим.
Зачем учителям бросать высокомерное: я не буду объяснять своих кадровых решений по смене директоров школ? Зачем угрожать мелким фирмам и предпринимателям, которые и так еле выживают в наше непростое время, заявлениями о том, что им придется вернуть ранее полученные субсидии? Зачем так демонстративно игнорировать возмущение родителей оптимизацией спортшкол? Зачем повышать арендную плату для общественной организации инвалидов, выталкивая ее на улицу? Вопросы, вопросы…. Ширшина не отвечала на них, даже когда ей в лицо их задавали. Как, например, на одной из недавних сессий Петросовета, когда председатель одной из спортивных федераций с трибуны взывал о помощи, поскольку у его общественной организации мэрия отбирает земельный участок. Присутствовавшая на заседании мэр смотрела на этого человека, как на пустое место.
Гонят – надо уходить
«Гонят, стало быть, надо уходить!» - говорила героиня одной из чеховских пьес. Той, в которой три сестры все рвались в Москву… Вот и Галина Игоревна, похоже, нацелилась на какие-то перемены в жизни. Создается впечатление, что педагоги, спортшколы, инвалиды, дороги, уборка города ей теперь уже совсем, окончательно и бесповоротно не интересны. Она даже с журналистами эти темы на своих пресс-конференциях обсуждать не желает: да ну, городские какие-то проблемы… То ли дело лишний раз заявить о поддержке «преследуемых» членов «яблочной» группы Попова...
Вообще, якобы «независимая», на первых порах заявлявшая о своем нежелании вступать в какую-либо партию Ширшина в последнее время очень настойчиво, навязчиво даже подчеркивает свои заслуги перед «яблочной» группой. Когда «яблочники» намедни на московском съезде устроили битву за председательский пост, мэр даже прислала туда петицию в поддержку своей старшей подруги Эмилии Слабуновой. Риторика полностью укладывается в нынешний стиль поведения Галины Игоревны. «Наши враги боятся и даже ненавидят ее», Слабунову, то есть. Она, то бишь Эмилия Эдгардовна, «может быть опасной» и пр.
Нет, понятно, что Галине Игоревне подсказали, что и как надо написать. Махание кулаками в стане «яблочников» после драки, то есть съезда, показало, как кандидатура никому не известной в России «провинциальной учительницы» разочаровала воинствующую и наиболее радикальную часть фруктовой партии и ее адептов. Слабунову в чем только не заподозревали и не обвинили: в договороспособности с властью, невнятности, использовании админресурса (в лице Явлинского) и т.д. Даже над «говорящей» фамилией поиздевались безжалостные московские острословы. Перед Ширшиной была поставлена задача вставить свои пять копеек с противоположной, так сказать, стороны. Отсюда и воинственная риторика, рисующая Эмилию Эдгардовну прямо как терминатора какого-то в женском обличье.
Но для самой Галины Игоревны, как представляется, наиболее важными в ее обращении к московским «яблочникам» были другие строчки. Так, широкая публика с удивлением узнала, что Ширшина на выборах 2013 года была изначально, ни много ни мало, «руководителем выборного штаба Слабуновой» вместе с Анастасией Кравчук, женой Попова. Причем именно в таком порядке мэр написала: «Я и Анастасия Кравчук»... Чтоб сразу было ясно, кто был главнее.
В общем, «независимый» кандидат, «самовыдвиженец» - все это, что когда-то пели про Ширшину, сейчас отринуто за ненадобностью. С ярлыком «технического кандидата» группы Попова сложнее. Он настолько крепко прилепился к Галине Игоревне, что избавиться от него непросто. А избавиться очень хочется, потому что, если судить по публикациям в подконтрольных Попову СМИ, Галине Ширшиной уже наобещано многое: место в «яблочных» списках в Заксобрание, в Госдуму…
Хромая утка
И Галина Игоревна очень старается, чтобы эти обещания, не дай Бог, не были дезавуированы. Отсюда и хвастовство про великие должности в выборных штабах, и подпись «ваша единомышленница и союзница»… Экс-мэру, похоже, очень не хочется оставаться тут, в Петрозаводске, в роли хромой утки, когда ее собратья по биологическому виду разлетаются, кто куда – в Финляндию или в Москву, как Эмилия Эдгардовна. Ей не хочется тут, на болоте, в которое ее усилиями городское хозяйство превратилось, зимовать в одиночку. Гораздо привлекательнее запрыгнуть на новую ступеньку – если не в Госдуму (шансы на то, что «Яблоко туда попадет, призрачны), то хотя бы ЗС… Или федеральную партийную структуру, к примеру.
А что? Есть же пример, в частности, экс-мэра Петрозаводска Андрея Демина. Тоже, кстати, был в свое время, в конце 90-х годов, проведен на эту должность никем иным, как Поповым. Продержался подольше Ширшиной, но мэрскую карьеру завершил скандально: стал фигурантом уголовного «дела о мерседесах», получил три года условно… И отбыл за пределы республики строить новую трудовую биографию на ином поприще. Насколько известно, очень даже в итоге неплохо устроился. А то, что в городе при произнесении фамилии Демин вспоминают купленный когда-то за бюджетные деньги едва ли не металлолом, который мэр пытался выдать за автобусы для обновления городского транспорта, так это ладно. Забудут же когда-нибудь, да и нет уже, наверное, Андрею Юрьевичу дела до наших воспоминаний…
Вот и для Галины Игоревны – разве не заманчивый пример? Только лучше бы что-то похожее в карьерном смысле, но без уголовного дела… Собственно, депутаты Ширшину от этой перспективы, отправляя в отставку, по сути, спасают: в адрес градоначальницы уже десятки предостережений и предупреждений надзорные ведомства вынесли. Если пришлось бы задержаться на посту, Бог знает, что собранная ею «команда» могла бы в мэрии еще наворотить. Как бы и впрямь до уголовного дела не дошло.
Группа Попова тем временем прибегла к своему любимому формату уличной акции, провела несколько митингов «в поддержку Галины Ширшиной». Совсем неудачные, надо отметить. Своей вполне понятной цели – изобразить протестную активность на этот раз добиться не удалось.
Сердечные муки
Но ведь, конечно, кто-то на эти митинги и искренне приходит, не вникая в хитросплетения «яблочных» мотивов. Пусть это даже и не тысячи, и не сотни, а десятки человек. И это естественно – Галина Ширшина же не монстр какой. Молодая женщина, симпатичная. И среди петрозаводских ширшинистов есть устойчивая группа, которая ее выбирает, как в ельцинские времена говорили, сердцем. Им хоть сто пятьдесят доводов приведи про развал и разруху в городе, а они будут гудеть: «А при Левине что, было лучше»… Простой аргумент, что нового мэра в свое время стоило выбирать не для того, чтобы было не хуже, чем при старом, а для того, чтобы что-то поменять именно к лучшему, не работает. Вообще никакие аргументы не работают, потому что это что-то типа подростковой влюбленности. Как в известной попсовой песенке: «Люди вечно что-то говорят, но ты не такой, ой-ой». Ну, или в данном случае не такая….
И вот этим истинным и правоверным ширшинофилам хочется столь же искренне пожелать: ребята, не портите карьеру вашему предмету обожания. Не держите, отпустите. Вдруг и впрямь ждет Галину Игоревну какая-нибудь непыльная должность, балы, кавалеры, ужины с Ксенией Собчак в высшем свете… Понятно, что вы будете безмерно страдать без ее аккуратных глянцевых видеоотчетов на сайте мэрии. Но пострадать из-за любви – это ведь благородно, не так ли? А все остальные горожане вздохнут с облегчением. Мы люди незлопамятные и незлобивые. Пусть Галина Ширшина радуется жизни, чего уж там…Только где-нибудь подальше от кресла петрозаводского градоначальника.