Posted 26 ноября 2015,, 07:49

Published 26 ноября 2015,, 07:49

Modified 12 ноября 2022,, 08:32

Updated 12 ноября 2022,, 08:32

Операция «Ы» по-шелтозерски

26 ноября 2015, 07:49
Операция «Ы» по-шелтозерски
Сюжет
Статьи

Это местечко на берегу Онежского озера поражает красотой, даже сейчас, когда песчаный пляж скрыт под снегом, а пасмурное зимнее небо придает воде свинцовый оттенок. Летом же здесь настоящий рай: в жаркие дни и стар, и млад приходят сюда отдыхать и купаться. А дорога идет через сосновый бор, где местные жители собирают грибы и ягоды. Напоенный ароматом сосновой хвои воздух – целебный, шелтозерцы так и говорят: у нас тут лучше, чем в любом санатории.

Сосновый бор на побережье.

Вот только многие ли из них знают, что немалую часть этого соснового бора у них, коренных жителей вепсской земли, уже по факту отобрали? И сейчас продолжают водить людей за нос, скрывая, что участок три года назад ушел в руки некоего петрозаводского бизнесмена за смешные деньги… Так кто же и зачем обманывает жителей Шелтозеро?

Борьба за берег: предыстория

Борьбу за свой берег шелтозерцы начали еще в 2004 году, когда глаз на лакомый участок положила московская фирма, заявившая о намерении построить здесь туркомплекс. Против этих планов выступило практически все село, начиная от старшеклассников шелтозерской школы, написавших открытое письмо в республиканские СМИ и руководству региона.

Шелтозерец Анатолий Хворов тогда работал управляющим сельской администрации и был одним из тех, кто резко протестовал против передачи берега в аренду коммерсантам. За что, по его словам, вышестоящее начальство – тогдашние власти Вепсской национальной волости – не единожды пытались уволить его с должности.

В 2005 году жители села провели сход.

- Пришло очень много народу. Были собраны сотни подписей против сдачи берега в аренду. Решение схода было однозначным: остановить все действия по оформлению этой земли. Ранее, в январе 2005 года, такое же решение приняла сессия волостного совета, - рассказывает Анатолий Хворов.

Администрация волости решение схода признавать не желала и даже подала в суд (в судебных документах фигурировали трое сельчан - Петр Востриков, Римма Бурлакова и Эльвира Коттина, однако в селе это восприняли как иск против всех местных жителей).

Затем на какое-то время все подзатихло, Однако, когда Анатолий Хворов был избран главой Шелтозерского поселения, ему с большим трудом удалось добыть документы по спорному участку. Оказалось, земля на побережье все-таки была отдана в аренду на 49 лет. Анатолий Хворов начал снова бороться, теперь уже за возвращение берега жителям села. В 2008 году договор аренды был расторгнут (наконец-то, учитывая, что коммерсанты накопили долгов по арендной плате). Казалось бы, жителям удалось отстоять родную землю. Но как выясняется сейчас – только казалось… Поскольку все, что сказано выше, это лишь предыстория.

«Яблочный» пирог

Не зря говорят, что свято место пусто не бывает. Прошло совсем немного времени, и к участку шелтозерского берега начали подбираться новые коммерсанты. Но для начала надо вспомнить, кто на тот момент фактически безраздельно правил Прионежьем в целом. Как известно, власть в районе на несколько лет оказалась в руках «яблочного» окружения Василия Попова. Того самого, который сегодня скрывается в Финляндии: на родине его обвиняют в мошенничестве с муниципальным имуществом в карельской столице.

Но этой сейчас, а тогда у «яблочного» окружения в Прионежском районе все было в шоколаде. Руководить районной администрацией Попов поставил свою двоюродную сестру Светлану Чечиль. На местных выборах в поселениях ему удалось продвинуть целую компанию своих людей. Кто-то официально шел при поддержке партии «Яблоко», кто-то негласно. Как это всегда делал «яблочный» спонсор… Что касается Шелтозера, то при поддержке «яблочников» Попова кресло главы заняла успевшая до этого «подружить» с разными партиями Ирина Сафонова.

«Яблочное» правление в Прионежье в итоге оказалось отмечено крупными земельными скандалами. По некоторым даже были возбуждены уголовные дела. Недавно по обвинению в превышении должностных полномочий три года условно получила Евгения Сухорукова, бывший первый зам Чечиль.

С легкой руки чиновницы на особо ценных сельхозземлях началась застройка элитными коттеджами. Сама Чечиль сейчас также является обвиняемой уже по другому делу о незаконном распоряжении землей в районе. Обстоятельства похожие: сестра Попова изменила вид разрешенного использования земельных участков с сельскохозяйственного производства на «ведение дачного хозяйства». Особо ценные сельхозугодья их собственники разделили на более мелкие участки и часть из них даже успели продать под дачи.

«Что же вы делаете?!»

Но вернемся к побережью Шелтозеро. В земельном «пироге» оно оставалось одним из самых лакомых кусков. И вот по селу опять начала катиться молва: берег вновь решили продавать!

- Когда я про это услышал, позвонил Чечиль и говорю: что же вы делаете?! Нам ведь с таким трудом несколько лет назад удалось наш берег отстоять, - волнуясь, продолжает рассказ Анатолий Хворов.

В марте 2012 года все опасения подтвердились. По закону районная администрация была обязана вынести вопрос о продаже земли на публичные слушания. И вот на этих слушаниях жителей ждал большой сюрприз.

На них обнаружилось, что судьба участка площадью в 6 гектаров – там, где находится сосновый бор – уже фактически решена. Как заявила сама Чечиль, он будет выставлен на аукцион, и точка. А «потенциальным покупателем» (так и сказано в протоколе) является петрозаводский бизнесмен В. Горбачев. Судя по всему, сестра Попова была почему-то уверена, что других «потенциальных покупателей» не будет? Она оказалась недалека от истины, но об этом позже.

Сказ про белого бычка

Так вот, петрозаводскому бизнесмену 6 га шелтозерской земли оказалось мало, и он попросил продать ему еще кусок, уже прямо у воды. Ибо затеял – дежа вю какое-то – строительство турбазы. А какая турбаза «без непосредственной близости к воде» (опять же цитата из протокола слушаний)? В этом и сам В.Горбачев, и его главный «адвокат» Чечиль очень старались убедить шелтозерцев. Глава администрации расписывала, как в селе появятся рабочие места, а деньги рекой потекут в местный бюджет.

Но для шелтозерцев все это прозвучало, как сказ про белого бычка. Похожие байки они уже слышали, когда продавался участок в соседнем Вехручье. Тогда покупатели жителей тоже уверяли: обеспечат более сотни рабочих мест, будут оказывать социальную помощь селу… И что? Да ничего. По словам местных, построили несколько домиков, приезжают, как здесь говорят, «новые русские» отдыхать… Все перекрыто, к воде не подойти. А никаких рабочих мест и прочих золотых гор, которые сулили шелтозерцам, как не было, так и нет.

Из 83 участников слушаний (а организовали их местные власти в коридоре школы, кто поместился, тому повезло, кому места не хватило - не взыщите) только один (!) высказался за продажу земли. Жители Шелтозера настаивали: оставьте наш берег в покое! ВЕСЬ берег! И сосновый бор, и доступ к воде, и сам пляж – все это богатство надо сохранить для детей и внуков.

Пляж, где летом любят отдыхать жители Шелтозера. Что будет с доступом к нему, если проданный участок земли поблизости застроят очередными элитными коттеджами?

Анатолий Хворов пошел дальше и предложил провести референдум: слушания-то носят рекомендательный характер…

- После слушаний я подошел к Сафоновой, говорю: ведь иначе не удастся берег защитить! Она мне ответила, что гарантию дает, берег продан не будет, - рассказывает шелтозерец.

Победил семейный подряд?

Но чего стоили все эти гарантии и обещания? Не прошло в буквальном смысле и полгода, как более 6 га земли на побережье все-таки уплыли в частные руки. Уже в сентябре был проведен аукцион, на который заявились – внимание – всего два участника. Все тот же Горбачев В.В., проживающий в Петрозаводске (адрес указан в имеющихся у редакции копиях документов). И зарегистрированная на той же улице, в той же квартире Горбачева С.Л.

Торги, судя по всему, прошли прямо-таки полюбовно: Горбачева С.Л. предложила 3 миллиона рублей, Горбачев В.В. – 3 миллиона 60 тысяч. Ну и, разумеется, «победил». Районные власти в лице Светланы Чечиль, называвшие петрозаводчанина «потенциальным покупателем», оказались удивительно прозорливы. Причем участок с сосновым бором, в шаговой доступности от Онего достался ему по цене трехкомнатной квартиры в карельской столице. Что и засвидетельствовано документами (протоколом аукциона, договором купли-продажи, актом приема-передачи), подписанными упомянутой выше Евгенией Сухоруковой.

Буквально в нескольких шагах от проданного участка - Онежское озеро

«Все распродано при нас»

Но интереснее всего другое. То, что сделано все это было совершенно втихую. И местные жители до сих пор поверить не могут, что большой участок земли на побережье им уже не принадлежит. По словам Анатолия Хворова, когда он говорит, что есть документы, люди недоумевают: глава поселения уверяет, что берег не продан…

Зачем ей это нужно? Ведь формально-то Ирина Сафонова вполне может сказать: я тут вроде бы и не при чем, землю продавали тогдашние «яблочные друзья» в районной администрации. Сейчас их там уже нет, так зачем скрывать от жителей состоявшуюся, юридически оформленную сделку?

Похоже, все просто. Дело в том, что Ирина Сафонова вновь собралась на выборы. Только теперь уже при поддержке другой партии, «Справедливая Россия». И пиарить ее новые «друзья» решили как раз на теме борьбы за шелтозерское побережье. В соцсетях рассказывают про какие-то «колышки», которыми сейчас неведомые «питерцы» и «москвичи» заранее якобы «делят берег». А мы, мол, им не дадим, не позволим, не забудем и не простим…

На память почему-то сразу приходит известная советская кинокартина, где вороватый директор базы решил замести следы своих преступлений и инсценировал кражу. «Все украдено до нас», - объяснял главарь нанятой им шайки жуликов своим трусоватым подельникам.

Не похоже ли это на то, что сейчас происходит в Шелтозеро? Те, кто двигает Ирину Сафонову на выборы, рассказывают о неизвестно кем (очень кстати для их кандидата, отметим) установленных «колышках» и неназванных захватчиках берега… Хотя достаточно порыться в интернете, поднять документы – и вот вам конкретные фамилии тех, кто в истории с уже состоявшейся продажей земли участвовал. То есть, перефразируя крылатую фразу применительно к нынешней главе поселения, «все распродано при нас»…И известно даже, кому. Втихую и без шоу с «колышками».

"