Posted 25 ноября 2015,, 04:15

Published 25 ноября 2015,, 04:15

Modified 12 ноября 2022,, 08:32

Updated 12 ноября 2022,, 08:32

Пешка в чужой игре

25 ноября 2015, 04:15
Пешка в чужой игре
Сюжет
Статьи

В Петрозаводском городском суде продолжается рассмотрение уголовного дела в отношении депутата из Суоярви Владимира Заваркина. Напомним, что на устроенном «яблочным» окружением Попова митинге в Петрозаводске он высказался в сепаратистском духе. Выражаясь казенным языком, публично призывал к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации.

В начале ноября суд признал видеозапись выступления Заваркина экстремистской. Основанием послужило заключение лингвистической экспертизы о том, что в речи содержалось «высказывание побудительного характера, призывающее к отсоединению Республики Карелия от Российской Федерации». Суд запретил распространение записи на территории РФ, она была удалена собственниками с большинства федеральных ресурсов. Но уже на следующий день 7 ноября известный сайт беглого Василия Попова разместил ее на сервисе Youtube.com. Наверное, для того, чтобы все, кто раньше не успел посмотреть ролик, увидели, как радостно улыбнулась одна из организаторов уличной акции, Эмилия Слабунова, услышав реплику Заваркина, которая привела к судебному разбирательству.

«Меня пригласили и попросили»…

Суоярвский деятель, охотно подставившись под очевидное нарушение законодательства, преподнес «яблочникам» Попова подарок. Но не сюрприз – чего-то подобного, похоже, от него очень ждали (а может быть, и накручивали, и наталкивали). В конце прошлой недели Заваркин выступил в эфире одной из московских радиостанций и простодушно признался:

- Меня пригласили на митинг в Петрозаводск и попросили выступить от имени людей города Суоярви.

Вот так четко и сказал. Но потом… Может быть, организатора акции ему объяснили, что он их «сдает» подчистую такими откровениями? Потому что затем в судебном заседании Заваркин заговорил вдруг совсем по-другому: нет-нет, мол, все сам, и узнал о митинге, и помчался на него из своего города. Так когда суоярвский депутат говорил правду? Или уже окончательно запутался в том, что сказать можно, а что нельзя?

Вот и скандальная фраза – она, как поясняет теперь депутат, у него как-то сама собой вылетела. Не исключено, что именно на эту особенность, скажем так, не всегда чувствовать, где грань, изначально сделали ставку пригласившие его на митинг (если придерживаться все-таки той версии, которую Заваркин высказал первой). Не для того ли, чтобы он произнес с высокой трибуны слова, которые сама Эмилия Слабунова, например, никогда бы себе публично, под запись на видеокамеру, сказать не позволила? Ведь когда она вещает на митингах, это только кажется, что делает она это самозабвенно, в страстном обличительском порыве.

Нет, на самом деле все просчитано. Умелая игра в пламенного Цицерона особо важна, когда надо скрыть пустоту и бездоказательность выступления. Из свежайших примеров – речи украинских майданных ораторов, под которые еще не так давно бесновались «незалежные» активисты. Там главное было, что «Кто не скачет, тот москаль»… А когда просили этих скакавших по полкам разложить, за что скакали-то действительно: получали убогий набор из трех букв и двух лозунгов вроде «Украина це Европа».

«Яблочное» окружение Попова действует так же. Главное – не дать слушателям задуматься. Но человеческая природа такова, что заезженная пластинка рано или поздно все равно надоедает. А «яблочники» Попова крутят эту свою пластинку уже очень давно. К тому же срабатывает психология толпы: чем больше оратор накручивает истерию, тем большего накала эта толпа требует. Цепная реакция…

Но Слабунова – она дама, повторимся, расчетливая и осторожная. Конечно, все люди-человеки, и Эмилия Эдгардовна иногда прокалывается, проговаривается… Но не настолько, чтобы самой ляпнуть что-то, что создаст ей лично серьезные проблемы. Помните, как замешкалась с ответом госпожа Слабунова, когда журналисты застигли врасплох ее и Кравчук на выходе с тайной встречи с иностранными послами? Как тогда Эмилия Эдгардовна нервничала, как пыталась подобрать слова, запиналась… Это она-то, главный пламенный спикер Василия Анатольевича. Слишком очевидно было, что больше всего без подготовки депутат боялась сболтнуть лишнего. Хотя вот есть у вас уверенность, что на той тайной встрече не велись беседы в духе выступления господина Заваркина?

Но не пойман – не вор, так, надо полагать, рассуждает «яблочное» окружение Попова?

Так, видимо, они рассуждали, и услышав слова Заваркина на своем митинге: это ж он сказал, не мы. Хотя не понимать, что выступающий зарвался и нарушил законодательство, конечно, не могли.

Идут «в отказ»

Да, нарушил. Обличения, да и даже просто огульное охаивание губернатора, силовиков и иже с ними – это для «яблочников» занятие любимое, привычное и беспрепятственно ими осуществляемое на каждой уличной акции, пресс-конференции, в соцсетях… Да везде, в общем.

Но есть нюансы. Вот кричать «Хайль Гитлер» публично – нельзя. Возбуждать религиозную или межнациональную ненависть – нельзя. Заявлять, что детей-инвалидов надо убивать во младенчестве, чтоб не мучились – не просто по закону недопустимо, но и по всем человеческим, моральным меркам. И призывать к расчленению страны, в которой живешь, представьте себе, нельзя тоже. За это наказывают так же, как за фашистскую «свастику» или символику «Правого сектора», с бравадой вываленную на страницу в соцсети.

«Яблочникам» Попова такие законы могут нравиться или не нравиться, это их дело. Но то, что это так, они что, не знали? Знали, конечно. Сейчас на суде Эмилия Слабунова (в отличие от Заваркина она, организатор акции, легко отделалась – идет как свидетель) пытается «пойти в отказ»: мол, ничего такого суоярвский депутат не говорил и никаких сепаратистских призывов она в его речи не услышала.

Забавно. Похожим образом Эмилия Эдгардовна, помнится, отреагировала на скандальную аудиозапись своего босса Попова, где он продает себя майданному режиму в Киеве и походя признается, что потратил на выборы мэра Петрозаводска миллион долларов. Тогда она тоже поспешила заявить: не Попов это, нет, и голос не его, и все вообще «подделка»… Вот только случилась незадача: Василий Анатольевич сам взял, да и признал, что запись подлинная. Теперь Эмилия Эдгардовна нервно реагирует на любое упоминание этого казуса и наотрез отказывается отвечать на вопросы журналистов, так был ли миллион долларов и куда делся.

Мавр сделал свое дело

С Заваркиным то же самое. Деятель из Суоярви все в том же недавнем радиоэфире, вопреки утверждениям Слабуновой, подтвердил, что говорил про референдум об отделении от России. Но пояснил, что, мол, не знал тогда, что есть статья в Уголовном кодексе, которая квалифицирует подобные высказывания как серьезное нарушение закона. А когда ведущий попытался выяснить, до сих пор ли Заваркин настаивает на своем, скажем так, «предложении», депутат окончательно стушевался:

- Я не сказал, что действительно надо Россию раздробить, это тоже неправильно будет… Я жалею о том, что действительно высказался по этому поводу… Как я считаю теперь, узнав про эту статью, теперь, конечно, я понял, что не надо при людях говорить такое на митингах.

Что ж, возможно, лучше поздно понять, чем никогда. А еще лучше – наконец-то осознать, что его, суоярвского депутата, «яблочное» окружение Попова просто использовало. В интервью Заваркин сказал еще одну примечательную вещь: дескать, «я не думаю, что мне надо ехать в Европу, где меня пригреют…» Ну, правильно не думает – ибо кому он в той Европе нужен? Ведь у него, надо полагать, в отличие от Эмилии Эдгардовны, нет дочки в Венеции и сына в Германии. Или он надеется, что Василий Анатольевич его в Финляндию позовет под крыло? Тоже вряд ли. Даже штраф – если суд его на Заваркина наложит – очень сомнительно, что оплатит.

Так что с вероятными финансовыми и прочими последствиями своей словесной эскапады суоярвскому депутату, видимо, придется разбираться самому. Хотя, может, для него это не проблема? Ведь находит же человек, в интервью расписывающий свое вроде бы совсем небогатое материальное положение, возможность кататься в Москву, по студиям популярных радиостанций… Или для него эту возможность находят? Для «яблочников» мавр уже в общем и целом сделал свое дело. Тогда кто?

"