Posted 12 октября 2015,, 07:16

Published 12 октября 2015,, 07:16

Modified 12 ноября 2022,, 08:34

Updated 12 ноября 2022,, 08:34

Такое кино

12 октября 2015, 07:16
Такое кино
Сюжет
Статьи

Что сказать. Первое, что я мысленно слышу со стороны апологетов и сторонников Попова: «Фильм предвзятый! Фильм заказной!» Именно это мы теперь и услышим от всех «независимых» СМИ.

Предвзятый ли фильм? Безусловно, да. Хотя бы уже в силу подбора эпизодов жизни Василия Попова, которые выстроены в цепочку, характеризующую его исключительно как злодея, интригана и манипулятора муниципальной собственностью. Да, все это не высосано из пальца, опровергнуть или дать показанному позитивную трактовку довольно сложно. Но громадная и обидно недооцененная проблема в том, что это – далеко не весь Попов. И слишком просто все было бы, если б это был он весь – такой вот классический однозначный злодей.

Я достаточно долго наблюдаю за жизнью и деятельностью Василия Анатольевича, чтобы сказать: это умный и талантливый человек. Скажу больше: возможно, он умнее и талантливей многих тех, кто в последний исторический период управлял и управляет Карелией. Организатор, способный на пустом месте создать и сплотить вокруг себя довольно большие и сложные коллективы. Смелый и удачливый бизнесмен, с нуля создавший империю «Ленторга» и ряд сопутствующих бизнесов. Комбинатор, «шахматист», почти безошибочно расставляющий пешки и фигуры на доске… И если бы он не был таким – смог бы он добиться всего этого, получить решающее политическое влияние на несколько муниципальных районов Карелии и город Петрозаводск, создать весомое лобби в петрозаводском горсовете и в Законодательном Собрании республики?..

Не видеть всего этого – значит, не осознавать, с проблемой какого масштаба столкнулась Карелия в лице Попова. Если б его атомную энергию развернуть, так сказать, в мирное русло, в русло служения обществу – то, возможно, мы получили бы в нем по-настоящему выдающегося государственного и политического деятеля, который мог бы стать достойнейшим руководителем Карелии, а то и пошел бы много выше…

И вот тут мы невольно возвращаемся к сакраментальному вопросу, над которым мучились лучшие умы человечества: совместны ли Гений и Злодейство? Трагедия Василия Попова и наша общая беда – как раз в том, что, все, что он делал значимого в жизни, он делал не для общества, не для людей, не для общего блага, а исключительно для себя. И именно это совершенно ясно показано в фильме.

Если это было участие в выборах – то не ради торжества демократии и местного самоуправления, а ради зарабатывания денег, ради торга и, увы, даже вымогательства… Продвижение «своих» фигур на высшие выборные должности – это был всего лишь способ дальнейшего стяжательства, упрощение доступа к общественным ресурсам, средство лоббирования собственного интереса… И даже, казалось бы, нравственно безупречные цели ветеранского движения он умудрился перекроить под себя и создать из ветеранской организации некую прикладную сетевую структуру, замешанную на «черном» денежном обороте и направленную на какие-то полукриминальные задачи…

Так плох ли Попов тем, что спорил с властью, оппонировал губернаторам, вел оппозиционную политическую работу? Нет. Спорить с властью можно и нужно! Но коль уж ты берешься спорить с властью и пытаешься отстаивать некие иные ценности, то, в первую очередь, нужно хотя бы относительно чистые руки, чистую совесть и хотя бы приблизительно благие для общества намерения.

Любопытно, что сам Василий Попов, безусловно, это прекрасно понимает. Вот сейчас он сидит в Йоэнсуу, изображает из себя политического изгнанника и даже начал некую предпринимательскую деятельность. Но! Давайте на минутку представим, что там, в Финляндии, Попов начал вести свои политические и бизнес-дела теми же способами, какими он вел их в Карелии. Уклонялся бы от налогов. Выводил бы наличность из легального оборота. Платил бы своим сотрудникам «серые» и «черные» зарплаты. Подкупал бы членов городского совета. Вымогал бы у бизнесменов деньги, шантажируя их публикациями в своих СМИ. Организовывал бы финских ветеранов для создания схем, препятствующих свободному доступу других граждан на избирательные участки… Ну и так далее. Как вы думаете, сколько финское государство стало бы это терпеть? Да нисколько! Через месяц Попов оказался бы на нарах.

Потому там, в Финляндии, в «цивилизованной Европе», Попов – самый законопослушный гражданин и самый аккуратный налогоплательщик. Можете не сомневаться! Так почему же здесь, в Карелии ему позволялось столько времени заниматься всем этим? И почему, стоило правоохранительным органам наконец-то (не прошло и двадцати лет!) заняться этой его деятельностью, как многие немедленно стали кричать о «политических преследованиях»?.. Загадка.

Мышление наших людей, вообще, парадоксально. Взять тот же эпизод фильма о супруге Попова Анастасии Кравчук, депутате Законодательного Собрания. Когда органы стали копать ее совместные с Поповым дела, тут же раздались искренние крики: «Руки прочь от Кравчук! Она же многодетная мать!» Да ведь если у тебя есть дети, это отнюдь не индульгенция, это не твори что хочешь. Наоборот, это дополнительная ответственность. И когда у Попова хватало совести встраивать свою многодетную супругу в свои схемы по завладению муниципальным имуществом, то как раз она, мать, должна была остановиться и подумать о детях. Тогда подумать, а не сейчас, когда муж в изгнании, а над самой висит уголовное дело…

Если Кравчук на протяжении ряда лет тратит в месяц больше, чем зарабатывает за год, по нескольку раз в год выезжает на дорогие курорты и так далее, то именно ей, матери своих детей, надо было уже давно задуматься: а долго ли это может продолжаться?..

И, наконец, если ты, депутат Законодательного Собрания, берешь у коммерческих компаний «беспроцентные займы», которые явно не сможешь вернуть за десять лет беспорочной службы, то, по крайней мере, теперь не надо строить оскорбленную невинность и прикрываться, как щитом, своими детьми… Нехорошо это. Не по-христиански…

Огромные нравственные издержки поповской деятельности, к слову, сегодня отражаются не только в его семейной истории с Анастасией Кравчук. Корнилова, Залецкая, Карасова, Чечиль и другие «девочки Попова» -- кто под следствием, кто под судом, а кто в разработке у правоохранительных органов. Галина Ширшина, которую он втравил в авантюру мэрства, бессильно наблюдает, как над ее головой сгущаются тучи. А Василий Анатольевич удобно уселся в благоустроенной Финляндии, надел на себя белые одежды и расслабленно вещает в СМИ о нравственности в политике и проблемах российской демократии… Красавчик!

…Вероятно, фильм ГТРК «Карелия» -- не последний фильм о Попове. Будут писать и снимать еще. Достоевскому тут материала хватило бы на новое «Преступление и наказание». Такое кино…

"