Posted 31 июля 2015,, 10:09

Published 31 июля 2015,, 10:09

Modified 12 ноября 2022,, 08:38

Updated 12 ноября 2022,, 08:38

Некомпетентность, халатность или коррупция?

31 июля 2015, 10:09
Некомпетентность, халатность или коррупция?

На днях администрация карельской столицы распространила пресс-релиз о том, что происходит с ремонтом двух детских садов на улицах Мелентьевой и Петрова, которые в прошлом году были возвращены в систему дошкольного образования. В тексте оказалось слишком много странностей и умолчаний, и «Карелинформ» решил выяснить: что скрывается между строк официального сообщения? Подробности открылись поразительные, на наш взгляд, заслуживающие самого пристального внимания правоохранительных органов.

Начать стоит с того, что заставило городских чиновников выступить с оправданиями для прессы и общественности. Все просто: ситуацией с детсадами в Петрозаводске заинтересовался федеральный центр. Об этом стало известно чуть больше недели назад от главного федерального инспектора по Карелии Александра Хюннинена. Он сообщил, что полпредство президента РФ в СЗФО поручило провести проверку по нескольким объектам дошкольного образования в Петрозаводске.

Среди них – два отремонтированных детсада, которые должны открыться к новому учебному году. Должны, но то, что откроются – не факт. Мало того, мэрия рискует напороться на многомиллионные иски со стороны подрядчиков, и рассчитываться придется городскому бюджету.

Но по порядку. В течение ряда лет карельская столица получала помощь из федерального бюджета на развитие системы дошкольного образования. Такая субсидия была предоставлена и в 2014 году – город мог претендовать более, чем на 225 миллионов рублей. Часть этих средств должна была быть потрачена на капитальный ремонт двух зданий на ул. Мелентьева и ул. Петрова. Понятно, что готовиться к освоению этих средств городским властям надо было заранее: предусмотреть софинансирование, разработать проектно-сметную документацию. Потому что под пустые обещания – мол, вы денег дайте, а мы все сделаем - целевые субсидии никогда не выделяются.

В мэрии это, конечно, понимали, поэтому, насколько известно, еще в апреле прошлого года речь зашла о том, что необходимо приступить к подготовке проекта по двум детсадам. Соответственно, подведомственному муниципальному учреждению – Центральному ремонтно-строительному управлению (ЦРСУ) было дано поручение от комитета социального развития подготовить техзадание на выполнение проектной документации.

Скандальный шлейф

Здесь необходимо сделать отступление и напомнить, кто возглавляет ЦРСУ. Это некий Сергей Терентьев, который был назначен на эту должность Галиной Ширшиной вскоре после ее прихода в кресло мэра. Назначение тогда вызвало немалый резонанс. И дело, конечно, не в том, что Ширшину и Терентьева, судя по всему, связывало знакомство с тех времен, когда оба работали в Карельской педакадемии. А в том, что за бывшим проректором по хозчасти КГПА тянулся шлейф коррупционного скандала. В 2009 году Терентьев получил приговор по уголовному делу, которое относилось к периоду, когда он работал начальником отдела материально-технического снабжения вуза. Как было установлено судом, Терентьев создавал условия для победы «своих» организаций на конкурсах по заключению государственных контрактов на выполнение подрядных работ, финансируемых за счет бюджетных денег, выделенных вузу.

Тогда Терентьев отделался всего лишь небольшим штрафом, но то, что новый мэр сочла возможным назначить на должность руководителя муниципального предприятия – причем напрямую связанную все с теми же контрактами и пр. – человека с таким прошлым, мягко говоря, удивило. Но многочисленные публикации в СМИ по этому поводу Галина Ширшина проигнорировала, и Терентьев остался на посту руководителя ЦРСУ.

«К сведению приняла»

Итак, возвращаясь к главной теме – разработке проектной документации по детсадам. ЦРСУ обязали выполнить муниципальное задание не позднее 2 квартала 2014 года. За это время полагалось провести аукционы, выбрать подрядную организацию, которая и должна была подготовить проекты.

Время пошло. В середине мая комитет соцразвития поинтересовался у руководителя ЦРСУ, на какой стадии выполнение поручения. В письменном ответе от 20 мая Терентьев заверил, что все нормально, работа идет: в ближайшее время извещения о проведении аукционов будут опубликованы.

Наступил июнь. Опираясь на полученную от ЦРСУ информацию, комитет соцразвития опять же в письменном виде сообщил Галине Ширшиной, что аукцион вот-вот пройдет, и проектная документация будет получена в назначенные сроки, то есть в конце месяца. На письме стоит резолюция мэра «К сведению приняла».

Июнь прошел, начался июль. Проектная документация в комитет соцразвития так и не поступила. На совещании у Ширшиной руководитель ЦРСУ, правда, заявил, что она готова: мол, подрядчик все сделал, сейчас ремонтно-строительное управление якобы проверяет то, что получилось. Терентьеву верят (?) и сдвигают срок до конца июля.

Но уже спустя неделю выясняется, что руководитель ЦРСУ, если очень мягко выразиться, вводил всех в заблуждение: никакой документации не то, что нет, но даже и контракты на ее разработку с подрядной организацией не заключены. И ранее конца июля заключить их не удастся. А потом еще нужно не меньше месяца на саму разработку так и не сделанных проектных документов….

В общем, в комитете по соцразвитию забили тревогу: если проект будет готов не раньше конца августа, то аукцион на выбор подрядчика по проведению самого капремонта удастся объявить в лучшем случае в сентябре. Пока он пройдет, пока будут заключены договоры… Между тем, сроки федеральным центром для освоения субсидии поставлены жесткие, и они стремительно истекают, график нарушен катастрофически.

На этом письме мэр вновь ставит резолюцию «К сведению приняла». И добавляет, что предыдущий аукцион по разработке проектной документации, в котором победила некая организация «КВ-Проект»… признан несостоявшимся по решению управления Федеральной антимонопольной службы.

Ни проекта, ни подрядчика

Как говорится, приехали – оказалось, что не только проекта, но и подрядчика у ЦРСУ нет. Пришлось срочно объявлять новый аукцион, в котором победила уже другая организация. И тут вновь начинаются странности: ЦРСУ по какой-то причине не предоставляет вовремя весь пакет документов в Контрольно-счетную палату города, без согласования с которой заключить муниципальные контракты невозможно. Соответственно, надзорный орган в согласовании отказывает. Новый подрядчик к работам так и не приступает, все вновь срывается.

На дворе уже сентябрь. В итоге, ссылаясь на жесткий цейтнот, в мэрии принимают решение «разбить работы на этапы». Проще говоря, выполнять их по кусочкам, мелкими партиями, когда стоимость каждой не будет превышать 100 тысяч рублей. Дело в том, что в этом случае федеральное законодательство позволяет заключать контракты без проведения конкурсов – заказчик выбирает подрядчика по своему желанию.

Так и было сделано. И кто же оказался этим подрядчиком? Вот здесь самое интересное – все тот же «КВ-Проект». Ставятся сроки до конца октября, сроки эти вновь не выдерживаются. К представленным проектам множество нареканий: неправильное количество запроектированных дверей, игровое уличное оборудование выбрано не по возрасту, нет водоотводных сооружений, есть сомнения по конструкции кровли и прочее. Ошибки в спешке исправляются (не аукнется ли эта спешка, не дай Бог, потом, когда учреждения примут детей?).

Словом, многострадальную проектную документацию удалось-таки получить только 18 ноября. А аукционы на проведение самого капремонта провести в середине декабря. И, соответственно, заключить контракты и приступить к ремонту лишь в январе 2015 года – тогда, когда работы по соглашению о получении субсидии уже должны были быть ЗАВЕРШЕНЫ!

Утром деньги, вечером стулья

Финал предсказуем: поскольку в 2014 году мэрия не освоила федеральные средства на ремонт двух детсадов, деньги пришлось вернуть в российский бюджет. Тем удивительнее сейчас читать пресс-релизы от горадминистрации, о том, что «ремонт практически завершен», «инвентарь и мебель завезены», но пока нет пищеблоков и холодильного оборудования – их установка возможна только после получения денег. Но «на сегодняшний день в администрации города нет официального подтверждения финансирования».

Конечно, нет, откуда? Сроки, еще раз повторимся, мэрией были все сорваны. И что же делает Галина Ширшина? Как обычно – переводит стрелки. А именно, заявляет, что «возврат федеральных средств – проблема, требующая непосредственного участия и активной работы со стороны правительства Республики Карелия».

Но, позвольте, это что, правительство Карелии всю весну и лето тянуло с проектной документацией и кормило завтраками? Это оно сначала провело один аукцион с нарушениями, а потом сделало все, чтобы победивший в следующем конкурсе подрядчик так и не приступил к работам? Почему теперь республиканские чиновники должны опять расхлебывать…

А что, кстати, расхлебывать? Что это вообще было со стороны Галины Ширшиной и ее протеже господина Терентьева? Некомпетентность? Халатность? Или личная заинтересованность? Потому что, после погружения в детали истории, остается открытым главный вопрос: почему она вообще стала возможной? Не потому ли, что всеми правдами и неправдами надо было отдать муниципальный заказ определенному подрядчику – «КВ-Проект»? Или по каким-то другим мотивам? Почему мэр все «принимала к сведению», но тот же Терентьев как был, так и остается в кресле руководителя муниципального учреждения?

Разбираться в этом, очевидно, должны надзорные и правоохранительные органы. Тем более, что последствия для городского бюджета могут оказаться более, чем серьезные. Непонятно, на чем строит надежды Галина Ширшина, полагая, что федеральный центр сочтет возможным вернуть субсидию 2014 года для того, чтобы оплатить муниципальные контракты 2015 года. Ожидать, что московские чиновники пойдут на нарушения бюджетного законодательства, «пожалев» петрозаводского мэра, как минимум странно. Но работы-то то по капремонту, действительно, уже сделаны. И оплатить их придется: если не добровольно, то подрядчик взыщет причитающуюся ему сумму по суду. А это, по имеющейся информации, более 60 миллионов рублей. Сумма для дефицитного петрозаводского бюджета огромная. И если город ее лишится, «спасибо» надо будет сказать мэру.

"