Posted 15 июля 2015,, 06:13

Published 15 июля 2015,, 06:13

Modified 12 ноября 2022,, 08:39

Updated 12 ноября 2022,, 08:39

Галина Ширшина: эксперимент № 2

15 июля 2015, 06:13
Галина Ширшина: эксперимент № 2

Намедни Галина Ширшина в очередном интервью в очередной раз делилась своими бессчетными жалобами. О том, как ей все мешают и как все вокруг против нее. И особенно депутаты Петросовета. Никак не дают градоначальнице позаботиться о народе, а она так хотела бы, так хотела… Эти традиционные жалобы уже, наверное, и не обратили бы на себя внимания, если бы не пример, который привела мэр города. И если бы не состоявшаяся в понедельник сессия Петросовета.

А именно, не дождавшись заседания и итогов голосования, Галина Ширшина заранее пожаловалась прессе, что депутаты не принимают «решения, которые необходимы сегодня жителям, к примеру, по расселению аварийного фонда».

«Это нонсенс», «Это необъяснимо вообще ничем», «неконструктивный настрой», - забегая вперед, возмущалась мэр. Видимо, напрочь позабыв о поговорке «поспешишь – людей насмешишь». И, конечно, не расшифровав, что за решения имеются в виду.

Так вот, на минувшей сессии эти исходящие от мэрии инициативы Петросовет поддержал. И, очевидно, пошел на серьезный риск. Почему, станет понятно дальше.

Итак, речь идет о том, чтобы увеличить до 60% застройку территорий, «в отношении которых принято решение о развитии». Расплывчатость формулировки, конечно, сразу вызывает настороженность. А площадь в 60% - еще больше настораживает, ибо возвращает к воспоминаниям о скандалах с уплотнительной застройкой, когда разные «элитные» многоэтажки оттяпывали куски у территорий детсадов и детских площадок, дворы и парковки у обычных, «неэлитных» домов.

Чиновники мэрии пытаются успокоить.

- Решение о развитии может принять администрация города в двух случаях, если территория попадает в программу по переселению (аварийного жилфонда – прим.ред.) и если на данной территории располагаются аварийные жилые дома, - заявила начальник архитектуры и градостроительства Анастасия Ульянова.

Как воспоследовало из дальнейшего обсуждения, на данный момент говорится вообще только об одном участке, на улице Белинского. Там есть шесть многострадальных домов, обитатели которых и в самом деле живут в ужасающих условиях: выгребные ямы вместо туалетов, стирают белье зимой под уличными колонками и так далее. Так живописали ситуацию представители горадминистрации и выступившие в поддержку инициативы депутаты. Сами жильцы уже тоже много лет бьются, чтобы вырваться из этого невыносимого быта каменного века. За представившийся шанс – разрешить бизнесменам 60%-ную застройку территории с тем, что потом они предоставят благоустроенные квартиры – люди, конечно, уцепились всеми силами. У одной из представительниц этих аварийных домов, пока шла дискуссия на сессии, настоящее отчаяние было в глазах…

Не исключено, что и это повлияло на итоги голосования, хотя некоторые депутаты призывали коллег все-таки не принимать решение «на эмоциях». Потому что возражения звучали тоже серьезные. Например, если с домами на улице Белинского сомнений нет - это уже не просто аварийный фонд, а вовсе непригодное жилье - то вот с территориями, которые затем будут объявляться территориями «под развитие»… Простой пример: когда тем же чиновникам или управляющим организациям было невыгодно признавать дома аварийными, чтобы не вкладываться в ремонты и так далее, немалая часть жилого фонда в Петрозаводске резко помолодела. Доходило до абсурда: в доме могла крыша проваливаться, стены расползаться трещинами… А процент износа «должностные лица» ставили такой, что по бумагам выходило: да этот дом еще двести лет простоит, ваших внуков и правнуков переживет.

Поэтому ряд депутатов высказали опасение: а не возникнет ли здесь обратная ситуация? Когда застройщикам станет выгодно признавать дома аварийными, многие из них, наоборот, так же резко «одряхлеют». На бумаге. И не факт, что это будут те самые дома, которые на самом деле срочно нуждаются в расселении. А не дома, которые, скажем, располагаются в привлекательном районе, с развитой инфраструктурой, коммуникациями. Таких вариантов, даже хоть и в самом центре, все еще немало может оказаться. Искушение воткнуть очередную многоэтажку где-нибудь в шаговой доступности от центральных улиц, будет велико…

Как отмечалось на сессии, нет положения о порядке формирования таких земельных участков, которые отдаются «под развитие», и под этим соусом, не исключено, можно будет любого размера участки нарезать и «делать там, что угодно». Отмечали депутаты и то, что, как правило, если речь действительно идет о территориях, застроенных ветхими домами, то и инженерные коммуникации там (если они есть), такие же ветхие. И нагрузки от новостроек могут не выдержать.

В ответ на это Анастасия Ульянова уверяла, что «будут запросы в ресурсоснабжающие организации», решения горадминистрацией «будут приниматься взвешенно» и исключительно «во благо горожан».

Что ж, депутаты Петросовета в итоге дали мэрии такую возможность – поработать во благо горожан. Хотя, как предупредил депутат Павел Сандберг, надо признать, что это «некий эксперимент». Он не стал скрывать, что считает: необходимо на примере одной территории – улицы Белинского – посмотреть, как сработает этот эксперимент, какой инвестор придет, в какие сроки переселят людей и какое жилье они получат. И что вообще за застройка появится на этом месте.

Пока четких ответов на это у горадминистрации, конечно, нет. По словам Анастасии Ульяновой, есть «заинтересованные лица», но застройщик будет определен по результатам конкурса.

- Договор о развитии будет не бесплатным, он (застройщик – прим.ред.) будет платить за заключение, - добавила чиновница.

На вопрос, когда начнется переселение, Анастасия Ульянова ответила не очень уверенно:

- Расселение, я думаю, что с 2016 года. В этом году, к сожалению, не успеть, но в следующем году процесс пойдет.

Словом, осталось подождать недолго. Вот только слово «эксперимент» все же немного пугает. Был уже не так давно у мэрии один эксперимент, с Троллейбусным управлением. И тоже «во благо горожан». И тоже депутаты соглашались, выделяли деньги, увеличивали дотации. Чем все закончилось, все помнят: запросы МУПа росли не по дням, а по часам. На 2015 год была выделена сотня миллионов рублей, но, не успел закончиться второй квартал, а предприятию вновь нужно еще… Ситуация вновь критическая, а мэрия все валит на Петросовет, на происки врага, на кого угодно…

В общем, главное, чтобы и здесь все так же не получилось. Чтобы жильцам домов по улице Белинского все-таки повезло, чтобы мэрия не провалила конкурсы, чтобы инвестор был найден добросовестный… То есть чтобы хоть одно «полезное дело» (это не издевка, а отсылка к агитке «Десять полезных дел Ширшиной», чуть ли не год болтавшейся по разным интернет-ресурсам) мэру удалось. И чтобы вместо уплотнительной застройки или разрушения исторических зданий вроде кинотеатра «Сампо» город получил дополнительный работающий механизм расселения аварийного жилья. Если честно, верится в это не очень. Но, по крайней мере, Галина Ширшина не сможет сказать, что ей в очередной раз кто-то мешал и не давал работать.

"