Posted 26 мая 2015,, 12:03

Published 26 мая 2015,, 12:03

Modified 12 ноября 2022,, 08:41

Updated 12 ноября 2022,, 08:41

Три года спустя

26 мая 2015, 12:03
Три года спустя
Сюжет
Статьи

22 мая 2012 г. в Карелии первый раз услышали фамилию Александра Худилайнена, присланного президентом страны в республику в качестве губернатора. Теперь это самая часто упоминаемая фамилия в СМИ Карелии

Три года в обычной жизни – это много, а три года губернаторской жизни, можно сказать, что это целая эпоха прожита. Все лучшие и не лучшие человеческие качества президентского назначенца увидены, размах мыслей и умение их воплощать оценены и уже стало примерно ясно, что от нового главы ожидать (хотя какой он новый, уже и не новый, уже вжившийся в нашу действительность и ставший её частью, причём заметной и влиятельной).

Собирая вчерашнюю пресс-конференцию, губернатор А. Худилайнен явно не с трёхлетним отчётом перед журналистами выступать собирался, но напомнил о двух майских датах и его жизнь поменявших, и нашу тоже. Во-первых, это для всех неожиданное появление его 22 мая 2012 года в качестве губернатора. А два года назад вторая майская дата случилась, тоже уже ставшая вехой в истории Карелии, когда была создана государственная комиссия по празднованию 100-летия республики. Последняя дата важна по двум причинам: с помощью госкомиссии в социально-экономическую жизнь республики вовлекли высший эшелон федеральной власти, федеральные министры и их заместители зачастили в Карелию, и не в качестве гостей, а работников (спасибо за то председателю госкомиссии, секретарю Совета безопасности России Николаю Патрушеву) и, скорее всего, республика получит-таки большие деньги на своё развитие в рамках федеральной целевой программы (решение окончательно не принято, потому оговариваемся, но все решающие визы на программный документ наложены, и в принципе он нуждается лишь в формализации, однако, как говорится, не говори гоп, пока не перепрыгнешь). Если программу утвердят на ближайшем заседании правительства России и начнётся её реализация, рассчитанная на период до 2020 года, то многие нынешние проблемы республика сможет решить с помощью бюджетных федеральных денег и привлечённых инвестиций. Как правильно сказал вчера А. Худилайнен, заглядывая в близящийся июнь с датой старта программы: тогда и начнётся пахота.

Впрочем, ещё раз оговоримся, А. Худилайнен на пресс-конференции никаких итогов своей трёхлетки не подводил, прошла рабочая встреча с журналистами, на которой просто была упомянута дата его прихода в Карелию.

Вопросы ему задавались разные, касающиеся всего – экономики, политики, личной жизни, оценок его тех или иных ситуаций и событий. В нашей публикации мы остановимся только на нескольких фрагментах общения журналистов с губернатором, показавшиеся нам интересными.

В Карелии существует экономика?

Экономическая статистика 2014 года удручающая в Карелии, свидетельствует она о почти бедственном состоянии республиканского бюджета. Анализируя статданные понимаешь, что промышленное производство фактически не укрепляет состояние казны, которая наполняется преимущественно деньгами собираемых с физических лиц. От деятельности предприятий (с налога на прибыль) в бюджет поступило в прошлом году 1,8 миллиардов рублей, а с граждан фискальные органы собрали 7,1 миллиарда рублей (НДФЛ). Причём динамика идущих процессов пугающая, поскольку второй налог растёт в объёме, на 20 процентов увеличился по сравнению с 2013 годом (что, в общем-то, и неплохо, так как это свидетельствует о росте доходов населения, люди стали жить лучше), а вот первый налог, призванный быть главным бюджетным кормильцем, напротив снижается (минусуем на 10 процентов за тот же период). Из общей денежной массы, которой распоряжалось правительство Карелии, 42 процента получены из федерального центра (разные виды помощи и поддержки). А чтобы региональной власти справиться со своими социальными обязательствами перед населением – 71 процент всех расходов приходятся именно на данный вид деятельности – правительству Худилайнена приходилось прибегать к заёмным средствам. В итоге государственный долго все три года, уже при новом губернаторе прожитых, постоянно рос, достигнув 20 миллиардов рублей. И это означает, что наш долг – а это именно наш долг, всех жителей вместе взятых, потому как на нас деньги тратятся – уже превышает сумму которую мы зарабатываем и которая в качестве доходов поступает в бюджетные закрома Карелии. Нехорошая финансовая картина вырисовывается.

И возникает диссонанс: ожидания велики (действительно, много заделов уже сделано), но, оглядываясь на прожитые три года, достаточно и критических вопросов возникает к республиканскому правительству. А. Худилайнен вчера ответил на объективно существующее противоречие.

Сначала он напомнил, что удалось спасти от остановки все предприятия, чья судьба три года назад была под большим вопросом. Сохранился Надвоицкий алюминиевый завод, для чего понадобилось дважды пробиваться ему к президенту страны. Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат со всей своей промышленной и сырьевой инфраструктурой приобрёл нового собственника, влившись в АФК «Система». В настоящее время создаётся новый холдинг «Сегежа-групп» (на базе ИнвестЛеспром»). Кондопожский ЦБК из состояния банкротства пока не вышел, но найдена модель его функционирования, когда он работает на давальческом сырье, хотя, надо понимать, что не ему, соответственно, и продукт производимый принадлежит и не комбинат прибыль от продажи бумаги получает. Пока так. Но эта не выгодная для предприятия финансово-производственная модель тоже должна в перспективе быть заменена.

Всё рассказанное А. Худилайненым – правда, мы всё это с вами и сами видим. Ни одно базовое для экономики Карелии предприятие не закрылось. Но произошли ряд других существенных событий, которые, собственно, и обрушили доходную часть бюджета республики, причём не в Карелии причины тому искать нужно. Федеральный центр, исходя из своих интересов, казавшихся тогда важными правительству России, породил систему консолидированных налогоплательщиков, позволив промышленным гигантам типа Костомукшского горно-обогатительного комбината, входящего в холдинг Северсталь, налоги выплачивать не по месту нахождения производства, в данном случае в Карелии, а прямо в кассу холдинга, минуя республиканскую казну, а уж затем только какая-то часть налогов возвращалась в Карелию. Подобная схема уплаты налогов была выгодной только финансово-промышленным группам (кто-то в Москве на самом высшем уровне власти пролоббировал их интересы). Как следствие, если в бюджет Карелии поступило в 2012 году 5,8 миллиардов рублей налога на прибыль, то в прошлом только 1,8 миллиарда. И понятно чем вызвано такое падение. В прошлом году Костомукшский ГОК заработал в Карелии, здешние недра черпая, и наши профессиональные кадры используя, 11,5 миллиардов рублей (прибыль на зависть), а в казну Карелии перечислил аж 112 миллионов рублей, не без иронии произнёс А. Худилайнен, объясняя почему такое резкое падение по налогу на прибыль произошло. Предприятие вполне успешно работает, но в другом месте деньги складывает теперь. Таких вычеркнутых налоговых источников в Карелии 28 (Костомукшский ГОК самый значительный из них), а самым последним «консолидированным беженцем» стал «Петрозаводскмаш», который в декабре прошлого года тоже покинул фискальные границы Карелии.

После двухлетних споров регионов с федеральным правительством – а Карелия здесь отнюдь не единственная жертва «налоговой консолидации» – прежний механизм сбора налогов с промышленных гигантов был отменён с 1 января 2015 г. Формирование новых консолидированных групп налогоплательщиков законодательно запрещено в России, однако обрушение уже произошло и сам процесс «бегства» налогов из регионов состоялся. Произошла довольно странная финансовая операция, когда собираемые в 27 регионах страны налоги с консолидированных групп предприятий в совокупности составлявшие по данным Минфина РФ 80 миллиардов рублей, после того как были выведены в другие регионы, где консолидированные налогоплательщики зарегистрированы, ужались почему-то до 50 миллиардов. А куда подевались ещё тридцать миллиардов налогов? Они понятным образом были «оптимизированы» внутри тех же промышленных групп. Там опытные юристы и финансисты трудятся, умеют грамотно составлять отчётные документы. В итоге все регионы потеряли доходы, в целом государство понесло ущерб. В выигрыше только собственники корпораций, холдингов и компаний.

Приходится признать, что когда всей этой информацией обладаешь, то понимаешь, что главы регионов тут сами жертвы федеральных игр и тайных целесообразностей. Потому и корить А. Худилайнена за провальный налог на прибыль становится сложно. Объективные обстоятельства в данном случае оказались сильнее его правительства.

Нашлись у него объяснения и относительно растущего в республике госдолга (чего нельзя отрицать), и несколько утешающее объяснение на тему, что происходит процесс замещения долгов перед коммерческими банками на долги перед государством: в структуре долга процент рыночных заимствований сократился с прежних 75 процентов до 55 процентов, теперь 45% – это долг перед государственным бюджетом, и надо понимать, что если ростовщики (коммерческие банки) сдирают 20-25 процентов за кредитный заём, то государство от 0,1 до 3 процентов. Тут и не специалисту ясно, что нужно как можно быстрее отказываться от банковских кредитов (гасить их и не брать денег в долг под драконовские проценты).

В общем, три года с Худилайненым прожиты – хуже не стало, лучшее пока только ожидается. Но и у него ещё два губернаторских года впереди.

Кто отправляет губернатора в отставку?

Как А. Худилайнен относится к требованиям о своей отставке? Сказать что это какое-то массовое желание – нельзя, но люди выходящие под такими лозунгами на улицу довольно активные и точно информационно заметные, потому и отмахнуться от факта сбора подписей с требованиями об отставке нельзя, и не видеть уличных акций, участники которых настаивают на проведении в Карелии досрочных выборов – тоже невозможно. Как ко всему этому относится сам губернатор, такой вопрос задан был ему журналистами.

«Я человек живой и мне это неприятно, – честно признался Александр Худилайнен, после чего заметил, – мы все знаем откуда ноги растут и кто это всё инициирует – подписи, митинги». Фамилий организаторов он называть не стал, но последующие рассуждения его и без того всё объяснили, поскольку речь зашла об уголовных делах, фигуранты которых в последние полгода постоянно на слуху и в защиту которых как раз и выступают анти-губернаторские вожди уличных акций. Это всё люди из «списка Попова», владельца петрозаводской торговой сети «Ленторг», недавно также заочно арестованного и сейчас находящегося в международном розыске, потому что за границей пребывает (хотя теперь уже можно писать – скрывается, что тоже правдой будет).

А. Худилайнен аресты лиц, связанных именем Попова, относит к разряду коммерческой уголовщины (попались на махинациях с муниципальным имуществом и землёй) и потому им придётся за нанесённый ущерб муниципальным бюджетам отвечать, не сомневается он. Политика, сказал губернатор, здесь специально навязывается для общественной дискуссии, хотя никакого значения партийная принадлежность фигурантов уголовных дел не имеет. Кроме тех обвиняемых в мошенничестве кого на митингах пытаются представить политически преследуемыми есть и другие в мошенничестве заподозренные: в прошлом году шестерых государственных и муниципальных служащих привлекли к уголовной ответственности и уже в текущем году 27 коррупционных дел возбуждено правоохранительными органами, припомнил он.

– Мне всё равно у кого какой из них партийный билет. Организаторы митингов сами замешаны в махинациях с недвижимостью, с землёй … до суда дело недолго [осталось]. Наводить порядок будем. То что митинги проводят – их право, … если бы они сами были белыми и пушистыми с точки зрения морали и этики, они были бы правы, а когда сами по уши … [в этом месте губернатор сделал паузу, дав возможность каждому досказать про себя начатую им фразу, но сам вслух этого не сделал, как-то невпопад даже завершив мысль] … нарушили законодательство, то морального права у таких людей организовывать митинги не должно быть.

Одним словом, делать уголовно преследуемые лица могут что угодно, в том числе и массовые акции организуя, но если мошенничество их будет установлено в суде, то их накажут. Рассуждая на эту тему, А. Худилайнен явно специально обратил внимание журналистов на то, что не за всех в мошенничестве обвиняемых бьётся «группа Попова», а только за своих, представляя их в роли политически преследуемых, чуть ли не узниками совести (наверное наступит время, когда и эти символы вознесутся над митингующими). Губернатор, кстати, заявил, что любой в том числе из его правительственного окружения, уличённый в уголовном деянии, будет нести ровно такую же ответственность как и все подобные лица, преступившие закон. Это хорошее обещание и предупреждение.

Сам он, как руководитель республики, не способен влиять на действия правоохранительных органов, там самостоятельно определяют характер своих действий, исходя из закона и собранных фактов. А. Худилайнен, подозреваемый протестующей против него улицей чуть ли не в управлении силовыми органами при возбуждении уголовных дел, повторил, что никакого влияния на силовиков не имел и не имеет, а с недавних пор, с апреля 2015 г., после того как был принят новый указ президента, то должностные лица в статусе глав субъектов Федерации и вообще исключены из числа тех с кем проводится согласование при назначении в регионы руководителей силовых органов власти. То есть полная кадровая автономия существует в МВД, прокуратуре, ФСБ, следственном комитете и т. д. Никак главы регионов влиять на расстановку руководителей не могут. Это и есть ответ на все пустые подозрения относительно «политического заказа» против уголовно обвиняемых сторонников Попова, дал понять он журналистам.

Досрочных выборов главы Карелии не будет

От вопроса о возможности досрочной отставки с поста главы Карелии А. Худилайнену было не уклониться, и он его ожидал. Как, собственно, и ответ его был заранее предсказуем. Когда заговорили на эту тему, то А. Худилайнен довольно ясно сказал, что в очередь следом за другими губернаторами, уже попросившимися в отставку, чтобы идти на досрочные выборы, он вставать не собирается и отработает весь положенный ему срок, то есть до осени 2017 г. А вот если к тому времени поймёт, что пользуется поддержкой жителей республики, то попросится на выборы, а до этого момента подобный вопрос в повестке дня для него не стоит. Тема закрыта.

Так оно, наверное, и есть, да и сроки для выдвижения практически упущены, хотя кто сказал, что к следующей избирательной страде, скажем, к осени 2016 года, когда масштабные выборы состоятся в Госдуму и в Заксобрание Карелии, опять тема досрочных перевыборов не возникнет? В политике длительное планирование всегда затруднено вдруг возникающими обстоятельствами.

Жизнь после

Самой значимой ближайшей вехой в жизни республики станет правительственное заседание в Москве, на котором будет решаться вопрос о принятии федеральной целевой программы по Карелии. Если такое случится, то с этого момента начнётся второй этап в трудовой биографии губернатора Карелии Александра Худилайнена. Он и сам это понимает, большие надежды связывая с принятием федеральной целевой программы развития Карелии до 2020 года. Это и его личный шанс, но больше всё-таки наш шанс на лучшую жизнь в республике.

"