Posted 13 мая 2015,, 06:26

Published 13 мая 2015,, 06:26

Modified 12 ноября 2022,, 08:42

Updated 12 ноября 2022,, 08:42

Плохая игра

13 мая 2015, 06:26
Плохая игра

Публикация аудиозаписи, в которой спонсор петрозаводских «яблочников» Василий Попов в разговоре с украинским политтехнологом признается, сколько он потратил денег на проведение в кресло мэра Галины Ширшиной, наделала шуму не только в Карелии. Этим телефонным разговором обитающий ныне за границей беглый олигарх изрядно, как говорится, подставил свое окружение, и прежде всего Ширшину. Неприятный сюрприз поверг яблочную группировку в такой раздрай, что дошло до анекдота. Верная соратница Попова, депутат Заксобрания Эмилия Слабунова в комментариях СМИ бросилась опровергать подлинность записи, защищая своего шефа.

Попытка защиты вышла неуклюжей и смешной, поскольку депутат Слабунова, видимо, не успела проконсультироваться с Поповым и не знала, что сам он не смог отвертеться: все правда, голос на записи его, беседа была.

Словом, «яблочники» Попова благодаря его откровениям попали в глупейшее положение. Но это еще полбеды. Дело в том, что скандальный разговор может иметь самые неприятные последствия для мэра, ибо отсиживающийся то в Финляндии, то на египетском курорте олигарх озвучил четкую сумму, которую потратил на предвыборную кампанию Слабуновой-Ширшиной. По его словам, это был «почти миллион долларов». Верится легко и сразу, поскольку еще не успели затихнуть другие скандалы: с «черной кассой» Попова, с расследующимся уголовным делом о предвыборных махинациях в отношении другой соратницы олигарха, Галины Карасовой...

И вот в какой ситуации оказалась Ширшина? Судилась-судилась со СМИ, рассказавшими о «черной кассе» Попова, и все суды проиграла. А теперь – неизбежные новые подозрения о финансовых связях с «яблочным» спонсором, и на сей раз гораздо более серьезные. Ведь официально-то, по представленным в ЦИК документам, на предвыборную кампанию Ширшиной было израсходовано чуть более 1 миллиона 300 тысяч. Рублей, а не долларов. Озвученную Поповым сумму технический кандидат Ширшина вообще не имела права тратить, ибо избирательный фонд претендента на пост градоначальника не мог составлять более 10 миллионов рублей.

То есть Попов фактически признался, что выборы Ширшиной были проведены с грубейшим нарушением закона. Не менее нехорош для мэра и общественно-информационный резонанс телефонной «болтовни» яблочного спонсора. Теперь вопрос – как вообще так вышло, что никому не известный технический кандидат возглавила город – похоже, рискует окончательно подорвать призрачную легитимность избрания нынешней градоначальницы. Ибо всякие нехорошие подозрения о подкупе избирателей и прочее уже ярко вспыхнули вновь и обсуждаются с новой силой в соцсетях, на форумах, в СМИ…

Повторимся, даже если правовых последствий для Ширшиной откровения Попова иметь не будут, удар по имиджу мэра, и без того более, чем не блестящему, огромный. Потому пиарщики Ширшиной, поначалу озадаченно притихнув, спустя пару недель все-таки попытались сделать ответный ход.

Новости с душком

На одном из сетевых ресурсов появилось пространное интервью с градоначальницей с пафосным заголовком. Первое, что обращает на себя внимание – что это за ресурс. «Родом» он из соседнего северного региона, в местных СМИ к нему приклеилось неформальное название «агентство фейковых новостей». Эти самые «новости» журналисты из других изданий уже не раз разоблачали. Ну, например, «сенсацию» о том, что в области якобы запретили к показу фильм «Левиафан». Никто ничего не запрещал, как выяснилось. Были у странного ресурса и другие странные придумки: возьмут, например, да и расскажут, как местный роддом «затопило фекалиями» и его закрыли. А на самом деле в медучреждении, как оказалось, новый лифт устанавливали

И зачем было на ресурсе с таким душком размещать вроде бы «имиджевое» интервью петрозаводского мэра? Никто другой не взял, что ли? В последнее предположение, кстати, можно поверить. Ибо сам текст таков, что… Ну вот хотя бы одну из первых фраз стоит процитировать:

- Слабунова - это лицо и совесть всей Карелии.

Это не шутка, так и написано, хотя любому нормальному человеку после прочтения этих слов хочется протереть глаза и еще раз удостовериться, что данный перл имеет место быть. И что он о госпоже Слабуновой. Почему-то сразу в голову лезут какие-то «неподходящие» воспоминания. О том, что некогда «совесть всей Карелии», увлекшись «большой политикой», но при этом продолжая занимать должность директора одного из городских лицеев, раздула свой управленческий штат до 11 заместителей. Столько замов ни у одного губернатора, мэра, министра, сколько у Слабуновой, не было… Минобразование устало уже объяснять: да никаких субвенций из бюджета на содержание такого «аппарата» не хватит, ну поскромнее как-то надо… Или еще вспоминается, что дети «совести Карелии» живут почему-то уже давно совсем не в Карелии. Одна в Венеции трудится «персональным шоппером» - помогает тем, кому некуда деньги девать, обновлять гардероб, сопровождая по модным бутикам. Другой обитает в Мюнхене и ведет онлайн-журнал про наручные часы класса люкс или что-то типа этого.

Нет, пусть живут, пусть ходят по бутикам, меняют «Ролексы» ежемесячно, устраивают тест-драйвы на «Ламборджини» и еще чего-то там… Но вот только тогда про «совесть всей Карелии» да и вообще про Карелию – не надо. Это глупо, это пошло, уж извините. Это тот случай, когда Станиславским быть не обязательно, чтобы сказать «не верю».

Маскарад Попова

Хотя, с другой стороны, зачем «совесть всей Карелии» всплыла с первых же строк в интервью, тоже объяснимо. Ведь Слабунова, напомним, была снята с выборов мэра именно за нарушения в финансовой документации. И сейчас, после разгоревшегося скандала с «мэром на миллион долларов», что «яблочникам» делать? Признать, что Слабунова еще легко отделалась (за масштабные финансовые нарушения в избирательной кампании может ведь и гораздо серьезнее быть ответственность)? Не могут, конечно. Поэтому перво-наперво в интервью идут оправдания «старшей подруги» Ширшиной. А затем – столь же неуклюжая защита Попова.

Причем всё – стилистика, обороты речи, сквозящая обида на не захотевшего договориться по понятиям с олигархом главу Карелии – настолько узнаваемо для каждого, кто хоть раз слышал выступления «яблочного» спонсора… О том, что «игнорировать его персону, что пытался сделать губернатор со своими соратниками, это большая глупость». Что «Попов обладает авторитетом в достаточно широких кругах в Петрозаводске и в Карелии в целом». И что Худилайнен, дескать, «должен понимать, кто здесь элита».

В общем, такое ощущение, что это Василий Анатольевич надел маску Галины Игоревны и изливает свои беды. Поэтому дальше читать становится уже совсем неинтересно, ибо все предсказуемо.

- Пора сесть со мной за стол переговоров и спросить, что мне нужно, - заявляет Ширшина.

Во как – посмела республиканская власть на поклон к мэру города не прийти, мол, чего тебе, королевишна, надобно, приказывай… За этой нелепой фразой, впрочем, тоже слышится все тот же Попов и его обиды.

«Провокаторы» против фейка

Как-то еще несколько лет назад, задолго до эпопеи Попова-Слабуновой-Ширшиной, довелось наткнуться на любопытную статью профессионального лингвиста, советующего, как неискушенному читателю в принципе можно отличить фейк – будь то новость, или какие-либо утверждения в интервью – от достоверной информации или оценки. Это тема отдельная и обширная. И вышеупомянутое интервью с Ширшиной дает в этом контексте интересные поводы для размышлений. Потому как кроме защиты Слабуновой и Попова третья важная задача ответного удара пиарщиков мэра – попытаться убедить, что попавшая в скандал Ширшина легитимный и «истинно народный» руководитель.

Приемы довольно просты. Начинается вопрос, например, так: «Оппозиция называет вас народной любимицей»… А через две строчки тезис про «народную любовь», которой якобы к Ширшиной от мала до велика охвачены поголовно горожане, подается уже в утвердительном ключе… Типа «так оно и есть». Ширшина в свою очередь в диалоге вспоминает случаи или сценки… То про разговор с некой продавщицей, у которой она покупала овощи (как трогательно, правда? Небожительница у простого ларька, не чванится ничуть). То про некоего пенсионера, со слезами на глазах переживающего за непростую мэрскую долю. Ну и так далее, такими мизансценами все интервью пересыпано. Старый, но часто используемый способ: где-то, когда-то, какой-то человек… Якобы подошедший, что-то сказавший – все это, естественно, не проверяемо, нигде не зафиксировано, но создает нужный фон. «Белый шум», который призван забить реальную картину.

Ту, которая была хотя бы на недавних встречах Ширшиной с горожанами, на которых ее пиарщики как ни старались, но так и не смогли собрать исключительно «лояльных» мэру бабушек. И затем объявили всех других горожан, которые даже не то, чтобы резко мэру свое недовольство высказывали, но просто неудобные для нее вопросы задавали – «провокаторами». Спрашиваешь, почему твоя многодетная семья не может землю получить – провокатор. Почему город в мусоре и грязи – провокатор. Почему заморожена программа ремонта лифтов – в квадрате провокатор. Почему в мэрии и МУПах сплошные друзья-подружки, мужья и бывшие работники предприятий Попова – ну, вообще провокатор в геометрической прогрессии.

И это все, эти бурные перепалки мэра с горожанами, зафиксировано было на фото, на видео… И высказанные претензии были конкретными, такими, что, за исключением немногочисленного «мэрского пула», практически каждый петрозаводчанин подпишется, будь он сто раз далек от любой «политики». Даже в местных СМИ уже иронизировали: многовато что-то «провокаторов» набирается, чуть ли не весь Петрозаводск.

Не верь глазам своим

Но самое, конечно, смешное, когда «мэр на миллион долларов» (по версии Попова) в этом абсолютно неприкрытом пиар-интервью на голубом глазу заявляет, что «мы отказались от заказных пиар-статей»… В общем, не верьте, уважаемые читатели, своим глазам. Это интервью с Ширшиной всем нам приснилось. И слова про Слабунову как «лицо и совесть всей Карелии», и про «народную любимицу» Ширшину,, и про авторитета Попова - это нет, ни разу не заказ и не пиар. Не предпринятая со слоновьей грацией попытка сделать хорошую мину при плохой игре. Не обман и не вранье.

Это… Ну, видимо, то, что Попов считает «политтехнологиями», которыми он похвалялся в упомянутой выше телефонной записи перед своим украинским «коллегой». Тогда, когда навязчиво предлагал майданному режиму свои услуги. У майданных политтехнологов хватило ума от этих услуг отказаться. Видимо, не впечатлили их «таланты» Попова. И это почему-то совсем не удивляет.

"