Posted 7 февраля 2015,, 08:58

Published 7 февраля 2015,, 08:58

Modified 12 ноября 2022,, 08:47

Updated 12 ноября 2022,, 08:47

Место встречи изменить нельзя. Карельская версия-2

7 февраля 2015, 08:58
Место встречи изменить нельзя. Карельская версия-2
Сюжет
Статьи

Продолжаем вспоминать некоторые детали биографии арестованного олигарха Девлетхана Алиханова. Начало статьи здесь.

Через три года ЛДПР Алиханов покинул. К тому моменту он уже основал небезызвестную организацию «Попечительский совет Древлянки» — прообраз оформившейся позднее разветвленной и мощной электоральной сети агитаторов. С помощью попсовета, как его для краткости именовали в прессе, бизнесмен не один созыв подряд продвигал в Петросовет своих кандидатов. В городе заговорили о лобби Алиханова.

Параллельно олигарх на республиканском уровне принялся поддерживать «Справедливую Россию». И даже, формально оставаясь беспартийным, вошел в ее фракцию в Заксобрании.

«Развод» со «справедливороссами» случился тоже спустя три года (такая любопытная цикличность смены политических пристрастий наблюдалась у бизнесмена). И был громким. На носу тогда были очередные выборы мэра Петрозаводска. Региональное отделение «СР» готовилось выдвинуть своего кандидата и, очевидно, рассчитывало на ресурсы Алиханова в избирательной кампании. Но тут случилось непредвиденное: Алиханов заявил, что будет баллотироваться сам. Масла в огонь подлил и его «младший товарищ», бизнесмен и «яблочник» Василий Попов. Он тогда публично заявлял, что на его ресурсы «эсеры» могут рассчитывать, если кандидатом станет Алиханов или, в крайнем случае, его «правая рука», депутат Петросовета Олег Фокин.

«Эсеры» с этим не согласились, олигарх в ответ лишил несговорчивых партийцев своей помощи (офису партии пришлось выехать из помещения в «Карелия-Маркете»). Алиханов выдвинулся и начал агрессивную кампанию против своего ближайшего соперника Николая Левина. «СР» в итоге вообще не стала участвовать в выборах.

Повторимся, и Алиханов, и Попов тогда уже располагали очень мощными агитсетями, СМИ, ресурсом в виде депутатов Петросовета, «дружественными» общественными организациями… У Левина же, хоть и занимавшего должность председателя Заксобрания, шедшего при поддержке губернатора Катанандова, не было и сотой доли таких возможностей. Воспринимавшийся в городе на тот момент достаточно позитивно, но не обладающий яркой харизмой Левин стал неизбежно проигрывать на информационном поле. Алиханов теснил его и был готов торжествовать победу, раздавая петрозаводчанам обещания в духе «вот выберете меня – тогда и заживем»… Много говорил об ответственности, о своей любви к Петрозаводску. И тут грянула сенсация – олигарх неожиданно отказался от борьбы. Сразу же вслед за этим стало известно, что Алиханов «сдал» свое участие в предвыборной гонке за обещанный ему пост в Совете Федерации. Резко оборвавший дружбу с «СР» бизнесмен пошел и еще дальше: вступил в «Единую Россию», а вслед за ним в партию власти массово перешла вся «группа товарищей» во главе с Фокиным.

Начало конца

О дальнейших сценах этого политического спектакля напомним лишь вкратце. Алиханов очень долго ждал своего утверждения в Совфеде (поговоривали, что тогдашний спикер Сергей Миронов категорически не хотел видеть петрозаводского олигарха в рядах сенаторов). Сенаторствовал едва ли не меньший, чем изнурительное ожидание, срок. А затем, когда Катанандов ушел в отставку, автоматически из верхней палаты российского парламента выбыл, поскольку представлял в ней исполнительную ветвь власти. То есть его полномочия прекращались вместе с полномочиями губернатора. Любопытно, как сегодня аукнулась эта история Алиханову. Кроме мошенничества, ему вменяют в вину и то, что он, покинув Совфед, не сдал полагающийся сенаторам дипломатический паспорт. Может, просто забыл и документ где-то завалялся? Нет, оказывается, по этому диппаспорту олигарх вплоть до зимы 2014 года путешествовал за границу, не имея на то никакого права (даже сенаторам такие паспорта формально можно использовать только для служебных поездок). По крайней мере еще раз оговоримся, на этом настаивает следствие. В своем комментарии журналистам Алиханов дал довольно забавное объяснение, почему вовремя не сдал паспорт: мол, ну я думал, что меня, может, снова сенатором назначат.

Этим надеждам олигарха сбыться было не суждено. В последние годы политическая звезда Алиханова стала стремительно закатываться. На наш взгляд, началось это еще при главе Карелии Андрее Нелидове. Возможно, в истории взаимоотношений с Нелидовым бизнесмен посчитал, что одержал в итоге тактическую победу. Назначенный руководить избирательной кампанией «ЕР» в Петросовет, Алиханов добился того, что в очередной раз сформировал там свое мощное лобби, о чем открыто говорили в прессе. Вот только для самой партии эти выборы стали едва ли не самым сильным провалом: «единороссы» не получили даже простого большинства. Потому что свой ресурс, как утверждалось, Алиханов бросил вовсе не на поддержку партии, а на продвижение «своих» людей. Думать, что в федеральном партийном руководстве этого не заметили, было бы очень наивно. Потом были предсказуемо провальные для «ЕР» выборы мэра Петрозаводска. При безраздельном влиянии Алиханова и его партнера Фокина в городском отделении партии. И приход в кресло мэра Галины Ширшиной из команды Попова с его давними партнерскими связями с Алихановым.

«Народ будет хлопать»

Словом, группа «бизнес-элит» во главе с Алихановым и Поповым в очередной раз, по-видимому, сделала все возможное, чтобы сохранить за собой такой ценный актив, как Петрозаводск. Но, повторимся, эта тактическая удача и обернулась, очевидно, проигрышем для тандема олигархов.

Все слишком уж неприкрытые договоренности, манипуляции… Они неизбежно приводят к тому, что общественное доверие (горожан, а не «прикормленных» общественных организаций) к таким «политикам» оказывается окончательно подорвано.

Бомба, заложенная Алихановым под свою карьеру еще в 2009 году, когда он, по сути, предал (такие публичные оценки давались) решивших голосовать за него избирателей, наконец сработала. И уже на следующих муниципальных выборах в конце прошлого года кандидаты от «бизнес-элит» с треском проиграли практически по всем фронтам, и не только в Петрозаводске, но и в районах.

Избиратели почему-то не любят, когда их «кидают», им не нравится, когда их называют «животными», как это позволил себе Фокин. Их раздражает, когда нечистоплотные методы «бизнес-элиты», меняя партийные вывески, привносят и в публичное политическое пространство.

В общем, итог был закономерен. Видимо, это понимает и сам Алиханов. Общаясь с журналистами в перерыве судебного заседания, где решался вопрос о его аресте, олигарх произнес такую фразу:

— Говорю следователю: нас на набережную выведите, расстреляйте, и СМИ скажут, ты коррупционер, и народ будет хлопать. У нас такое общество.

Ну да, сакраментальное «народ не тот». В таком духе, помнится, очень любили высказываться разные известные «гении бизнеса» эпохи 90-х, которые искренне удивлялись, почему большинство граждан страны возмущаются грабительской приватизацией, безраздельным влиянием олигархических кланов. Почему «неблагодарное население» никак не хочет признать в этих «бизнесменах» своих благодетелей. И ничего не имеет против того, чтобы в конце концов эти люди все-таки ответили за свои действия, пусть даже по принципу «лучше поздно, чем никогда».

Не успел?

Для Алиханова и его окружения это время, похоже, пришло. И олигарх, судя по всему, чувствовал это давно. Сегодня он заявляет, что, мол, знал, что арестуют, но никуда бежать не собирался. Возможно… Но некоторые факты наводят на иные мысли. Продажа «ТД «Карелия-Маркет», например. Или здания на ул. Ленинградской, где до недавнего времени располагались редакции подконтрольных Алиханову СМИ. Уже отмечалось: не исключено, что Алиханов еще в прошлом году начал избавляться от своего петрозаводского бизнеса. Еще раньше в прессу попала информация о том, что минувшим летом в одном из банков Финляндии на сына Девлетхана Алиханова был открыт счет, на который была переведена кругленькая сумма – около 1 миллиона евро… При этом как известно, у Алиханова есть за пределами России недвижимость. Говорилось и о том, что бизнесмен строит в Суоми горнолыжный курорт… Все этой действительно напоминает подготовку к отступлению, завершить которую олигарх, возможно, просто не успел.

Подконтрольные Алиханову СМИ могут сколько угодно спекулировать на тему о «политическом заказе». Но отвечать Алиханов и Фокин, если (скажем пока так) предстанут перед судом, будут вовсе не за «политику». А за вполне конкретные мошенничества с налогами и городской недвижимостью. Так же, как сейчас отвечают Журавлев с его младшим братом, Копниным.

Да и фигуранты множества других коррупционных дел. Среди тех, что расследуются сейчас, напомним, дела бывшего замминистра Гивия Карапетова, мэра Кеми Игоря Пигалкина. Не говоря уже о более мелких фигурах, вроде получившей не так давно срок за крупную взятку чиновницы из Лахденпохьи. К таким делам внимание СМИ приковано гораздо меньше, но коррупция, мошенничество все равно остаются таковыми, независимо от того, кто совершает эти преступления.

Хотя чисто с обывательской точки зрения спрос с «хозяев жизни», которые умудряются подмять под себя всю городскую экономику и относятся к ней так же, как свое время относились к «прихватизированным» и разоренным потом заводам и фабрикам, должен быть гораздо жестче, чем с банального взяточника.

Статья сайта rk.karelia.ru, автор – Серафима Язова

"