Posted 23 октября 2014,, 05:00

Published 23 октября 2014,, 05:00

Modified 12 ноября 2022,, 08:51

Updated 12 ноября 2022,, 08:51

Непартийный интерес

23 октября 2014, 05:00
Непартийный интерес
Сюжет
Статьи

Предложение разрешить самовыдвиженцам баллотироваться на пост главы региона, которое обсуждалось на последней сессии Законодательного собрания, примечательно тем, что за него ратуют представители, в том числе, парламентских партий. На первый взгляд, с их стороны это более чем нелогичная инициатива. Но, возможно, только на первый.

В чистом, беспримесном и классическом понимании смысл существования любой уважающей себя политической партии – это борьба за власть посредством участия в выборах. Вроде бы аксиома. Если бороться за власть партия не желает, и смыслом видит «объединять единомышленников» или «позитивно влиять на общество» (а такую фразу как-то довелось прочитать в интервью одного федерального, хоть и далеко не самого крупного, политика), то такой партии стоит перерегистрироваться в качестве клуба филателистов или Армии спасения, к примеру.

Поэтому все-таки говорить стоит именно о партиях, которые, хочется верить, создаются не просто так, а для того, чтобы максимально пытаться расширить свое представительство во власти и, хотя бы частично, выполнять свои политические программы. Но в таком случае любые действия или инициативы, которые могут этому помешать, можно расценить по меньшей мере как пренебрежение партийными интересами.

Именно на такие мысли наводит дискуссия о поправках в закон о выборах главы Карелии, инициированной, в частности, депутатами из фракции «Справедливой России». Одна из поправок предусматривает возможность участия в выборах самовыдвиженцев. Так, по мнению регионального партийного лидера Ирины Петеляевой, глава Карелии «по самой своей сути должен стоять над политическими силами и заниматься решением социальных и экономических проблем региона, не становясь заложником партийной дисциплины и партийных обязательств».

Объяснения удивительные. Вряд ли кто-то может серьезно считать, что пост высшего должностного лица региона – это что-то вроде завхоза: текущие трубы, кровли, социальные выплаты и прочие повседневные «вопросы хозяйства». Так что под «социальными и экономическими проблемами» явно следует понимать в первую очередь стратегические вопросы региональной социально-экономической ПОЛИТИКИ, которую проводит в жизнь руководитель субъекта Федерации. Неслучайно же даже в Конституции Карелии записано, что глава республики представляет регион и в федеральном центре, и на международном уровне.

Кроме того, как известно, губернаторы входят в Госсовет при Президенте РФ, в различные профильные Советы при руководителе страны (Александр Худилайнен, например, в Совет по развитию местного самоуправления). То есть непосредственно участвуют в выработке политики всего государства по ключевым направлениям.

Участие в выборах – для галочки?

Так что, как ни крути, а глава республики – должность политическая. И любая партия должна стремиться, чтобы именно ее представитель выиграл выборы на этот пост и, будучи «заложником партийных обязательств», реализовывал политическую программу именно этой конкретной партии. Если это не так, тогда зачем вообще «Справедливая Россия» до сих пор принимала участие в губернаторских выборах в различных регионах России? Для галочки?

Если мы все-таки согласимся, что оппозиционные партии участвуют в выборах не понарошку, «чтобы было», а рассчитывая на сколько-нибудь достойный результат, тогда с их стороны расчистка дороги для самовыдвиженцев выглядит тем более странно. Ирина Петеляева считает: «очень важно, чтобы на пост губернатора могли претендовать люди, которые пользуются уважением в обществе и не связаны с той или иной партией». И вспоминает в связи с этим опыт Москвы, мэр которой, Сергей Собянин, выиграл выборы именно как самовыдвиженец, и москвичи об этом не пожалели.

Подобные сравнения воспринимаются по меньшей мере как лукавство. По одной простой причине – у нас не Москва. В первопрестольной весьма разнообразный политический ландшафт, здесь сосредоточены практически все если уж не обязательно «уважаемые в обществе», то по крайней мере медийно раскрученные лица – именитые политики, знаменитые общественники, известные журналисты и т.д. К тому же за выборами в российской столице следит обычно вся страна, они небезыинтересны жителям и Калининграда, и Ханты-Мансийска, и Урюпинска. И до известной степени воспринимаются как образец избирательной кампании. Так что выборы в Москве гораздо сложнее превратить в борьбу кошельков и политтехнологий, а не избирательных программ. Желающим это сделать – что показали последние кампании – быстро дадут по рукам.

За выборами в Карелии, конечно, вся огромная страна следить не будет. В конце концов, большинство из нас, жителей республики, тоже понятия не имеют, кто занимает губернаторские посты на Дальнем Востоке или на Урале (да даже и в соседних северо-западных областях). К тому же, и это очевидно, в общественной, непартийной среде Карелии сегодня нет тех лидеров общественного мнения, о которых говорит Ирина Петеляева. То есть людей, способных за счет личного авторитета, значимости, узнаваемости не просто выдвинуться, но и показать результат на губернаторских выборах. Вероятно, кого-то можно, как говорится, раскрутить с помощью массированной и быстрой пиар-кампании, но…

Кто двигает «самовыдвиженцев»?

В этом-то как раз все и дело. Какие финансовые и организационные ресурсы потребуются для подобной раскрутки, всем, думается, понятно. Так же, как понятно и то, у кого такие ресурсы есть. Это местные группы бизнес-элит, которые все последние годы вкладывались в создание собственных армий агитаторов, электоральных сетей и обкатывали их использование в различных избирательных кампаниях. Обкатывали, надо признать, нередко весьма успешно, массированно проводя своих кандидатов, например, в представительные органы муниципальной власти. На состоявшихся 14 сентября довыборах в Петросовет эти технологии, правда, дали сбой, но наивно думать, что бизнес-элиты от них откажутся: скорее, постараются усовершенствовать методики манипуляций с общественным мнением.

Так что несложно предположить, кто будет двигать так называемых «самовыдвиженцев» на губернаторских выборах. И сколь мощными будут привлеченные ресурсы: ведь ставка-то будет высока, и за нее бизнес-группы будут бороться жестко и по-настоящему, а не по принципу «главное не победа, а участие». И вот здесь возникает вопрос: зачем это нужно оппозиционным парламентским партиям?

Ведь в борьбе с такими «самовыдвиженцами» у них практически не остается шансов. По факту противостоять креатурам местной бизнес-элиты сможет только кандидат от «Единой России», которая все эти годы вела партийное строительство в регионе, имеет довольно серьезную членскую базу и институт сторонников в муниципалитетах. Наконец, как партия власти, проводящая президентский курс, может рассчитывать пусть на опосредованную, но поддержку, которую ей окажет высокий рейтинг Владимира Путина. Что же касается региональных отделений остальных представленных в Карелии парламентских партий… ЛДПР, конечно, может возлагать надежды на остающийся весьма узнаваемым партийный бренд в сочетании с харизмой Жириновского.

У других, похоже, и этого нет. КПРФ теснят новые партии коммунистического толка, размывая электоральную базу. К тому же региональное партийное отделение вместо того, чтобы укреплять ряды и работать на муниципальном уровне в последнее время все больше, как кажется, озабочено внутренней «борьбой за власть». В результате таких чисток партия в Карелии уже лишилась некоторых довольно ярких фигур, а новых лидеров такой же весовой категории что-то не видно. «Справедливая Россия», некогда неплохо выступавшая в ряде муниципалитетов (вспомнить хотя бы Костомукшу), от сентябрьской муниципальной избирательной кампании фактически отстранилась. В той же Костомукше «эсеры» утратили имевшееся влияние.

Тем не менее, даже в такой ситуации оппозиционные парламентские партии имеют все шансы на участие в губернаторских выборах. Если говорить, к примеру, о муниципальном фильтре, который сегодня в Карелии составляет 7% - по факту, подписей-то местных депутатов и глав собрать требуется немного, менее сотни. Если же будет ясно, что региональные отделения даже с этой задачей не справляются, то… Практика сентябрьской кампании в регионах, где избирали губернаторов, показывает, что в этом случае кандидатам не от партии власти, скажем так, негласно помогали добрать недостающее количество подписей. И делалось это, как не скрывают многие российские политологи, с подачи федерального центра, давшего четкую установку на обеспечение конкурентности выборов (и, таким образом, повышения легитимности избранной власти).

Так что беспокоиться за себя (свои партии) инициаторам поправок в региональный закон вроде бы не стоит. Но тем не менее, одновременно с идеей самовыдвижения, появляется и предложение снизить муниципальный фильтр до 5%. Видимо, для того, чтобы еще больше облегчить путь кандидатам, которые не будут «заложниками партийной дисциплины» - иные выводы сделать сложно.

Что в итоге может выйти? Повторимся, в сколько бы сложном положении не оказались сейчас те или региональные партийные отделения, но все-таки определенные ресурсы у них есть. Не превратятся ли выборы главы Карелии в политические торги, предметом которых станет поддержка кандидатов-выдвиженцев от местных бизнес-элит? Вопрос закономерный, ибо никаких бонусов для партий, как сказано выше, самовыдвижение принести не может, наоборот. В отличие от личных бонусов для конкретных участников политического процесса.

"