Posted 29 сентября 2014,, 15:41

Published 29 сентября 2014,, 15:41

Modified 12 ноября 2022,, 08:52

Updated 12 ноября 2022,, 08:52

Сергей Катанандов: «Бюджетные деньги становятся дороже, и беречь их надо по-настоящему…»

29 сентября 2014, 15:41
Сергей Катанандов: «Бюджетные деньги становятся дороже, и беречь их надо по-настоящему…»
Сюжет
Статьи

Сенатор от Карелии о реформе местного самоуправления, работе в верхней палате парламента страны, «войне элит» в республике и о том, как сделать нашу жизнь лучше.

- Сергей Леонидович, начнем с события недавнего: в Петрозаводске прошёл I Форум депутатов муниципальных образований, где обсуждались пути формирования местного самоуправления в республике. Можете прокомментировать?

- Я бы сразу хотел сказать, что наш форум – не какое-то отдельно взятое событие. Эта история началась с Всероссийского съезда муниципальных образований в Суздале в 2013 году, где обсуждались проблемы деятельности местной власти в России. А после съезда Президент России встречался с представителями муниципальной власти, и на этой встрече родилось предложение к гражданам страны серьезно обсудить 131-й федеральный закон о муниципальных образованиях. Появилась возможность всем заинтересованным сторонам высказать мысли о том, что необходимо в законе изменить. Об этом же Владимир Владимирович чуть позже сказал в своем послании Федеральному Собранию.

Из регионов было прислано более двух тысяч предложений, которые мы в Совете Федерации в Комитете по местному самоуправлению, в состав которого я вхожу, обобщили.

Работа была проделана большая, ведь претензий к закону о местном самоуправлении была масса, и предложения были очень разные. После детального обсуждения, мы пришли к выводу, что все-таки, в основе своей, 131-й закон правильный, но надо расширять полномочия субъектов Федерации для того, чтобы они сами могли принимать решения по системе управления территориями. Что, в общем-то, Карелия в полной мере и реализовала. Законодательное Собрание уже приняло региональный закон о местном самоуправлении, проект которого внес Глава республики. Хочу подчеркнуть, что принятию этого закона предшествовало широкое его обсуждение. Посмотрите, в карельском парламенте прошли слушания, в которых участвовали представители муниципальной власти и, затем, этот документ обсуждали на Форуме.

А Форум муниципальных образований – безусловно, важное событие. На нем было принято решение поддержать тот вариант закона, который потом окончательно утвердило Законодательное Собрание. Но не менее важно и другое: здесь шел разговор о том, что местная власть должна консолидироваться, должна объединить свои усилия для решения очень важных – жизненных – для республики вопросов. Должна быть возрождена работа в рамках Ассоциации местного самоуправления Карелии. Об этом говорил и Александр Петрович Худилайнен. Он сам имеет большой опыт работы в такой Ассоциации в Ленинградской области, знает как это важно – консолидация местных властей.

Ведь сегодня главная проблема в этом плане – неудовлетворенность населения качеством услуг, которые им предлагают местные власти. Вроде как ответ на поверхности лежит – у районов нет денег. Но опять же, я могу сослаться на мнения участников Форума: есть в Карелии районы, поселения, где даже при отсутствии больших средств ведется активная работа на благо населения, люди заняты делом.

Надо понимать: денег сейчас в республике мало и эти деньги с неба не валятся. Карелия, как и вся страна, находится в тяжелом экономическом положении и это началось не вчера. С 2008 года мировая экономика переживает тяжелый кризис и он, этот кризис, безусловно, на нас сказывается. Продукция, которую мы производим здесь в Карелии на экспорт, подешевела. И одновременно растут издержки, подорожала электроэнергия.

В этих тяжелых условиях от местной власти очень многое зависит. Если местная власть будет опираться на поддержку населения, если будет поддержана властями республиканскими и федеральными – вот тогда она будет действовать эффективно, тогда будет хороший результат.

Именно на это и должна быть нацелена вся наша работа с представителями власти на местах. Я надеюсь, что Карелия готова ее продолжить, я вижу, что немало уже сделано.

- Если говорить о самом карельском законе о местном самоуправлении, что принят нашим парламентом, то принимался-то он нелегко, были споры, были дискуссии. И вот в результате этих споров родился данный документ. Вы довольны его содержанием?

- Далеко не всегда принимаю участие в заседаниях Законодательного Собрания - больше работаю с правительством республики. Но в этот раз я был на заседании и, понимая его важность и значимость - активно поддерживал закон. Очень рад, что дискуссия, о которой вы сейчас говорили, закончилась конкретным результатом – закон принят. Важно, что в стенах Законодательного Собрания могли высказать свое мнение и оппоненты - те, кто не поддерживал проект Главы республики. И очень важно, что были найдены компромиссы. Спор шел о вполне конкретных вещах: выбирать или не выбирать всенародно власть в Петрозаводске, в Костомукше, как формировать власть в районах – выбирать или нет Глав районов. В результате этих дискуссий и был принят закон, который я поддерживаю. Считаю, что он был принят правильно и вовремя! Кстати, многие субъекты Федерации еще своих подобных законов не приняли. А до конца года они все должны будут их принять. Поэтому в данном случае опыт Карелии будет востребован. Работа у нас проделана огромная.

- Вы говорите, что опыт Карелии по работе с местной властью будет востребован. То есть мы, получается, некий трамплин для остальных республик и областей в России в этом отношении?

- Ну, может быть не трамплин, но хочу напомнить, что Карелия всегда шла впереди, если говорить о работе республиканских властей с местными властями. Впервые мы в Карелии приняли закон о местном самоуправлении в 1994 году и выборы мы объявляли в районах одними из первых в новой России. Естественно, что те территории, где нет своего такого опыта работы с местным самоуправлением, нет подобного законотворческого опыта, воспользуются опытом Карелии. Это нормально.

- Сергей Леонидович, служение Карелии на посту Главы Республики – это, как я понимаю, постоянный стресс, необходимость принимать оперативные решения ежедневно, необходимость держать множество важных вещей под контролем. Особенно сейчас, в нынешних условиях. А быть сенатором от Карелии, как полагают многие – это должность спокойная, работа там размеренная, не нервная. Некоторые даже называют должность сенатора «пенсионной». Это так?

- У меня опыт работы в Совете Федерации довольно большой. Напомню, что я начинал там работать, когда верхняя палата Федерального Собрания России только была сформирована. Сейчас уже второй заход. И конечно я вижу разницу: что было тогда и что сейчас. Работа сенаторов очень изменилась. Особенно с приходом к руководству Валентины Ивановны Матвиенко. Это уже другой Совет Федерации. Работа четкая, упорядоченная. Сенаторы понимают, какую ответственность они несут. Стало больше дисциплины, в том числе это касается и посещения заседаний, работы в Комитетах. Очень важно отметить, что нет конфронтации между Государственной Думой и Советом Федерации, а есть совместная и плодотворная работа между сенаторами и депутатами нижней палаты Федерального Собрания. Могу сказать, что работа сенатора – если работать добросовестно – то она очень сложная.

К нам очень серьезно относятся руководители самого высокого уровня, это чувствуется, когда приходится с ними встречаться и решать вопросы, связанные с нашей республикой – с ее имиджем, бюджетные проблемы, поддержка инициатив и проектов в Карелии федеральными структурами. Нам нельзя подвести свои регионы. Сенатору приходится и дипломатом быть – постоянно следить, чтобы не сделать что-нибудь такого, чтобы могло пойти во вред своей республике или области. И такие вещи очень важны…

Очень важно, что в Совете Федерации нет партийных фракций, есть только представители территорий. Мы не отвлекаемся на межпартийную борьбу. Хотя я не скрываю свое членство в «Единой России». Я давно в этой партии.

А что касается работы на посту Главы Республики Карелия, то могу сказать: нынешнему Главе Республики не позавидуешь. Это совершенно точно. Это связано и особенностями того этапа, что мы сейчас переживаем. Мировой кризис, санкции – в таких условиях управлять территорией совсем нелегко. Непросто и социальные вопросы решать.

- Александру Петровичу Худилайнену сейчас сложнее, чем было Вам на посту Главы Республики?

- Вот уж точно не легче! Но у Александра Петровича есть флаг – это подготовка к празднованию столетия государственности Карелии. Это поддержано Президентом, на федеральном уровне создана специальная комиссия, которая готова нам помогать. Но и у Правительства Карелии есть понимание, какие первоочередные и важные вопросы и как надо решать, чтобы достойно подготовить нашу Карелию к юбилею.

Я уверен, что многие вещи, о которых говорит сейчас Глава Карелии, будут реализованы. Будет и прекрасный кадетский корпус, в который придут учиться ребятишки со всего Северо –Запада России, будет и перинатальный центр, и многое другое. Но, надо понимать, что в реальной экономике далеко не все зависит от руководителя территории, от хозяев заводов и комбинатов в Сегеже, в Питкяранте и так далее.

Властям в республике сейчас надо объединить людей, консолидировать местные власти, чтобы общими усилиями решать проблемы, что сейчас перед нами стоят. Это надо делать, в том числе, и в Петрозаводске.

- Если говорить о внутриполитической ситуации в Карелии - как бы вы ее оценили? Часто пишут о некой «войне элит» в Карелии. Элиты ли борются и где корни этой войны?

- Ну, да. Это модная сейчас тема – война элит. И не только для нашей территории модная. О многих субъектах Федерации сейчас так пишут. Вообще слово «элита» сейчас модное.

Но давайте подумаем – могут ли быть элитой те, кто ставит палки в колеса законной действующей власти, хоть на уровне России, хоть региона? Разве это элита? О чем тут можно говорить? На мой взгляд, в Карелии есть небольшая группа людей, которые решают свои личные корыстные интересы, используя своих представителей в органах власти. И они за свои интересы цепляются всеми силами, часто мешая нормально работать и правительству Карелии, в том числе. Разве это элита? На мой взгляд, наша настоящая карельская элита – это люди, которые работают на благо республики. Это люди-труженики. Они входят в общественные советы, они предлагают власти свои знания, опыт…

- Они и оппонируют власти, доказывают свою точку зрения, если считают, что это пойдет на благо Карелии…

- Да. Но это нормально совершенно. При этом у таких людей руки не опускаются, они не говорят, что завтра Карелию ждет катастрофа. Они ищут пути, как выйти их непростых ситуаций. Сейчас важно продолжать подготовку к столетию республики – в рамках этой работы можно поддержать и региональную экономику. Это очень серьезная работа – найти пути возрождения наших традиционных отраслей и развивать новые проекты и направления. Уверен, что основа для такой работы у нас есть. И занимаются такой работой настоящие патриоты Карелии. Вот это элита. А те, кто считает себя «элитой», для начала, должны научиться вести себя прилично.

- Совсем недавно где-то прочитал, что в России, в дореволюционной, по крайней мере, элита никогда не ставила для себя главной целью набить карманы. Это всегда были, прежде всего, патриоты России. Была политическая элита – они определяли внутреннюю и внешнюю политику страны, были купцы и промышленники, которые развивали Сибирь, Дальний Восток… была военная элита…

- Верно абсолютно. Это как раз подтверждает мои мысли. Если ты решаешь свои корыстные интересы, то какая же ты элита? Кого ты представляешь?

- Ваш прогноз – что ждет Карелию в ближайшем будущем, через два года, через три? И от чего зависит будущее Карелии?

- Я уже не раз говорил о том, что Глава Республики, наше правительство пользуется сегодня поддержкой федерального центра. Это важно, потому что надо признать честно: без федеральных ресурсов, без такой поддержки Москвы реализовать проекты по развитию Карелии в нынешних условиях очень сложно. На нашей территории будут реализованы крупные федеральные проекты. Это, во-первых, дороги. Во-вторых – реконструкция электрических сетей, в том числе и на севере республики. Это, конечно же, проект «Газпрома» по газификации районов Карелии. Это развитие инфраструктуры связи. Это строительство президентского кадетского корпуса за федеральные деньги. Наш корпус будет таким единственным на Северо - Западе России. Строительство нового современного перинатального центра…

Не буду подробно обо всех проектах говорить, но тот же «Газпром», посмотрите, строит у нас в поселениях спортивные площадки, уже восемнадцать их построили, и еще будут возводить.

Да, в экономике, повторю, пока положение сложное. Но мы ведем переговоры с собственниками крупных предприятий, работаем с ними. У нас не потеряна надежда, что мы добьемся отмены несправедливого, на мой взгляд, закона о консолидированной группе налогоплательщиков, принятие которого тяжело сказывается на Карелии. Мы работаем в этом направлении. Хотя пока лишь треть моих коллег-сенаторов поддерживают отмену закона, но мы рук не опускаем.

Каждая копейка в республиканский бюджет дается нам с трудом, а ведь жители той же Костомукши должны видеть, что их налоги идут на развитие Карелии, на развитие их города. Безусловно, надо понимать, что в республиканском бюджете все меньше будет «вольготных» денег и поэтому надо как можно серьезнее подходить к тому, как мы верстаем бюджет.

Надо повысить эффективность бюджетных трат и серьезно наказывать тех, кто захочет транжирить республиканскую казну. Должен быть очень жесткий контроль. Деньги становятся дороже, и беречь их придется по-настоящему.

Чтобы республика жила достойно надо всем нам очень напряженно работать. Где нужно – поможет федеральный центр. Но очень - очень многое зависит и от самих жителей Карелии. Это надо четко понимать. И от этого зависит - как мы будем жить.

- Спасибо, Сергей Леонидович.

Беседовал Алексей Еременко

"