Posted 4 июля 2014,, 11:00

Published 4 июля 2014,, 11:00

Modified 12 ноября 2022,, 08:56

Updated 12 ноября 2022,, 08:56

Тайны губернаторские

4 июля 2014, 11:00
Тайны губернаторские
Сюжет
Статьи

Глава Карелии Александр Худилайнен неожиданно отозвал вчера первый вариант своего законопроекта «О порядке формирования представительных органов порядке формирования представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образований и о сроках полномочий органов местного самоуправления в Республике Карелия», взамен него направив в республиканский парламент новую редакцию документа. Рассмотрим в чём разница между первым и вторым вариантами.

Первая статья проекта закона не изменилась. Представительные органы муниципальных районов (райсоветы) предлагается не избирать всенародно, а формировать их из глав и депутатов поселений. А вот 2-я статья второй редакции (от 2 июля) напротив капитально перелицована. В ней фиксируется, что глава городского округа, городского и сельского поселения избирается на муниципальных выборах. В предыдущей редакции (от 1 июля) А. Худилайнен, напомним, глав поселений и городов предлагал избирать всенародно либо из состава представительных органов власти. А согласно третьей статье того же первоиюльского проекта закона глав муниципальных районов и городских округов должны были избирать из состава городских и районных советов. В случае принятия данной нормы это означало бы, что жители, скажем, Петрозаводска лишались конституционного права избрания главы города.

Теперь губернатор изменил прежнюю модель, дав задний ход, и согласился с тем, что петрозаводчане имеют право выбирать себе мэра (ст.2). А вот граждане России, проживающие в районах, такого права почему-то лишены. Здешних муниципальных глав станут избирать из своего состава районные советы депутатов (ст.3). На факт подобной дискриминации обратил внимание во время вчерашнего заседания комитета по государственному устройству, вопросам местного самоуправления и национальной политики депутат Александр Степанов, предложив уравнять в конституционных правах столичных избирателей и тех, кто проживают в районах. Он дважды к этой теме возвращался, но услышан не был. Не исключено, что факт этой электоральной сегрегации будет узаконен.

На заседание парламентского комитета вносилось два законопроекта. Один из которых (основной) разработан был группой депутатов, а второй (альтернативный) предложен губернатором Карелии (он-то как раз и представлен в двух редакциях, об этом выше речь шла). Депутатский проект закона предлагал все органы муниципальной власти избирать всем населением, в том числе, разумеется, выбирать глав районов и городов, депутатов районных и городских советов. Сторона губернатора выступала против такой широкой демократической практики выборов, аргументируя это тем, что уже сложилась система назначений/делегирования депутатов в районные советы, и люди уже привыкли, что они не избирают себе глав районов, тогда зачем, мол, ломать устоявшуюся модель формирования муниципальной власти. Тем более что прямые выборы являются финансово неподъёмной для республики затеей. В пояснительной записке к губернаторскому закону сообщалось, что если согласиться с депутатским законопроектом, читайте с демократическими выборами глав и депутатов муниципальных районов, то потребуется изыскать в бюджете на проведение выборных процедур в 2014 г. порядка 30 миллионов рублей. А денег этих, разумеется, нет ни в казне районов, ни в республиканской (они в принципе не предусмотрены). И упреждая возражения на тему, что в бюджет, мол, можно внести поправки, губернатор напоминал депутатам, что все бюджеты муниципальных образований Карелии дефицитные, более того сформированы они с предельной нормой дефицита (в большинстве муниципалитетов он утверждён на уровне 10 процентов, и это уже максимально допустимый норматив, за который заступать нельзя).

Депутат А. Степанов, полемизируя с этим утверждением, в свою очередь подсчитал (примерно, конечно) во сколько обходится содержание назначаемых глав муниципальных образований и так называемых сити-менеджеров (глав исполнительной власти, принимаемых на работу по контракту), и предположил, что если две эти должности объединить в одну, сделав главу района реальным управленцем, а не человеком для торжественных мероприятий и ведения сессионных заседаний, то высвободится гораздо больше чем 30 миллионов рублей. А в депутатском законопроекте, напомним, речь шла о том, что избираемый всем населением глава района получал бы всю полноту исполнительно распорядительных функций, то есть сити-менеджер в принципе не нужен при такой модели организации районной власти.

Его коллега Александр Федичев, возвращаясь к постоянно упоминаемому губернаторскому аргументу, что система управления районами сложилась и её не надо трогать, возразил, что эта «устойчивость» достигалась через принуждение районов, когда правительство Карелии, в лице её профильного комитета по взаимодействию с МСУ, раз за разом отнимало у избирателей право выбирать районную власть, в итоге и создав нынешнюю модель делегирования.

За право доверить избирателям самим определять, кто ими будет руководить высказались на комитете ещё депутаты А. Рогалевич и Э. Слабунова. Остальные участники дискуссии, в том числе и депутаты, которые изначально имели отличную точку зрения (речь ведём о представителях из фракций КПРФ и «Справедливая Россия»), поддержали губернаторский законопроект. И это выглядело неожиданно.

Сторонниками губернаторского законопроекта оказались все депутаты «единороссы» и члены фракции ЛДПР, приглашённые на заседание комитета представители поселенческих органов власти, часть депутатов коммунистов и эсеров. В результате, когда дело дошло до голосования: какой из двух законопроектов рекомендовать депутатам Заксобрания для рассмотрения на сессии (основной – депутатский или альтернативный губернаторский), то только трое членов комитета по госустройству – А. Степанов, А. Федичев и А. Спиридонова – голосовали за депутатский, то есть свой, законопроект. Депутатский проект закона, он же основной, вообще не голосовался. Неожиданным было увидеть, что даже соавтор депутатского законопроекта Светлана Логинова (фракция КПРФ) сама себя отклонила, видимо, разочаровавшись в прежней своей законодательной инициативе.

В итоге к рассмотрению Законодательным собранием рекомендован только губернаторский проект и можно не сомневаться, что он будет принят в первом чтении. Депутаты, в несколько дней поменявшие свои позиции, рассчитывают на то, что во втором чтении закона поправками отредактируют ряд губернаторских предложений, убедив коллег в частности принять норму о прямых и всеобщих выборах глав районов и ликвидации должностей глав исполнительной власти (сити-менеджеров). Хотеть, конечно, не вредно, но в реальности такого уже не будет. Это надо ясно понимать. Лимит своих уступок губернатор, судя по всему, исчерпал. Потому разговоры о неких новых поправках, либо о желательности проведения референдума (депутат Сергей Пирожников об этом говорил), когда бы сами граждане ответили на спорные вопросы об организации модели власти, следует назвать досужими рассуждениями. Губернатор почувствовал свою победную силу и с разбегающимся депутатским меньшинством, считаться не будет.

Эту законодательную партию он выиграл, решив для себя ряд важных вопросов. Кроме того, что предложенная им модель организации районной власти укрепляет его позиции в муниципалитетах (это, конечно, главное – усиливается вертикаль власти), он предусмотрительно укрепил и собственное будущее. Во-первых, А. Худилайнен продемонстрировал президентской администрации, что управляет политическими процессами в регионе (перевёл на свою сторону часть парламентской оппозиции) и, во-вторых, заготовил капкан для завтрашних своих конкурентов, когда будут объявлены выборы на пост главы Карелии. Получив право формирования депутатского корпуса муниципальных образований, он отсечёт в будущем от участия в губернаторской избирательной кампании нежелательных ему соперников. «Муниципальный фильтр» предполагает, что зарегистрироваться кандидатом на пост главы субъекта Федерации может только тот соискатель, который заручится поддержкой 5 -10 процентов выборных лиц местного самоуправления (это федеральная норма). Из парламентских партий только «Единая Россия» реально обладает в Карелии контролем над депутатами и главами муниципалитетов. И законопроект А. Худилайнена это состояние дополнительно закрепляет. Так далеко вперёд, похоже, мало кто из оппозиционных депутатов парламента Карелии умеют посмотреть. Можно сказать, что 9 июля, по итогу сессионного заседания Законодательного собрания, мы в первом приближении увидим, кто в Карелии будет следующим губернатором.

Кстати сказать, вопрос о способе избрания глав городских округов (Петрозаводска и Костомукши) тоже с повестки дня не снимается. Временно уступить, не значит проиграть. Следующими поправками в завтрашний закон о порядке формирования представительных органов районной власти и избрания глав муниципальных образований откорректируют несовершенство ныне принимаемой редакции. Проект отмены прямых и всеобщих выборов мэров городов Петрозаводска и Костомукши готов, и в любой момент к нему можно будет вернуться по просьбе общественности.

"