Posted 13 марта 2014,, 08:38

Published 13 марта 2014,, 08:38

Modified 12 ноября 2022,, 09:02

Updated 12 ноября 2022,, 09:02

Куда журналистам ходить нельзя?

13 марта 2014, 08:38
Куда журналистам ходить нельзя?

История, произошедшая с корреспондентом газеты «Карелия – мой Петрозаводск» Георгием Чентемировым более чем заурядная и о ней можно было бы и не вспоминать, если б не один неожиданный поворот темы, касающийся вольного толкования должностным лицом федерального законодательства, из-за чего частный случай приобретает совершенно иное звучание.

Сначала напомню существо конфликта, по сути производственного. Журналист, выполняя редакционное задание, пришёл на совещание в Петрозаводскую мэрию, чтобы стать свидетелем дискуссии, участники которой должны были обсуждать вопросы социальной поддержки городским бюджетом незащищённых категорий граждан. Пересказывать существо дискуссии не стану, это не тема данной публикации, лишь подчеркну, что в Петрозаводской администрации проводилось рабочее совещание, на котором обсуждалась общественно важная социальная тема.

Заместитель мэра Петрозаводска Римма Ермоленко, возглавляющая комитет социального развития в администрации города, решила, что журналисту Чентемирову, пришедшему на заседание, делать на нём нечего, так как журналистов не приглашали на совещание. Своё нежелание Р. Ермоленко объяснила тем, что корреспондент может неверно интерпретировать существо дискуссии и своей публикацией навредить делу.

Союз журналистов Карелии счёл подобное действие должностного лица незаконным, письменно известив главу Петрозаводска Галину Ширшину, что её заместитель Р. Ермоленко нарушает федеральное законодательство. От имени Союза журналистов я направил письмо на имя Г. Ширшиной, объяснив, почему неправа Р. Ермоленко.

Вот фрагмент этого письма:

«Обсуждение вопросов социальной жизни города Петрозаводска не относится к разряду государственных тайн, и председатель комитета социального развития в администрации города Р.Е. Ермоленко не имела права воспрепятствовать профессиональной деятельности журналиста … Заместитель главы Петрозаводска Р.Е. Ермоленко грубо нарушила федеральный закон 8-ФЗ от 09.02.2009 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

С таким «букетом» нарушений муниципальным служащим федерального законодательства можно смело идти в суд и решением суда принуждать Вашего заместителя уважать законные права граждан, в том числе и журналистов, исполняющих свой профессиональный долг, участвуя в мероприятиях органов муниципальной власти. Но поскольку Вы и Ваши коллеги в мэрии только начинаете ещё работать и, возможно, заместитель главы города Р.Е. Ермоленко неумышленно преступила нормы федерального закона, то я считаю правильным, во-первых, ограничиться служебной перепиской (не обращаясь в суд на муниципального руководителя Р.Е. Ермоленко), а, во-вторых, предложить Вам, Галина Игоревна, провести учёбу для должностных лиц, непосредственно работающих с гражданами, изложив им азы федерального законодательства, регулирующего взаимоотношения общества/СМИ и власти».

Глава Петрозаводска Г. Ширшина ответила на это обращение, не согласившись с моей позицией. Ссылаясь на п. 5 ст. 6 федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Г. Ширшина сообщила, что доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления реализуется путём участия граждан (и журналистов в том числе), общественных организаций в работе коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов местного самоуправления. А перечень таких коллегиальных органов, уточнила она, размещён на официальном сайте Петрозаводской администрации. А поскольку рабочее совещание, на котором обсуждались вопросы социальной жизни города, не подпадает под категорию «коллегиальных органов» (не обладает таковым статусом), то, следовательно, решение Р. Ермоленко не допустить журналиста на рабочее заседание, утверждала Г. Ширшина, не противоречит федеральному закону.

По мнению главы Петрозаводска, поскольку управленческих решений на заседании, на котором обсуждались вопросы социальной поддержки незащищённых категорий граждан, не принималось, то журналисту и делать на нём нечего было. А, мол, если был интерес к теме у прессы, то по итогу совещания на сайте Петрозаводской администрации размещён был пресс-релиз, так что любая редакция имела возможность получить информацию.

Завершая свою мысль, глава Петрозаводска Галина Ширшина подытожила, что «в указанной ситуации заместитель главы администрации Петрозаводского городского округа – председатель комитета социального развития Р.Е. Ермоленко не допустила указываемых Вами нарушений… Со своей стороны заверяю Вас, что и мною, и администрацией Петрозаводского городского округа взятый на информационную открытость осуществляемой деятельности курс будет выдержан в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства».

Этот ответ меня совершенно не устроил, потому что, говоря об открытости, на самом деле делалось прямо противоположное. Социально значимую информацию попытались как раз скрыть от журналистов, посчитав возможным более чем путанную позицию мэрии задрапировать пресс-релизом. Юрист Елена Пальцева, консультирующая Союз журналистов Карелии, изучив нашу переписку с Галиной Ширшиной, сделала своё умозаключение.

Комментарий юриста

Елена Пальцева, кандидат юридических наук

- Отвечая на вопросы об открытости органов муниципальной власти для журналистов, нужно исходить из общего правила: все ограничения, связанные с получением и распространением информации должны быть закреплены в федеральных законах (ч.3 ст. 55 Конституции РФ). Установление ограничительных механизмов на уровне подзаконных актов, к которым относится и Перечень коллегиальных органов Администрации Петрозаводского городского округа, заседания которых являются открытыми, незаконно.

Одним из принципов взаимодействия власти и СМИ является принцип открытости информации о деятельности органов местного самоуправления (ст.4 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»). Под деятельностью нужно понимать не только конечный продукт в виде официального документа (или проекта), но и сам процесс обсуждения и принятия решений чиновниками (за исключением случаев, когда принято решения о проведении заседания в закрытом режиме для сохранения государственной тайны).

Статья 9 федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусматривает возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Из системного толкования указанных норм следует, что основанием для ограничения в доступе к информации служит не форма ее предоставления (она разнообразна, журналист сам волен выбирать способ ее получения), а содержание информации, т.е. отнесение информации к разряду государственной тайны или информации, доступ к которой ограничен.

Как следует из разбираемого случая, информация на рабочем совещании комитета социального развития о социальной поддержке бюджетом города незащищенных категорий граждан, никак не может относиться к закрытой информации. В связи с этим считаю, что не допуск журналиста на заседание рабочей группы по причине того, что рабочая группа не является коллегиальным органом, является расширительным и не основанном на законе ограничении конституционного права журналиста на сбор и получение информации.

P.S. Союз журналистов Карелии обращается в прокуратуру республики с просьбой проверить законность действий главы Петрозаводска Г. Ширшиной. Мы убеждены, что должностное лицо Р. Ермоленко нарушила конституционное право журналиста на сбор и получение информации, а мэр Петрозаводска оправдывает действия своего заместителя, тем самым соучаствуя в незаконном действии. Непозволительно расширительное толкование Г. Ширшиной норм федерального права требует правовой оценки со стороны надзорного органа.

"