Posted 26 февраля 2014,, 09:44

Published 26 февраля 2014,, 09:44

Modified 12 ноября 2022,, 09:03

Updated 12 ноября 2022,, 09:03

Мэрия Петрозаводска играет втемную?

26 февраля 2014, 09:44
Мэрия Петрозаводска играет втемную?

Зачем мэр Петрозаводска Галина Ширшина ходит на заседания Петросовета? Этот вопрос возник после вчерашней сессии. Согласитесь, очень странно, когда градоначальница, как всегда, сидит в президиуме перед телекамерами. Время от времени улыбается. И молчит – всю сессию кряду. Молчит даже тогда, когда депутаты проваливают инициативы городской администрации или требуют разъяснений непосредственно от самого мэра.

Вчера такая нелепая ситуация возникла после того, как депутат, руководитель объединения «За Петрозаводск!» Геннадий Боднарчук во всеуслышание зачитал адресованный Галине Ширшиной запрос. А именно, с какой целью и на каком правовом основании мэрия единолично приняла решение создать при самой себе новую структуру – Экспертный совет? Вопросы Геннадий Боднарчук задал предельно конкретные: зачем нужен этот совет? Почему идея его создания нигде публично не обсуждалась, равно как не обсуждались и кандидатуры в его состав? Почему совет возглавила ни кто иной, как член «яблочной команды», депутат Заксобрания Эмилия Слабунова?

Еще совет, но другой

Вот скажите: почему бы Галине Игоревне так же, во всеуслышание, не ответить сразу на эти вопросы? Тем более, что на сессиях Петросовета не только депутаты присутствуют, туда и горожане приходят. А журналистов так вообще каждый раз - аншлаг. Прекрасная возможность развеять все инсинуации. Опровергнуть все слухи и предположения о том, что под прикрытием разных «советов» в городе создается параллельная, неформальная структура управления, которая будет отстаивать чьи угодно интересы, только не горожан. Публично объяснить всем сомневающимся, что пользы от дополнительных советчиков Петрозаводску будет целый вагон.

Но Галина Игоревна не промолвила вообще ни единого слова: как будто бы заданные прямо и открыто вопросы ее не касаются вовсе. Более красноречивым, наверное, мог бы быть только жест «чур, я в домике», которые так любят маленькие дети, когда игра принимает для них критический оборот. Если речь идет о взрослых людях, такая реакция выглядит как минимум странно.

Не менее странно, что такое же партизанское молчание сохранила и присутствовавшая на сессии Эмилия Слабунова, которая вообще-то славится, не побоюсь этого слова, пламенными выступлениями по разным поводам. Как не вспомнить, например, ее речь в защиту Галины Ширшиной на одной из сессий Петросовета, где было высказано мнение о недостаточном управленческом опыте молодого мэра? На дерзнувших предположить такое Эмилия Эдгардовна обрушила тогда настоящую Ниагару возмущенных эмоций.

Отчего же на сей раз депутат Заксобрания не пришла на помощь Галине Игоревне? Это было бы более, чем логично: ведь Эмилия Слабунова как руководитель Экспертного совета уж точно должна иметь представление о том, чем она руководит и зачем. Но поделиться этим представлением с окружающими Эмилия Эдагрдовна также не пожелала…

Точку в этом эпизоде в итоге поставил… председатель Петросовета Олег Фокин. Он фактически выступил от имени мэра, заявив Геннадию Боднарчуку, что Галина Игоревна разъяснит все в «установленном законом порядке». То есть потом. Зачем спикеру – учитывая, что депутатский корпус запрос Геннадия Боднарчука поддержал! - понадобилось отвечать за градоначальницу? Для того, чтобы на сессии не возникло дискуссии на тему, на которую мэр по неясной причине не хочет разговаривать?

Остается только гадать. А ведь дискуссия могла бы получиться интересная и даже, возможно, кое-что бы прояснила. Например, чем новорожденное детище Ширшиной-Слабуновой отличается от созданного в свое время при Петросовете Координационного совета, который некогда (не так уж и давно) возглавлял, по странному совпадению, также депутат ЗС РК, но другой – Девлетхан Алиханов. Состав и смысл деятельности этого Координационного совета для рядового горожанина тоже был не внятен даже в тот недолгий период, когда «коллегиальный орган» мелькал довольно активно в ряде СМИ. А потом Корсовет куда-то и вовсе пропал из медийного поля, и следы его сейчас можно обнаружить разве что в уже подзапылившихся газетных подшивках и архивах.

Бюджетные миллионы

Впрочем, ситуация с Экспертным советом – далеко не единственный пример, когда мэрия окружает свои инициативы многочисленными фигурами умолчания. Что, в свою очередь, ведет к закономерной реакции – недоверию и различного рода подозрениям. Взять хотя бы решение мэрии создать новое муниципальное учреждение в сфере ЖКХ.

Эта история еще любопытнее. Началось все с предложенных поправок в бюджет, предназначавшихся для обсуждения на вчерашней сессии. Среди них затерялась строчка о перераспределении бюджетных ассигнований на некое МКУ «Благоустройство». Точнее, возможно, авторы поправок думали, что затеряется. Но на внезапное появление среди получателей бюджетных средств новой никому не известной организации обратил внимание депутат Алексей Яблоков.

Деньги-то предлагалось перераспределить немаленькие: в общей сложности в течение трех лет – более 130 миллионов рублей. Депутат принялся выяснять, что это за новое учреждение, зачем оно создается. В общем, прямо аналогично истории с Экспертным советом. И точно так же никаких внятных аргументов от мэрии не услышал, за исключением того, что горадминистрацию не устраивает работа нынешнего подрядчика – ООО «Комбинат благоустройства».

Такое разъяснение депутата, конечно, не удовлетворило, лишь вызвало еще больше вопросов. В чем конкретно претензии к «Комбинату благоустройства»? Где обоснования того, что муниципальное предприятие справится с этой работой лучше? Где, наконец, подробный анализ положения дел с благоустройством города, четко поставленные цели и задачи?

Алексей Яблоков поясняет: он не против идеи создания МКУ как таковой. Но речь-то идет не о личных деньгах, которые Галина Ширшина или ее заместитель по ЖКХ Дмитрий Баженов достанут из своих карманов. А о городском бюджете. При этом ООО «Комбинат благоустройства» за бюджетные средства вынужден бороться на муниципальных конкурсах, что позволяет экономить для небогатой петрозаводской казны хоть какие-то суммы. Муниципальное предприятие будет получать деньги без всяких конкурсов …

Такой стиль работы

Кстати, эта фраза – «без всяких конкурсов» - ничего вам не напоминает? Нечто подобное ведь уже звучало совсем недавно, когда мэрия вознамерилась расторгнуть контракты с нынешними частными перевозчиками, объявив, что имеет право заключить договоры без конкурсных процедур с теми фирмами, с которыми пожелает. Итог – начавшиеся судебные разбирательства, обращения в прокуратуру. И неясное будущее всего транспортного обслуживания в Петрозаводске. Включая будущее МУП «Городской транспорт» - насчет его финансового состояния в результате ценовых экспериментов мэрия также глухо и упорно молчит. Не потому ли, что похвастаться нечем, и даже наоборот – впору бить тревогу?

И вот вновь желание обойтись без конкурсов и аукционов, на сей раз в сфере ЖКХ. Вновь какие-то кулуарные решения. Вновь лихорадка в трудовом коллективе – «Комбинате благоустройства», где люди просто не понимают, что с ними будет, когда 16 апреля истечет срок очередного заключенного с мэрией муниципального контракта. Это что, такой особый стиль работы нынешней администрации Петрозаводска? Типа не барское дело – объяснять что-то каким-то рядовым работникам?

Но, самое удивительное, что ведь и депутатам, и СМИ мэрия тоже ничего не объясняет. Стоит ли удивляться, что очередная проталкиваемая без публичного обсуждения инициатива порождает новый виток слухов? А они ходят уже вовсю: мол, новое муниципальное предприятие создается под каких-то родственников, друзей, «деловых партнеров…»

Понятно, что на сессии эти подозрения не звучали: депутаты просто не поддержали решение мэрии создать МКУ. А Галина Ширшина не сделала даже малейшего поползновения объяснить Петросовету и всем горожанам позицию мэрии по этому вопросу. Опять же, почему? Может быть, из-за беспокойства о своем имидже «идеального мэра», который так тщательно пытается выстраивать для Галины Игоревны ее пиар-команда? Что ж, имидж, тем более «идеальный», штука хрупкая, его и одно неосторожное слово может разрушить.

11-е дело Ширшиной

К тому же молчание Галины Игоревны в ответ на высказанную депутатами позицию, конечно, вовсе не гарантирует, что горадминистрация отказалась от своей идеи. Тем более, что одновременно со странно рождающимся кулуарными инициативами в мэрии наблюдается процесс, так сказать, централизации власти, а на деле – ее сосредоточения «в одном лице». На той же вчерашней сессии депутаты пошли навстречу градоначальнице и упразднили должность ее первого заместителя.

Не секрет, что в СМИ это настойчиво продвигаемое мэрией решение связывали со стремлением избавиться от занимавшего пост первого зама Олега Дежурова. Стремление это было настолько сильным, что юристы горадминистрации даже спешно засели за переписывание устава города, чтоб изъять из него положение о должности первого вице-мэра. Самое забавное, что Олег Владимирович играть в чиновничьи игры не стал и уволился, не дожидаясь, пока юрслужба Галины Ширшиной завершит свой труд по перекраиванию основного городского документа. Должность осталась вакантной, но… Пойти на попятный и сохранить ее вроде бы было уже как-то и неприлично. Ведь это означало бы признать, что устав города пришлось переделывать из-за одного конкретного человека.

В общем, перемудрившая «яблочная команда» в итоге загнала саму себя и Галину Ширшину, конечно же, в изрядный тупик: теперь мэру, похоже, толком ни в отпуск, ни на больничный не выйти. Потому как кто тогда будет исполнять обязанности градоначальницы? Не поверите - согласно распределению полномочий это должна быть ее заместитель Евгения Сухорукова. То есть в кресле мэра пусть даже на какой-то небольшой временный промежуток окажется человек, в отношении которого возбуждено уголовное дело. От такой перспективы как-то не очень уютно…

Но, безусловно, в историю казусов российской бюрократии «команда Ширшиной» таким образом вошла: должности, подобные посту первого зама, существуют во всех крупных управленческих структурах, хотя называться могут по-разному. Но суть одна – сохранение управляемости вне зависимости от того, где находится первое лицо. Потому-то никому и не приходит в голову такие должности ликвидировать ради неких сиюминутных выгод. Никому, кроме… Галины Игоревны? Вдруг на первого зама зайдет новоиспеченный председатель Экспертного совета Эмилия Слабунова? А та, поговаривают, весьма ревностно смотрит на действия мэра, чье место она считала своим… Теперь не зайдет.

"