Posted 12 февраля 2014,, 06:27

Published 12 февраля 2014,, 06:27

Modified 12 ноября 2022,, 09:03

Updated 12 ноября 2022,, 09:03

Обжалованию не подлежит

12 февраля 2014, 06:27
Обжалованию не подлежит

На прошлой неделе Конституционный суд России поставил логическую точку в истории с увольнением Александра Чаженгина с должности первого заместителя главы Карелии. Решение высшей судебной инстанции в стране однозначно: руководитель региона имеет право отправлять в отставку своих замов без объяснения причин. Казалось бы, все предельно четко: увольнение Чаженгина было законным с самого начала. Причем решение КС РФ окончательно и никакому обжалованию не подлежит.

В общем, следует ли ожидать, что сериал про то, как экс-чиновник пытается высудить для себя возможность вернуться в уютное руководящее кресло (а именно так это выглядит со стороны, как бы ни объяснял свои действия сам уволенный), наконец закончится? Ведь оспаривать определение КС РФ бессмысленно. Это, очевидно, понимает и сам Чаженгин. Но при этом ему очень не хочется признать себя побежденным. Бывший первый замглавы уже сообщил некоторым СМИ, что, по его мнению, решение КС РФ - чуть ли не в его, Александра Чаженгина, пользу. Еще больше запутал дело комментарий Верховного суда Карелии. Нет, определение высшей судебной инстанции карельские судьи, конечно, также не оспаривают. Но считают, что СМИ «некорректно» сделали выводы о том, что это определение фактически отменяет решение Верховного суда РК, ранее восстановившего Чаженгина в должности.

Попробуем разобраться во всех этих пояснениях (или оправданиях?) и юридическо-канцелярских хитросплетениях.

Что лежало на весах Фемиды?

Итак, если коротко: летом прошлого года Чаженгин был уволен с поста первого заместителя главы РК. И с тех пор экс-чиновник принялся ходить в суды, как на службу. Сначала – в Петрозаводский городской суд, который не удовлетворил его требования о восстановлении в должности. Затем Чаженгину удалось обжаловать это решение в Верховном суде Карелии. Но с таким исходом не согласилось уже республиканское правительство и подало кассацию, которая была рассмотрена Президиумом ВС РК.

В кассации, в частности, представители правительства настаивали: глава Карелии как высшее должностное лицо формирует правительство, руководит его деятельностью и принимает решения об отставке. И вправе назначать и освобождать от должностей своих заместителей, «исходя при этом не только из деловых и личных качеств конкретных лиц, но и на основе политического и личного доверия». Правительственная сторона при этом ссылалась на Конституцию РФ и Конституцию Карелии, подчеркивая, что эти нормы имеют приоритет над положениями Трудового кодекса РФ.

Президиум ВС РК, в свою очередь, хоть и не стал подвергать сомнению вышеперечисленные полномочия главы Карелии, посчитал, что эти полномочия должны быть реализованы согласно «общепринятым принципам» регулирования трудовых отношений. То есть глава республики должен был объяснить, на каком основании увольняет Чаженгина. В итоге Президиум оставил решение Верховного суда в силе.

Неуникальный случай

Тогда правительственная сторона сделала следующий ход: обратилась в Конституционный суд России. Фактически, это была просьба подтвердить или опровергнуть право руководителя региона отправлять своих замов в отставку без объяснения причин.

Любопытнее всего в этой ситуации то, что случай с Чаженгиным – вовсе не беспрецедентный. Похожие коллизии происходили и в других российских регионах. Так, еще в далеком 2002 году губернатор Омской области аналогичным образом уволил своего зама. И тогда КС РФ признал эту отставку законной ровно с теми же формулировками, на которых настаивает сейчас карельское правительство.

В определении по «делу Чаженгина» КС РФ фактически слово в слово воспроизвел эту свою позицию и прямо напомнил о прецеденте, подчеркнув, что неоднократно указывал: «общепринятые принципы» регулирования трудовых отношений в подобных случаях неприменимы. Поэтому Конституционный суд даже не стал рассматривать запрос, как говорится, по существу: право любого губернатора формировать свою управленческую команду по собственному усмотрению настолько очевидно, что никакого дополнительно подтверждения просто не требует.

Судя по всему, правительственная сторона о прецеденте 2002 года прекрасно знала, потому и была уверена в подтверждении своей позиции. Правда, не очень понятным остается, почему этот уже существующий опыт однозначного разрешения подобных правовых коллизий не учел Верховный суд Карелии. По крайней мере, распространенное ВС РК сообщение этот вопрос никак не проясняет.

Эхо «эпохи Таратунина»?

Так что нам остается только гадать. Конечно, никто не подвергает сомнению компетентность и профессионализм карельских судей. И в то же время мы не можем заподозрить ВС РК в том, что он по каким-то причинам, зная об определении КС РФ от 2002 года, умышленно его проигнорировал при вынесении своего решения. Ведь, в самом деле, не может же свидетельствовать об умысле и заинтересованности тот странный, на первый взгляд, факт, что чуть ли не в последний момент перед рассмотрением кассационной жалобы карельского правительства состав Президиума был изменен. И в результате среди шести рассматривавших жалобу судей было только два специалиста по гражданскому праву, а остальные были и по сей день являются судьями по уголовным делам…

Но это мы не можем заподозрить, а вот в некоторых других СМИ появлялись, надо отметить, весьма откровенные публикации, в которых прямо заявлялось: мол, Чаженгин мог стать «орудием мести». Авторы этих публикаций фактически напрямую связывали решение ВС РК по «делу Чаженгина» с недавней историей об уходе на пенсию «бессменного» председателя Верховного суда Бориса Таратунина. Ссылаясь на «неофициальную информацию», используя формулировки вроде «поговаривают», журналисты, тем не менее, довольно ярко живописали длившуюся аж с 1987 года «эпоху Таратунина», когда якобы именно он «определял имена судей в Карелии». И лишь потом этот выбор легитимизировался через конкурсы и иные официальные процедуры.

Если верить авторам этих материалов, то уход Таратунина вызвал, так сказать, ажиотаж среди «судебной элиты», которая начала готовиться к этому событию заранее. В преддверии отставки Таратунина прошли многие важные назначения судей по принципу «своих, и побольше». А сам Борис Таратунин якобы чуть ли не назначил себе преемника, активно продвигая на пост председателя ВС РК своего зама Светлану Шмотикову. Но это продвижение сорвалось: федеральный центр кандидатуру Шмотиковой не согласовал. По мнению журналистов, тут могло сыграть роль мнение Александра Худилайнена, с которым незадолго до этого встречался Президент России Владимир Путин. Мол, «судейское сообщество» полагает, что глава республики «сказал свое слово» против Шмотиковой. И ВС РК по-своему «отомстил» Худилайнену в «деле Чаженгина».

«Честь мантии» осталась без защиты

Повторимся, все это высказывалось в виде предположений, но весьма откровенных. Но удивительнее всего то, что Верховный суд вовсе не бросился их опровергать. Хотя, на наш взгляд, нарисованная СМИ картина была весьма неприглядной: судебная система республики выставлялась прямо как феодальная вотчина, живущая по каким-то своим…не законам даже, а понятиям. Вотчина, где в течение 27 лет безраздельно властвовало мнение одного-единственного человека. Да и в целом подобные публикации очевидно ставили под сомнение независимость судебной ветви власти в стране.

Но, повторимся, никакой реакции Верховного суда Карелии на подобные публикации не последовало. ВС РК не встал на защиту, образно выражаясь, «чести мантии». И не называл вышеупомянутую информацию в СМИ «некорректной». Остается только недоумевать: почему? Тем более, что сейчас ранее молчавший Верховный суд принялся комментировать новый поворот в «деле Чаженгина» фактически синхронно с экс-чиновником. Хотя, возможно, что как раз тут-то и стоило бы промолчать, чтобы вновь не порождать разные сомнения и догадки…

Хотя, понятно, сдержаться в такой ситуации непросто: ведь нынешнее определение Конституционного суда России вызвало немалый резонанс в том числе в других регионах и на федеральном уровне. КС РФ еще раз однозначно и четко указал, как регулируются публично-правовые отношения губернаторов и их непосредственных подчиненных.

И это решение основано, в том числе, на здравом смысле. Ведь, по сути и по сложившейся политической практике, именно высшее должностное лицо отвечает за все, что происходит в субъекте Федерации. И от любого губернатора сегодня требуется, чтобы он был лидером в собранной им команде. Закон подтверждает это право на лидерство, наделяя глав регионов как ответственностью, так и необходимыми инструментами для эффективного выполнения своих полномочий.

Что же касается Александра Чаженгина, то с его стороны, очевидно, самым здравым было бы также решение поставить точку в затянувшемся «судебном сериале». Иначе попытки «восстановить справедливость» так, как ее по личному своему разумению понимает экс-чиновник, начнут отдавать уже явным абсурдом. Запутавшись в новых судебных тяжбах, которые будут восприниматься уже просто как курьезы, бывший первый замглавы республики рискует окончательно сменить имидж известного в регионе политика на малопривлекательную репутацию сутяжника. Вряд ли это тот результат, которого стоит добиваться.

Ведь, подчеркнем еще раз, решение КС РФ – окончательное, и не подлежит никакому обжалованию

"