Posted 22 ноября 2013,, 10:52

Published 22 ноября 2013,, 10:52

Modified 12 ноября 2022,, 09:07

Updated 12 ноября 2022,, 09:07

Олег Громов: «Главные критерии – честность, профессионализм, дисциплинированность и компетентность»

22 ноября 2013, 10:52
Олег Громов: «Главные критерии – честность, профессионализм, дисциплинированность и компетентность»
Сюжет
Статьи

О недавних кадровых назначениях в мэрии Петрозаводска сказано уже немало: СМИ и интернет-форумы кипят комментариями, соображениями, догадками. И вряд ли будет преувеличением сказать, что сложившаяся ситуация – это отражение целого комплекса проблем. Например, открытости новой городской власти и, если посмотреть шире, то и местного самоуправления в целом, перед обществом, компетентности тех, кто приходит к руководству в муниципалитетах. А также взаимодействия разных уровней власти, роли и ответственности местного самоуправления. Поделиться своей точкой зрения на эти темы «Карелинформ» попросил и.о. главы Республики Карелия Олега Громова.

- Олег Юрьевич, сейчас на федеральном уровне подводятся итоги стартовавшей десять лет назад муниципальной реформы. И достаточно активно идет дискуссия о том, насколько удалось встроить местное самоуправление в сложившуюся общественно-государственную систему. На ваш взгляд, в чем основные проблемы?

- В первую очередь, полагаю, в том, что нередко есть непонимание сути и смысла законодательства о местном самоуправлении. Оно часто трактуется весьма фривольно: местное самоуправление воспринимается не как самостоятельный, а как полностью независимый уровень власти. Но ведь термин «местное самоуправление» вовсе не означает «что хочу, то ворочу». Муниципальные власти наделены вполне конкретными государственными полномочиями, которые они призваны исполнять в интересах граждан. Подчеркиваю – именно в интересах граждан, то есть всех жителей поселка, города, района.

Почему я обращаю на это особое внимание? Потому что, на мой взгляд, незаметно происходит некоторая подмена понятий. Например, сейчас стало очень модно употреблять слово «менеджер» по отношению к государственным и муниципальным служащим….

- Да, расхожая фраза: «он хороший менеджер». Значит, достоин занимать руководящий пост….

- Именно, но, если вспомнить первоначальный смысл термина, то менеджер – это специалист, нанятый определенной узкой группой лиц, акционерами, для защиты их интересов. Когда это понятие пришло из сферы бизнеса в госуправление, то грамотность и профпригодность руководителей стали мерить исключительно умением привлечь деньги или вывести профицитный бюджет. Но это – не цель управления. Это только средство для достижения целей. И мы – не менеджеры, мы служащие, призванные проводить государственную политику в интересах народа, как на уровне региона, так и на уровне муниципалитета. Так что существовать само по себе, отдельно, без взаимодействия с другими уровнями власти местное самоуправление просто не может.

Именно поэтому в правительстве Карелии был введен институт кураторства районов и городских округов. Это не попытка поставить местное самоуправление под контроль, это необходимость совместно искать решения насущных проблем, которые больше всего волнуют людей. Именно совместно, не погружаясь в конфликты. Ведь страдают от такого противостояния прежде всего жители муниципалитетов.

- Петрозаводск последствия подобного противостояния предыдущих республиканских и городских властей, которое длилось долгие годы, испытал в полной мере. И, если честно, тревожит, не возвращается ли оно…

- Ни о каком противостоянии речь не идет. Мы действуем и будет действовать исключительно в рамках Конституции, в рамках закона, который четко предписывает нам взаимодействовать с органами местного самоуправления. При этом, разумеется, будем жестко, открыто настаивать на совместной работе над решением проблем. Я уже не раз говорил о том, что в Петрозаводске их накопилось столько, что только перечисление займет не одну страницу. Нестабильная работа МУП «Городской транспорт», проблема нелегальных перевозчиков, предоставление земельных участков многодетным семьям… Некоторые проблемы выходят далеко за рамки города: например, Петрозаводск сорвал сроки программы расселения аварийных домов, а это уже ставит под угрозу получение республикой средств из федерального фонда содействия реформированию ЖКХ. Без сотрудничества с городскими властями невозможно и участие в ряде других федеральных программ с привлечением средств на реализацию крупных проектов – в частности, по реконструкции аэропорта в Бесовце. То есть все наши действия должны быть взаимосвязаны, согласованы.

- Но мэр Галина Ширшина занимает свой пост всего лишь три месяца, разве за этот срок возможно разобраться со всем валом проблем?

- Безусловно, никто не ожидает, что новый руководитель за короткое время справится с копившимися годами проблемами. Но тревожит то, что прошло три месяца, а мы не видим даже примерной программы действий. Говорится о некой программе, но это, по сути, набор предвыборных лозунгов. Руководить городским хозяйством с такой программой невозможно: необходим четкий план действий, где прописаны конкретные мероприятия, сроки, исполнители, источники финансирования. На самом первом этапе нужна программа вхождения в должность. План, где подробно определены цели и задачи.

Вот, например, в одном из интервью новый мэр отметила, что приоритет ее работы – это уборка города и ЖКХ. Но приоритетом, целью управленца должна быть защита интересов населения в комплексе, а уборка мусора – это не цель, это задача. И руководитель такого уровня, безусловно, должен понимать подобные причинно-следственные связи, чтобы выстраивать свою деятельность. Не говоря уже о том, что, несмотря на объявленные приоритеты, в городе, например, до сих пор не приняты обновленные правила благоустройства.

Именно поэтому мы считаем необходимым донести свою позицию: у нынешнего мэра пока недостаточно знаний и опыта для руководства городом. И мы вправе высказать нашу оценку, учитывая, что неквалифицированные и некомпетентные действия по руководству городом, по кадровым решениям могут в итоге привести к самым серьезным последствиям для Петрозаводска. Выразить свою позицию – наша обязанность, ведь именно правительство республики в конечном итоге отвечает перед федеральным центром за состояние дел в регионе, в том числе и в Петрозаводске.

- Галина Ширшина, судя по ее комментариям, полагает, что «каждый человек на своем месте сам себя оценивает»…

- Вы знаете, я полагаю, такие выражения хороши для тренингов по психологии, но… У любого руководителя, в любой организации должна быть выработана система объективных критериев оценки деятельности. А в сфере государственной и муниципальной службы выработать такую систему оценки эффективности служащих прямо предписано указом Президента. Иначе и не может быть: если каждый каменщик, мастер или бригадир на стройке будет сам оценивать качество своей работы, то дом мы никогда не построим. И Гоголевский мост, если уж вернуться к городской тематике, не построим, и дороги…

Именно объективные критерии, например, позволяют оценить качество деятельности тех новых управленцев, которые пришли работать в мэрию на руководящие посты. Если на предыдущем месте работы человек, и это очевидно, не справился, то как возможно доверять ему аналогичную должность в мэрии карельской столицы?

- Вы, видимо, говорите про председателя комитета экономики и управления муниципальным имуществом Евгению Сухорукову. Это назначение, действительно, вызывает больше всего вопросов: в период ее работы в предыдущей команде прионежской администрации район чуть было не дошел до банкротства, возбуждено уголовное дело по факту незаконного распоряжения землей…

- Думаю, если бы госпожа Сухорукова, следуя логике Галины Игоревны, объективно оценила свою предыдущую деятельность, то должна была бы признать, что не готова выполнять те обязанности и задачи, которые на нее возложены в мэрии Петрозаводска. Но этого сделано не было, что лишний раз доказывает необходимость четких критериев и подходов к оценке управленческой деятельности.

В Прионежье, действительно, в прошлом году ситуация сложилась критическая. Правительству республики пришлось вмешиваться и отлаживать ее в ручном режиме: не только оказывать финансовую помощь, причем в беспрецедентном по сравнению с другими районами объеме, но и укреплять кадрами, чтобы обеспечить эффективное расходование средств. И сейчас я открыто заявляю: не исключаем, что возникнет необходимость достаточно жесткого вмешательства и в ситуацию в Петрозаводске. Если новое руководство города не будет справляться с обязанностями, наиболее важные полномочия будут переданы на республиканский уровень, чтобы не допустить нарушения конституционных прав граждан.

- Если вернутся к Прионежью – как сейчас складывается взаимодействие с новым главой района, новым руководством администрации?

- Нам удалось стабилизировать политическую и экономическую ситуацию в районе, отладить взаимодействие, чтобы решения принимались взвешенно, выверено, предметно. Надеюсь, руководство района продолжит этот курс на совместную работу с органами исполнительной власти республики. Тем не менее, мы, безусловно, будем очень тщательно и внимательно анализировать всю деятельность руководства Прионежья, как и других районов и городских округов Карелии.

- По инициативе Президента России разрабатывается единая система рейтингов губернаторов. Не планируется ли разработать такую же систему рейтингов глав муниципалитетов?

- Мы будем это делать. И оценивать станем прежде всего результативность работы и качество принятых решений. Перед отстающими неизбежно будет возникать вопрос о сложении полномочий. И эти рейтинги будут обязательно доступны общественности. Будем составлять и рейтинг управленцев, которых мы не рекомендуем брать на государственную и муниципальную службу по результатам предыдущей работы.

Эта информация также будет открытой, чтобы люди знали, какие конкретные дела сделаны этими чиновниками. И чтобы дорога была открыта именно тем, кто хочет работать на благо республики. Тем, кто готов вести диалог с общественностью, привлекать жителей муниципалитетов для обсуждения проблем, а не выходить с решениями, выработанными кулуарно, за закрытыми дверями. Профессионалам, обладающим необходимыми для управления навыками, опытом, знанием законодательной базы.

Повторю, правительство региона несет весь груз ответственности за республику. Но республика состоит из муниципалитетов, руководство которых также в полной мере отвечает за то, что происходит на их территории. Поэтому еще одно популярное словосочетание – работать в команде - приобретает особый смысл. Не может быть отдельно команды мэрии или команды района. Есть команда государственных и муниципальных служащих Республики Карелия. И критериями по отбору в нее должны быть не личная преданность тому или иному начальнику или связи, а исключительно честность, профессионализм, дисциплинированность и компетентность. Именно эти принципы мы будем отстаивать во взаимодействии со всеми муниципалитетами.

"