Posted 18 ноября 2013,, 12:00

Published 18 ноября 2013,, 12:00

Modified 12 ноября 2022,, 09:07

Updated 12 ноября 2022,, 09:07

Новое дворянство

18 ноября 2013, 12:00
Новое дворянство

Про Указ об экономии бюджетных средств, подписанный было главой Карелии Александром Худилайненом, сказано было уже немало, и, в основном, слова эти были неприятны для губернатора. Я не специалист в бюджетно-правовых вопросах, но, наверное, часть упреков была вполне заслуженна – в конце концов, и профсоюзы не просто так нажаловались в прокуратуру, да и надзорное ведомство тоже имело резоны на то, чтобы опротестовать документ. И, тем не менее, одна из идей, которая оказалась заложена в основу Указа, мне лично пришлась по вкусу, и искренне жаль, что её практическая реализация оказалась настолько сырой. Идея же была просто начать разрушение складывающегося в Карелии «нового дворянства». То есть, чиновничьего сословия, все более и более отделяющегося от остальных жителей региона.

Чтобы понять, как это происходит, достаточно взять в руки телефонный справочник правительства и обнаружить в нем знакомые фамилии – дети министров оказываются трудоустроенными в параллельных ведомствах, племянники начальников отделов «всплывают» в должностях пресс-секретарей или юрисконсультантов, и подобное фамильное трудоустройство на госслужбе только ширится. К этому надо добавить, что независимо от направления кадровых ветров, которые веют на поверхности, и приводят к обрушению карьер тех же губернаторов, вице-премьеров или министров, рядовые бюрократы практически никогда не страдают от смены власти. В Карелии за последние несколько лет сменилось уже три главы региона, но если покопаться, то выяснится – основная часть чиновников как сидела на своих местах при Катанандове (если еще не с более ранних времен), так и сидит. Это в коммерческой структуре, которая доведена своими сотрудниками до предбанкротного состояния, уже несколько раз сменили бы весь кадровый состав – но российские госслужащие (если они, конечно, не вляпались в уголовный скандал) ответственности за свое действие-бездействие практически не несут. Главное – выполнять поступающие сверху циркуляры от сих до сих, и ты будешь спокойно и благообразно продвигаться вверх по служебной лестнице, получать заслуженные непосильным трудом социальные льготы и привилегии, в свой срок выйдешь на заслуженный отдых, получив пенсию госслужащего, и, конечно же, сможешь пристроить на похожее место своих детей и родственников. Всегда будешь хорошо кушать, работать в тепле и в полном соответствии с КЗОТом. И даже если в подведомственной тебе отрасли всё накроется медным тазом, ты лично отвечать за это не будешь. Прелесть, а не работа.

Действия же Худилайнена – как Указ об экономии бюджетных средств, так и движение в сторону «золотых парашютов» были слабой, но все-таки попыткой разрушить эту синекуру, которая становится все более обременительной для бюджета Карелии. Трудно не согласиться с тем, что чиновники – нужны, без них, к сожалению, не обходится и не обходилось еще ни одно государство в истории человечества. Однако чиновники могут быть разные, и наш заплывший от безделия слой госслужащих явно нуждается в кардинальной встряске и существенном обновлении. Нужно включать социальные лифты, делать должность чиновника менее обеспеченной и более ответственной. Нужно, чтобы на госслужбу шли не только за заманчивыми «бонусами», а в том числе и, как бы это смешно не прозвучало, из чувства патриотизма. Не ради высокой пенсии, а из желания помочь тем самым пенсионерам. И надо заметить, сам слух о том, что вот-вот некие грозные для чиновников документы будут приняты, уже отчасти запустил эти механизмы – один за другим в карельском правительстве начали увольняться госслужащие пенсионного или предпенсионного возраста, стремившиеся получить свои парашюты, но стоило только остановить этот процесс, как увольнения прекратились. Накатившееся было на наших «новых дворян» бюджетное волнение улеглось, и всё вернулось на круги своя. Чиновников только что пугали возможностью остаться без бумаг и ремонтов кабинетов, но только выяснилось, что страх – напрасен, как появился скандальный конкурс на покупку элитного внедорожника для нужд очередного ведомства. И это не сознательная провокация подчиненных против начальника: рядовых чиновников – против губернатора. Все гораздо хуже, это – привычка. Образ мыслей и стиль поведения людей, живущих за счет обезличенных налогоплательщиков. Или, если угодно, определенный сословный менталитет, сложившийся в уютных кабинетах маленьких и больших начальников, и становящийся (либо уже ставшим) наследственным. И глупо рассчитывать, что эти люди когда-нибудь станут «жилы рвать» только ради того, чтобы мы с вами жили лучше.

Источник статьи: «Столица на Онего»

"