Posted 15 октября 2013,, 07:26

Published 15 октября 2013,, 07:26

Modified 12 ноября 2022,, 09:08

Updated 12 ноября 2022,, 09:08

Закон саморазмножения бюрократии

15 октября 2013, 07:26
Закон саморазмножения бюрократии
Сюжет
Статьи

Российские СМИ сообщили о новой инициативе премьер-министра России Дмитрия Медведева. Он дал указание сократить число федеральных чиновников в регионах.

Д.Медведев приказал министерствам регионов, экономического развития, финансов, здравоохранения, труда, сельского хозяйства, чрезвычайных ситуаций, а также «Роспотребнадзору» и «Ростехнадзору» подготовить передачу ряда полномочий федеральных чиновников на региональный уровень. Сообщается, что это связано с программой по сокращению числа федеральных государственных служащих в регионах.

В принципе, конечно, можно поприветствовать очередную инициативу по сокращению чиновничьего аппарата. Но опыт заставляет меня настороженно к ней относиться. Давайте попробуем разобраться, почему.

Около 80 федеральных организаций либо постоянно присутствуют в Карелии, имея свои управления или представительства, либо в других формах осуществляют свою деятельность. Это, конечно, много. Но почему их столько? Поверьте, это не чей-то злой умысел и не эффект «саморазмножения» чиновников. Так устроено российское законодательство. Сферы управления и предметы ведения между федеральным центром и регионами разграничены законом. Есть полномочия, которые должны осуществлять федеральные органы власти – вот они их и осуществляют. «Сократить» или « передать» это на другой уровень власти не так-то просто.

Простой пример. Допустим, есть федеральный орган, который по закону имеет полномочие выдавать гражданам некую справку по установленной форме. Фактически это означает, что в штате этого государственного органа есть человек, который выдает эту справку и получает за это зарплату их федерального бюджета. Кроме того, из федерального же бюджета оплачивается и содержится помещение, в котором он сиди, коммунальные платежи, связь, техника и расходные материалы и все, что может ему потребоваться для исполнения работы. И вот федеральный орган решил «передать» это полномочие региону, а чиновника сократить. Что это означает? Значит, в штате соответствующего регионального органа власти должна появиться штатная единица, на которую будет возложена эта функция. Только заработную плату и все сопутствующие расходы должен будет нести уже региональный бюджет.

Само собой ничто не делается. Кто-то должен выполнять работу. Если где-то штатная численность убудет – то в другом месте она должна возрасти. Ведь объем полномочий, объем работы остается прежним… Когда федеральный центр передал Республике Карелия некоторые полномочия в сфере экологии, в Минсельхозе Карелии пришлось создать новое управление соответствующего профиля. Передали полномочия в сфере регулирования охоты – в Минсельхозе опять появилась профильная структура. А куда деваться?..

По сути, это правильно – передавать больше полномочий в регионы, поближе к людям, к «земле». Но то, как это обычно делается, ставит и без того тощий бюджет Карелии на грань выживания.

Есть известная триада, которая лежит в основе любого управления: «полномочия—ответственность—ресурсы». Это как три стороны треугольника: убери любую – и треугольник рухнет. Если передать полномочия, но не передать ответственность за их исполнение – что будет? Скорее всего, эти полномочия просто никто не захочет исполнять. Точно так же невозможно передать полномочия и ответственность, но не передать ресурсы, необходимые для их исполнения. Тогда при всем желании никто не сможет исполнять полномочия.

К сожалению, в нашей новейшей истории мы видим множество случаев, когда федеральный центр передавал регионам «голые» полномочия. И самый красноречивый тому пример – 131-й закон, по которому на местное самоуправление, на муниципальный уровень свалили огромный объем полномочий и ответственности, а никаких ресурсов для их исполнения не дали. Отсюда – огромное количество проблем, с которыми уже много лет бьются муниципальные районы, города и поселения, страдают люди. И если федеральный центр намерен снова пойти по этому пути – то, как говорится, спасибо, не надо! Но поскольку основной мотивацией этих планов звучит не улучшение жизни людей в регионах, а сокращение расходов федерального бюджета, то есть подозрение, что все пойдет именно по такой схеме. То есть центр перевалит свою головную боль на регионы – справляйтесь как можете. Не допустить такого «передела» – это задача для совместных действий всех уровней и ветвей власти республики.

Во время встреч с избирателями мне часто задают вопрос: почему чиновников сокращают-сокращают, а их становится все больше? И это правда! По данным Росстата, в 2000 году на 1000 работающих в стране приходилось 18 сотрудников госорганов и местного самоуправления, а в 2012 году – уже 24! И это – на фоне постоянной «борьбы» за сокращение. Тот же Д.Медведев в 2011 году подписал Указ о сокращении численности гражданских служащих и работников федеральных государственных органов с 2011 по 2013 год на 20 процентов. Однако в начале октября министр финансов А. Силуанов констатировал, что за последние пять лет штатная численность государственных и муниципальных служащих выросла почти на 100 тысяч человек! «За последние 10 лет расходы всех бюджетов на отрасли социальной сферы, государственного и муниципального управления выросли в реальном выражении, то есть с учетом инфляции, в два с половиной раза. Мы больше не можем такими темпами наращивать эти расходы», – сказал Силуанов.

При этом ограничений по числу чиновников для дотационных регионов, таких как Карелия, не предусмотрено. В результате, вместо того чтобы получаемые из федерального бюджета деньги шли на нужные программы, средства уходят на содержание государственного аппарата.

Так, может быть, дело в том, что «бороться» надо не с бюрократами, а с бюрократией как таковой? То есть не передавать государственные полномочия туда-сюда, а сокращать их?.. Сворачивать саму сферу и объем вмешательства государства в жизнь граждан и общества, объем госрегулирования. Оставить государственное присутствие только в тех областях и сферах, где оно действительно необходимо. Упростить действующие процедуры «общения» граждан с государственными служащими… Тем более, что это регулирование у нас не работает именно там, где оно необходимо. У нас можно без разрешения и с нарушением всех норм построить здание в центре города. И в то же время гражданин порой должен неделями обивать пороги разных организаций, чтобы получить справку о том, что он «не верблюд»…

Впрочем, могу поспорить, что такого подлинного наступления на бюрократию не произойдет и сейчас. Значит, ряды чиновников будут и дальше только множиться, а налогоплательщикам придется эту растущую армию чиновников содержать и кормить…

Ваша

Ирина Петеляева

"