Posted 5 сентября 2013,, 08:31

Published 5 сентября 2013,, 08:31

Modified 12 ноября 2022,, 09:10

Updated 12 ноября 2022,, 09:10

Есть ли жизнь после Дня голосования?

5 сентября 2013, 08:31
Есть ли жизнь после Дня голосования?

Вторые общественные дебаты, позволяющие петрозаводчанам познакомиться с такими же горожанами, но рискующими брать на себя груз власти, собрали меньше участников, и меньше же кандидатов в мэры явились на них. Последнее обстоятельство вызывает недоумение: петрозаводчане просят кандидатов – придите, расскажите о своих программах, ответьте на наши вопросы, чтобы мы узнали вас, а в ответ пустые кресла, в которых участники дебатов рассчитывали увидеть рвущихся в градоначальники кандидатов. Почему эти люди не пришли, коли рассчитывают быть избранными? Определённого ответа на этот вопрос я не дам, но вариантов и не много. Кто-то чисто формально участвует в избирательной кампании, имея для этого какие-то свои резоны. Есть, например, такие кандидаты, которые за весь агитационный период вообще не обнаружили своего присутствия в выборах. Да и вообще, подавляющее большинство из соискателей власти скучно протелёпали кампанию, мало проявляя к ней – то есть к своим выборам! – внимания.

Организаторы ожидали, что уж на этот-то раз кандидат в мэры Петрозаводска Николай Левин исправит прежнюю оплошность и придёт поговорить с петрозаводчанами (ведь настойчиво зовут его), но к полному недоумению ведущих встречи кандидат Левин опять не явился. И зря. Да, наверное, можно пренебречь полусотней петрозаводчан, пожелавших общения с кандидатами – действительно, небольшая электоральная потеря, – но речь тут заходит не о статистике, а о позиции руководителя. Если у мэра нет уважения к одному человеку, то почему оно должно появиться, когда речь заходит о массах? Кандидатам уважение выказывают, зовут их, готовы слушать их, уточнять или даже менять свои оценки относительно них. И в ответ на это – наплевательство. И какой реакции на это ожидает тот же Н. Левин? Плохо, что кандидаты идут только в те аудитории, где их не мучают вопросами, где им подготовлено рукоплещут, а не идут к тем, кто требуют откровенного и равноправного диалога.

Николай Левин не пришёл на встречу с горожанами. И полусотню, а может и больше, голосов уже потерял. Это его выбор.

Не пришли многие кандидаты, проще перечислить пришедших (все прочие сами себя вычеркнули из списка действующих). Были на дебатах: Михаил Баранов, Григорий Фандеев, Алексей Гаврилов и ещё двое кандидатов по объективным причинам отсутствовавшие прислали своих доверенных лиц – это Лариса Степанова (от её имени Александр Степанов выступал) и Галина Ширшина, представленная экс-кандидатом Эмилией Слабуновой.

Первой слово попросила Э. Слабунова, ей нужно было уйти. Так случайно и неудачно совпало, что в один вечер (разбег двух мероприятий в полчаса был) проходил ещё и митинг в защиту честных выборов, а поскольку предвыборный штаб Ширшиной / «Яблоко» организовывал его, то сама кандидат не могла разорваться, предпочтя, разумеется, собственное мероприятие, а Э. Слабунову там ждали.

Чтобы кандидаты в мэры не расплывались мыслью по древу, каждому было предложено коротко объяснить – в чём неповторимость, особенность их программ?

И тут я вынужден быть не очень вежливым, в том смысле, что все выступления лично мне показались интересными, но сказать, что они как-то принципиально отличались друг от друга – я не могу. По предложенному публике набору «особенностей» программные тезисы, в общем-то, повторялись. Все за открытость власти (разные формулировки этой разумной мысли звучали), все за включение петрозаводчан в процесс принятия властных решений, все за переформатирование Петрозаводской администрации и почти все за равную удалённость бизнеса от власти (особое мнение по этому пункту у Л. Степановой). Задачи формулировались правильно.

Потому как и в первый раз больше позволили понять кандидатов в мэры их ответы на вопросы, чем предложенные ими программные выжимки.

Больше всего досталось Эмилии Слабуновой (за Ширшину). Бизнесмен Василий Попов для этого кандидатского дуплета – наподобие мыла для обречённых. Все вопросы и в прошлый раз и в этот вертятся вокруг его фамилии. Взявшись рассуждать о новой команде управленцев, идущих в Петрозаводскую администрацию, Слабунова такой вопрос схлопотала, что дальнейшее присутствие её в зале становилось бессмысленным.

Её попросили объяснить, что это за команда такая талантливая власти в городе добивается, не наподобие ли той, что уже два срока Прионежским районом руководит? «Люди Попова», напомнили Слабуновой, уже чуть ли не до банкротства довели район. Ответ оказался хуже, чем мог быть. Эмилия Слабунова стала напирать на то, что дела в Прионежье обстоят хорошо. Это могло означать, что человек или совершенно не понимает о чём говорит, либо, мягко говоря, лукавит. Вчерашнему члену «команды Попова», теперь уже бывшему главе Прионежского района А. Поценковскому за его «хорошую» деятельность депутаты райсовета неуд ставили, какой уж тут успех. А в этом году только помощь правительства Карелии, чей представитель вступился за главу района и руководителя районной администрации, спасли их от неудов. А это и есть «команда Попова» в Прионежье. Район балансирует на грани финансового банкротства. Подобного «хорошего» положения дел не хотелось бы повторить в Петрозаводске.

Бедные-бедные Ширшина со Слабуновой. Даже благожелательно настроенная к ним обеим аудитория, собравшаяся в зале, чуть ли не каждым вопросом вынуждала из-за «лидера команды» ужом вертеться Слабунову. В прошлый раз Г. Ширшиной бросили в лицо упрёк о лицемерии (хотя она этого не заслужила). Нынче Э. Слабунову винили в нечестном ведении избирательной кампании, на что она ушла в полный отказ (не было, не знаю). А вспомнилась эпопея с подписными листами, когда агитаторы Э. Слабуновой ходили по квартирам, собирая подписи необходимые вроде бы для её регистрации в качестве кандидата. Во-первых, никаких подписей для регистрации Слабуновой не требовалось, поскольку она баллотировалась на должность главы Петрозаводска от партии «Яблоко» (у партийных кандидатов своя процедура регистрации). А, во-вторых, и это обстоятельство придаёт особую пикантность произошедшему, те, кто собирали подписи, объясняли избирателям, что раз они поставили подписи, то и голосовать теперь должны за кандидата Э. Слабунову. Об этом ей прямо в глаза говорили вчера на встрече. Э. Слабунова отрицала. И тогда ровно то же самое сообщил прилюдно академик Вячеслав Орфинский (он был одним из ведущих встречи). По ходу уточнений-виляний выяснилось, что собирались де не подписи, чтобы зарегистрироваться кандидату, а есть, мол, сообщила Слабунова, такая современная технология ведения агитации (хождение по квартирам за подписями избирателей?), которую партия «Яблоко» и применила. В общем, не поняли друг друга те, кто посчитали такую форму предвыборной работы «грязной технологией» и собственно представитель кандидата Ширшиной Слабунова, которая к тому же ещё дополнительно и усугубила состояние Г. Ширшиной, объяснив залу, что та шла на выборы в качестве запасного кандидата (технического). Партия «Яблоко» использовала данный приём на всякий пожарный случай, и он приключился: Слабунову по суду сняли с выборов, и поэтому Ширшина из «технической замарашки» преобразилась в золушку.

Выступив, Э. Слабунова ушла на митинг, участники которого требовали честных выборов. Чтобы последняя фраза не воспринималась двусмысленно, скажу, что все требования, на нём прозвучавшие разумные – а предлагалось организовать гражданский контроль за ходом голосования, не допуская фальсификаций со стороны партии власти, – и их нужно исполнить.

Кандидат Михаил Баранов ко вторым дебатам подготовился явно лучше, на этот раз внятно изложив свою программу. Если говорить коротко, то смысл её в децентрализации власти, это когда бы нынешнее общегородское самоуправление расслоилось на районные управы (этим термином М. Баранов не пользовался, но суть такова). Жители каждого района сами бы распоряжались денежными бюджетными средствами, а сумма эта зависела бы от числа граждан проживающих на данной территории (по душевое финансирование).

На руководителя управляющей компании опять напустились с вопросами о плохой её работе. Кандидат как мог отвечал, вдруг заявив, что больше не директорствует в «МКС-Петрозаводск», поскольку новые собственники его рассчитали. То есть на данный момент Баранов безработный (с 3 сентября).

Кандидат в мэры от партии «Справедливая Россия» Алексей Гаврилов взялся искать источники финансирования городского бюджета. В не очень длинный список включив: сбор налогов с игральных автоматов; организацию платных парковок; введение специального налога на туристов, посещающих Петрозаводск (хотя бы по рублю, а лучше по пять, в день брать с каждого туриста, рассуждал Гаврилов); плюс предложил нагрузить социальными обязательствами петрозаводских бизнесменов; и каким-то образом разглядел он финансовый источник в ремонте дорог (хотя на это как раз бюджетные деньги и требуются). Эти мечтания легко опрокинул бывший глава Лахденпохского района Михаил Максимов, напомнивший депутату Заксобрания А. Гаврилову, что налоговая политика формируется федеральным центром и нарушение её чревато (он не уточнил, что уголовными делами угрожает фискальная вольность, но сам лично это знает).

Выступавший за свою жену Александр Степанов упирал на буржуазную сущность нынешней Петрозаводской власти, требуя, как он выразился, её национализации. Степанов пообещал отобрать власть у бизнес группировок, руководящих городом, и сейчас опять борющихся за власть между собой, в этом смысле, по его мнению, нет никакой разницы между Левиным и Ширшиной (господи, опять по Попову долбанули, достаётся же безвинно его женской команде на выборах). Чтобы навести порядок в городе нужно, по убеждению оратора, изгнать коммерсантов из тех сфер городской жизни, где преспокойно справятся муниципальные предприятия. И ещё в качестве условия развития города Степанов назвал проведение досрочных выборов Петрозаводского горсовета, который в нынешнем его составе работает только на коммерческие интересы обладателей депутатских мандатов.

Григорий Фандеев представил публике худшую копию первого своего выступления, много говоря о внешнем виде Петрозаводска, вызывающего всеобщее уныние.

Хотя и кандидатов было не очень много, но всё почему-то подзатянулось, народ, устав, начал расходиться помаленьку. Поэтому припасённое организаторами на сладкое вышло скомкано. А замысел был любопытен (хотя и нереализуем). Обращаясь к остающимся ещё в зале кандидатам, ведущие дебатов попросили, чтобы каждый ответил: готов ли он сняться с выборов в пользу более сильного своего соперника? В зале уже гулял шум и гомон, слушали друг друга плохо, и сами кандидаты нетерпеливо стали с мест высказываться, что бессмысленно, мол, таким вопросом задаваться (время упущено), а к чему тогда этот теоретический опрос проводить? И только Григорий Фандеев, быстро поняв выгоду, безнаказанно произнёс, что он, дескать, готов отказаться, но ради кого? – коварно уточнил он.

Завершая встречу, Регина Притчина разумно произнесла, что не надо, мол, мрачно смотреть на результаты выборов, в том смысле, что после 8 сентября тоже жизнь будет. И её поддержали из зала, заговорив о желательности не утратить вспыхнувший гражданский запал и после дня голосования создать общественный контроль за властью – и мэром, и депутатами. А петрозаводчане, как показал краткий опыт общественных дебатов, готовы к самоорганизации.

Статья взята с сайта «Политика Карелии»

"