Posted 4 сентября 2013, 10:03
Published 4 сентября 2013, 10:03
Modified 12 ноября 2022, 09:10
Updated 12 ноября 2022, 09:10
Кандидат на должность Главы местного самоуправления Петрозаводска Олег Романов отличается от своих соперников по предвыборной гонке четкой патриотической позицией. И не только потому, что он выдвиженец Всероссийской политической партии «Родина». Олег Борисович – коренной петрозаводчанин, в Петрозаводске жили его предки, и, он уверен, – будут жить его потомки.
Наверно поэтому на интервью он пришел не один, взял с собой сына. Аким еще школьник, но уже отлично понимает, почему папа намерен стать главой Петрозаводска. Ведь сегодняшние дети только по рассказам старших знают, каким ухоженным, комфортным, спокойным был Петрозаводск еще недавно, сколько различных предприятий давали работу горожанам… Олег Романов уверен, что может вернуть Петрозаводску былое достоинство, а петрозаводчанам – чувство гордости за свой город. Об этом его интервью.
– Олег Борисович, перед нашей встречей я поинтересовалась, что рассказывают о себе ваши соперники на выборах. И с удивлением обнаружила, что большинство кандидатов на должность главы Петрозаводска скромно умалчивают о своей родословной, не сообщают избирателям, где родились и выросли, дорожат ли своей родиной. Приморский край, Санкт-Петербург, Орловская и Кировская области, Украина – такая получилась география. Не сомневаюсь, что все кандидаты – достойные люди. Однако «за родину» до конца пойдет только истинный патриот.
– С Петрозаводском связана вся моя родословная. На знаменитом Александровском заводе трудился мой дед Николай Дегтев.
Он получал зарплату 36 рублей – золотом. И семье хватало на достойную жизнь. Отец был преподавателем в Петрозаводском музыкальном училище по классу баяна, мама работала в Детской республиканской больнице медсестрой. А жили мы в деревянном бараке на улице Гоголя, и я до сих пор помню, как мальцом бегал к маме через гоголевский мост, который уже тогда, как мне казалось, качался от проходящих тяжелых машин...
Окончил школу №6, речное училище, работал в БОПе на «Балтийском-111», был комсоргом на своем судне и планировал повышать квалификацию, но тут в стране начались перемены, которые заставили думать о стабильном будущем семьи. В 1999 году мы начали транспортный бизнес и фактически подхватили развалившуюся городскую автоколонну 1126, которая занималась пассажирскими перевозками. 120 человек перешли тогда в наше предприятие, которое стабильно работало, у нас даже целые династии успели сложиться.
- Петрозаводчанам известна Ваша активная гражданская позиция. Запомнились пикеты в защиту прав работников профсоюза маршрутного транспорта.
Тринадцать лет мы обеспечивали пассажирские перевозки на ряде городских маршрутов, выплачивали зарплату и налоги, пока нынешняя городская власть фактически не лишила людей работы, передав маршруты питерской компании, рабочие места – гатсрбайтерам, а зарабатываемые деньги, включая ежедневную выручку – соседнему региону. Более того, городская власть уже согласовала повышение стоимости проезда до 24 рублей. Аппетиты перевозчиков уже нацелены на 36 рублей. Готовы ли горожане платить такие деньги за одну поездку?
Между тем, наше предприятие ежегодно давало городу около миллиона рублей только траспортного налога, не считая выплат в социальные фонды и зарплат, теперь этих денег в бюджете города уже не будет.
Мы сдерживали стоимость проезда, а сейчас властью это будет пущено на самотек… Все это окончательно утвердило меня в мысли о недальновидности принимаемых городской властью вердиктов, с которыми надо бороться открыто.
Мое решение стать кандидатом на должность Главы самоуправления Петрозаводска не было спонтанным. Оно вызревало давно, хотя и далось нелегко. Я пробовал воевать на своем уровне за права петрозаводчан. Устраивал пикеты, на которые собирались десятки горожан, ходил в Петрозаводскую администрацию как на работу, но эту стену равнодушия, бесхозяйственности и безответственности пробить непросто. Понял – надо менять эту власть.
– Нынешняя городская власть все время твердит, что в казне ни на что не хватает средств. Как вы это прокомментируете?
– Я убежден в обратном - деньги есть. Вспомните о возбужденных уголовных делах и многочисленных обысках, проводимых правоохранительными органами в петрозаводской мэрии. В Петрозаводске требуется незамедлительно создавать «противооткатную систему» с участием правоохранительных органов и гражданских активистов. Я готов к такой работе. Для начала мы должны провести аудит всех важнейших сделок последних лет, в результате которых пострадали интересы Петрозаводска и горожан. Этот шаг необходим, чтобы начать работу с чистого листа. Посмотрите, что происходит сегодня: аренда и продажа городского имущества из доходов для городского бюджета превратилась в прямые убытки и криминальную хронику.
– Вам – управленцу-транспортнику понятны беды Петрозаводска: вечно разбитые дороги, пробки, неэффективный общественный транспорт. Настоящей блокадой обернулась для жителей Древлянки, Перевалки, Кукковки да и всего Петрозаводска немощь городской власти в решении проблемы реконструкции Гоголевского моста.
– Уже восемь месяцев кряду петрозаводчане теряют время, нервы, и, разумеется, уважение к власти, вкруговую добираясь на работу, учебу, в больницы и поликлиники, во всевозможные социальные и культурные учреждения. А как страдают дети и пожилые люди, трясясь по разбитым объездным путям… Закрытый Гоголевский мост вкупе с ремонтируемой улицей Чапаева буквально разорвали город на две части.
В 2012 году эксплуатация космодрома «Байконур» стоила России около 5 млрд рублей (стоимость аренды - около 3,5 млрд руб; ещё около 1,5 млрд рублей в год тратится на поддержание объектов космодрома). На строительство Гоголевского моста с пролетными строениями в Петрозаводске планируется потратить до 2.2 млд. руб. Причем денег таких в республике нет.
Вместе с тем, по мнению независимых экспертов, существуют альтернативные проектные решения и технико-экономические обоснования по реконструкции Гоголевского путепровода, позволяющие по комплексу затрат снизить его стоимость с 2,2 млрд. руб. до 400-500 миллионов.
Суть таких решений состоит в том, что вместо планируемой замены пролетных строений с опорами на новые, предлагается возвести насыпь земляного полотна из грунта, кроме участка транспортной развязки с железной дорогой – двух пролетов. Это позволит также значительно сократить сроки реконструкции, существенно снизить все последующие эксплуатационные затраты, многократно повысить надежность путепровода и срок его службы, практически бессрочно.
Эти предложения с расчётами, сформулированные Владимиром Акиндиновичем Афанасьевым, неоднократно направлялись в мэрию. Я был просто поражен, ознакомившись с отписками официальных лиц на предложения Владимира Акиндиновича.
Такое отношение к здравым идеям очень напомнило мне недавнюю неприятную историю с высказываниями высокопоставленного чиновника городской власти в отношении академика Орфинского.
– У петрозаводчан накопилось немало претензий к работе жилищно-коммунальных служб. Почему городская власть не защищает интересы населения в вопросах качества оказания услуг управляющими компаниями, не борется с двойными квитанциями, не решает проблему перевода газифицированного жилья на более дешевый природный газ? Может быть, администрация и не должна этим заниматься?
– Если администрация Петрозаводска не будет влиять на решение проблем ЖКХ, выступая в интересах населения, город ждет коммунальный коллапс. Предвыборные разговоры о «честных тарифах», к сожалению, разговорами и остались – с 1 июля тарифы снова выросли, но кто скажет, насколько они обоснованы? И могут ли петрозаводчане их оплачивать? Городская власть обязана способствовать прозрачности тарифов – все до копейки должно быть прописано и понятно каждому жителю.
Реально влиять на поведение управляющих компаний, которые по-прежнему выставляют двойные квитанции, местная власть тоже не может или не хочет, хотя это ее прямая обязанность. Недавно в городском суде было принято очередное решение о взыскании с одной управляющей компании-посредника 20 миллионов рублей в пользу реального поставщика воды и тепла, которые были получены незаконно путем выставления жильцам двойных квитанций. Люди раздражены и растеряны, а нынешнюю городскую власть это как будто не касается.
– Олег Борисович, вы уже обмолвились по поводу вытеснения местного населения с рынка труда, которое происходит не без участия городской администрации. Вам не кажется, что власть ведет себя крайне неразумно, настраивая против себя местное сообщество?
– Такое странное поведение власти могу объяснить только какой-то существенной выгодой. Ведь даже не специалисту ясно, что лишая своими нелогичными действиями местных жителей и предпринимателей работы, власть обрекает казну на сокращение доходов, а это гибель для бюджетной сферы. Таких руководителей народ должен гнать поганой метлой.
За четыре года нынешняя городская власть не предпринимала активных мер для защиты интересов петрозаводчан на рынке труда. Их места продолжают занимать мигранты, часто – нелегальные. Особенно ярко это проявляется в строительстве, на дорожных работах, на транспорте, в торговле.
Неплохо было бы подсчитать, сколько средств не поступает в местный бюджет Петрозаводска и бюджет Карелии из-за массового использования труда мигрантов.
Считаю, что власть Петрозаводска никак не желает начать принципиальный диалог с местными предпринимателями о том, как защитить интересы горожан на рынке труда от засилья дешевой иностранной рабочей силы. Мы его непременно начнем.
И еще. Мне ничего не известно о том, как администрация Петрозаводска противодействует закрытию крупных и средних производств, как власть способствует широкому развитию предпринимательства. Недавно за воротами Онежского судостроительного завода остались сотни высококвалифицированных работников. Что с ними сейчас?
– На днях Петрозаводск попал в «позорный рейтинг» самых пьющих городов России, заняв в нем второе место после столицы Хакасии Абакана. На «водочной карте России», которая была составлена на основании данных Росстата по реализации водки во всех муниципальных образованиях страны, наша «доля» – 12 тысяч бутылок в год или 21,2 литра водки на каждого человека, включая младенцев. Как думаете, в чем причина?
– Причины лежат на поверхности. Пьянство – уход от реальности. Многие жители Петрозаводска заливают свои проблемы спиртным, пытаясь хоть на какое-то время отрешиться от тяжелой действительности.
Проблемы у всех разные. Но главная, уверен, это отсутствие стабильности: работы, достойной зарплаты, перспектив по улучшению жилищных условий, бесплатному обучению детей, получению качественных медицинских услуг и многое другое, связанное с невозможностью жить достойно, по-европейски. Петрозаводск находится всего в трехстах километрах от цивилизованной Европы, а какие контрасты! В Финляндии за последние годы побывали многие петрозаводчане (у нас в музей-заповедник «Кижи» теперь сложнее попасть – билет туда дороже выйдет, чем поездка за рубеж). Люди резонно по возвращении недоумевали: почему бедная ресурсами страна вышла в мировые лидеры по комфортности проживания граждан. Ответ прост: там власть заботится о людях, честно выполняя свои функции.
– Понятно, почему молодежь Петрозаводска и Карелии стремится уехать на ПМЖ в европейские страны. Последние опросы говорят о том, что почти половина выпускников не связывают свое будущее с родиной. Как вы стали бы решать эту проблему, став главой городской администрации?
– Меня очень волнует проблема оттока молодежи, тем более, что уезжают самые активные. У самого в семье двое детей – дочь и сын. В случае своего избрания, я соберу активную, не «карманную» молодежь и постараюсь сделать ее опорой во всех добрых делах на благо любимого города.
В юности я увлекался мотокроссом. В одном только Петрозаводске в 70-х годах насчитывалось 12 секций мотокросса, 200 кроссовых мотоциклов и не было отбоя от желающих заниматься этим видом спорта. Наши ребята брали призовые места на союзных и региональных соревнованиях.
Сегодня о «достижениях» мотоциклистов мы узнаем из сводок дорожно-транспортных происшествий.
Хотелось бы вывести из небытия традиции Петрозаводска как портового города, в том числе воссоздавать клубы юных моряков, секции моделирования судов и постройки настоящих плавсредств. Тут бы очень была кстати поддержка получившего мировую известность клуба «Полярный Одиссей», президент которого Виктор Дмитриев начал возрождать деревянное кораблестроение еще в 1974 году!
Я бы поручил молодежным отрядам следить за экологической безопасностью города – дружины по примеру «юных берендеев» (которые тоже, увы, со смертью Кима Андреева почти утрачены), можно создавать при школах и летних лагерях отдыха. На это благое дело в бюджете города можно найти средства – при желании.
Инициативная молодежь, я уверен, принесет в городскую администрацию много интересных идей, которые превратят Петрозаводск в привлекательный для жизни и для гостей столичный город.
– Недавно на одном из городских форумов прочитала высказывание одной петрозаводчанки по поводу сноса зеленых насаждений на Энгельса, которое интернет-пользователи активно распространяли в соцсетях: «Сегодня я шла мимо бульвара. Уже около метра земли сняли. Говорю: «Мужики, как вам не стыдно! Вы родной город разоряете». Они мне: «Это наша работа. Мы за деньги работаем». Говорю: «Вот именно! За деньги разоряете! Что детям своим потом скажете?» Они: «А нам плевать! Это не наш город». Как прокомментируете?
– А что тут комментировать? Прямо в точку. Такие ситуации в Петрозаводске при нынешнем руководстве – обычное дело. Мне не надо объяснять горожанам, что стало с Петрозаводском за последние несколько лет. Люди все видят своими глазами.
Сегодня Петрозаводск из красивейшего европейского города превратился в заштатный городишко с разбитыми и аврально ремонтирующимися дорогами, грязными улицами и ни во что не верящими жителями. Уничтожение зеленого пояса города, его исторических зданий и объектов не беспокоит власть, а пикеты и протесты остаются незамеченными. Лично у меня ощущение, что в городе захватчики.
Невооруженным глазом видно, что сегодня в Петрозаводске нет единой градостроительной политики, есть раздражающая население точечная застройка, потворствование бизнес-интересам отдельных групп со стороны власти. Городская инфраструктура давно устарела, ее последствия – бесконечные техногенные мини-катастрофы, а о новых проектах никто не говорит. В архитектуре нет современных идей и нестандартных решений (стелу на площади Гагарина, дарителя которой даже суд не смог установить, можно не считать), зато есть непонятные и не прозрачные конкурсы, создающие неудобства горожанам и гостям города. Последний факт о сносе 13 гектаров зеленых насаждений, которое, якобы, поддержала общественность, снимает с власти все маски.
- У части населения сформировано мнение, что Николай Иванович Левин человек-то хороший…
Да в том то и дело, что от хорошего человека, до хорошего мэра огромная дистанция.
Мне, например, как гражданину и патриоту своего города не понравилось, что наш городской голова при начале строительства торгового центра быстренько переехал в другой престижный район Петрозаводска и его уже не беспокоили нарушения строительных норм, жалобы соседей на шум, трещины в его теперь уже бывшем доме. Так решать проблемы можно, но только для отдельно взятого человека. А как же другие?
К сожалению, сегодня можно утверждать, что у нашего мэра преобладает позиция страуса, который в случае опасности прячет голову в песок. Вспомните ситуацию с незаконным разрушением детской поликлиникой на проспекте Ленина, уничтоженный кинотеатр «Сампо», сомнительные пристройки к жилым домам сделанные с многочисленными нарушениями и вопреки воле жильцов. Где была наша городская власть? Какую позицию она занимала? Похоже, что позиция здесь одна – отсутствие позиции!
Глава местного самоуправления любого города это тяжелая и ответственная работа, которая заключается не только в разрезании ленточек и улыбках с трибун. Руководителю, а точнее – нанятому избирателями на работу управленцу, надо брать ответственность на себя, в постоянном режиме решать проблемы населения, уметь отстаивать интересы горожан. А это сегодня в большом дефиците в Петрозаводске.
Беседовала Татьяна Борисова