Posted 22 августа 2013,, 06:00

Published 22 августа 2013,, 06:00

Modified 12 ноября 2022,, 09:11

Updated 12 ноября 2022,, 09:11

Политические партии на выборах в органы местной власти

22 августа 2013, 06:00
Политические партии на выборах в органы местной власти

Партийная фаланга

Из 29 региональных отделений политических партий существующих в Карелии в сентябрьских выборах в органы местного самоуправления участвуют лишь двенадцать. Всего во все муниципальные институты власти, в том числе, на должности глав городов, поселений и депутатов баллотируются 2337 кандидатов. Зарегистрированные кандидаты будут бороться за полномочия глав (73 места) и за депутатские мандаты (1087 мест), то есть всего на кону 1160 должностей. Разделим участников на две части: на партийных кандидатов (их 498 человек) и кандидатов самовыдвиженцев (таких 662 человека).

Партийная линейка выглядит следующим образом (сначала назовём лидирующую группу): «Единая Россия» с 996 кандидатами (42.6%), далее с большим отставанием идут – «Справедливая Россия» (210 чел., или 9%) и ЛДПР (199 чел., или 8.5 %). Во вторую группу включим парторганизации с процентом участия в выборах от одного до пяти пунктов: «Яблоко» (107 чел., или 4.6%), КПРФ (97 чел., или 4.2%), «Гражданская платформа» (47 чел., или 2%). Мизерно представлены на муниципальных выборах партии: «Коммунисты России» (9 чел., или 0.4%), «Родина» (5 чел., или 0.2%), «Российская партия пенсионеров за справедливость» (3 чел., или 0.1%). И совершеннейшие аутсайдеры, показатель которых правильно отнести к арифметической погрешности, партии: «Патриоты России», «Города России» и «Трудовая партия России» (у всех трёх по одному кандидату, и соответственно процентный показатель ничтожно мал – 0.04).

На одно место

Основной кандидатский массив дают выборы в советы депутатов сельских и городских поселений (2023 чел.) и на должности глав поселений (239 чел.). Но конкуренция на этом уровне не велика. За один депутатский мандат соперничают в среднем 1,9 кандидата, а вот должности глав поселений привлекают большее (3,4 кандидата на одно место). Примерно такой же показатель (3,1) обнаруживается и на выборах в органы районной представительной власти.

Самая большая конкуренция, безусловно, отмечается в Петрозаводске и в Прионежском районе, где в первом случае на одно место претендуют четырнадцать кандидатов, а во втором – шестеро (до вчерашнего дня было семеро, но по решению суда сняли с выборов В. Парфёнову).

И то, и другое

Внимание партий к представительным и исполнительным органам власти примерно одинаковое (имеется в виду пропорция распределения кандидатов). Так по 86 процентов у «единороссов» кандидатов, баллотирующихся в поселковые главы и здешние же советы депутатов; похожая ситуация у ЛДПР (примерно по 17%), у КПРФ (8 – 8,5%). Эсеры большее число кандидатов направили на должности глав поселений (21%), чем отрядили в депутаты (18%). У «яблочников» совершенно иная стратегия, они добиваются, прежде всего, депутатских мандатов (9,3%) и менее внимательны к выборам глав поселений (5,6%). Объяснение чему простое: дело в том, что корпус депутатов Прионежского районного совета не избирается (а именно в этом муниципалитете массово представлены кандидаты «яблочники»), а делегируется поселениями в райсовет. То есть, депутаты и главы поселений станут решать кому от их имени вершить судьбу жителей муниципалитета. Именно потому и бьются представители «группы Попова» за Прионежье. Больше столь массово они нигде в районах республики не представлены.

«Мёртвые души»

В реальности кандидатов в органы местной власти меньше, чем зарегистрировано территориальными избирательными комиссиями. Не удивляйтесь кажущейся несуразице озвученной мысли. Дело в том, что выборное законодательство позволяет гражданину баллотироваться в какое угодно число поселенческих органов власти. Можно взять и зарегистрироваться кандидатом на должность главы во всех 71 поселении, или приобрести статус кандидата сельского поселения 1069 раз. Это, конечно, бредовая идея, но законом подобная практика не запрещается. Именно потому подушевое число кандидатов разнится от числа формально зарегистрированных кандидатов в органы МСУ. Больше всего «мёртвых душ» в кандидатских списках ЛДПР. Поскольку значительный корпус кандидатов у жириновцев отмечается в Прионежскм районе, то мы проанализировали фамильный список здешних соискателей власти и вот, что вышло. Зарегистрировались кандидатами в Прионежье 59 человек, но на самом деле их всего 27 (подушевой счёт). Самым «многоголовым кандидатом» в лагере ЛДПР оказался директор ООО «Тапиола-тур» М. Бокарев (он заявился для участия в выборах сразу в шести поселениях), чуть уступает ему временно не работающая Е. Ахмедзаде (пятикандидатница). Четырежды кандидатных жириновцев в Прионежье – двое, и трёхкратных – пятеро.

Если угодно это тоже тактика, но уже сугубо внутрипартийная. Высший совет ЛДПР ставит в качестве обязательного условия для региональных отделений массовое участие партийцев в выборах. В реальности кандидатов – нет, а отчитаться надо, иначе дисциплинарные санкции в отношении местных руководителей принимаются, вот последние и накручивают статистику. Так что верить тому, что ЛДПР борется за 199 мандатов/постов нельзя. Это утешительная цифра нарисована для В. Жириновского. Даже региональный координатор ЛДПР Д. Зазовский баллотируется, как минимум в трёх территориях. Он является кандидатом в мэры Петрозаводска, избирается главой Куйтежского сельского поселения Олонецкого района, и ещё борется за мандат депутата Кондопожского горсовета. Возможно, и ещё где-то фигурирует, чтобы убедиться в том нужно списки кандидатов внимательнее проштудировать (такую задачу мы перед собой не ставили).

Подобные конфузные эпизоды и в других партиях встречаются, но для них всё же это скорее исключение. В том же Прионежском районе «единороссовский» кандидат в двойном выдвижении вычислен нами (О. Дякин). А встречаются и вовсе экстравагантные сюжеты. В совет Деревянского сельского поселения от партии «Яблоко» баллотировалась Т. Залесова. И уже после того как её зарегистрировали кандидатом в депутаты обнаружилось, что она является членом партии «Единая Россия». Был суд, её сняли с выборов. Это редкий случай, конечно, но схожих нахлёстов по республике хватает, в результате чего возникает двусмысленная конкуренция между членами одной партии, борющимися за депутатские мандаты (такие подковёрные схватки обнаруживаются в стане «ЕдРа» в Олонецком районе).

Отдача

Списки кандидатов в органы МСУ можно сравнить с живым подвижным организмом, внутри которого постоянно идут изменения. Правда, трансформация эта специфическая – односторонне убывающая. В том смысле, что до дня голосования точное число кандидатов остаётся не предсказуемым. Идёт постоянный процесс взаимной ликвидации участников избирательной гонки. Они жалуются друг на друга в судебные инстанции и по этой причине оплошавшие выбывают из борьбы. Вчера, например, Верховный суд Карелии подтвердил правомерность решения Прионежского районного суда, отменившего как незаконную регистрацию кандидата на должность главы Прионежского района Веры Парфёновой. Вот вам, и минус кандидат.

Причём отнести подобную практику борьбы с предвыборными конкурентами на счёт злого умысла партии власти, не получится. «Яблочницу» Парфёнову удалось выбить «единороссам», но точно также «яблочники» снимают с помощью судебных решений своих соперников. Прибегая при этом к совершенно надуманным, формальным мотивам.

В Прионежском избирательном округе «яблочный» штаб добился удаления из избирательной кампании двух кандидатов, пользующихся авторитетом в своих сёлах, и наверняка бы победивших. Их удалось снять с выборов за то, что они забыли указать в своих листах при сборе подписей свой депутатский статус (совершеннейшая формальность), при том, что в других документах эти данные присутствовали, то есть перед нами обычная забывчивость, а не умышленное сокрытие данных. В другом случае «яблочники» сняли через суд с выборов кандидата, баллотировавшегося на главу Гарнизонного поселения, за то, что кандидат, сама собиравшая подписи в своём селе, не указала в подписном листе наименования поселения. К подписям претензий нет, все они достоверные и собраны законно, но по забывчивости в подписном листе пропущенным оказалось наименование поселения. Уважаемого человека «яблочный» штаб выгнал из избирательной кампании.

Понятно, предвыборная «группа Попова»/ «Яблоко» своей победе в суде порадовалась. Никаких митингов протеста демократическая партия не организовывала по этому поводу в Прионежье, конкретно в Пайском, Ладва-Веткинском и Гарнизонном поселениях. Причин для снятия всех троих не «яблочных» кандидатов было во много раз меньше, чем тех из-за которых уже сняли В. Парфёнову и, не исключено снимут с выборов кандидата в мэры Петрозаводска Эмилию Слабунову. Станут ли Э. Слабунова или её товарищ по выборам Галина Ширшина организовывать митинги в защиту прионежских кандидатов невинно пострадавших от дурацкого выборного закона? Конечно, нет. Тут как в художественных фильмах о войне, все свои – талантливые разведчики, а чужие – гадкие шпионы. Так что на совести Э. Слабуновой, Г. Ширшиной, В. Попова и далее всех по списку организаторов недавнего митинга в Петрозаводске в защиту Слабуновой – снятие по совершенно надуманному основанию с выборов трёх сильных и уважаемых в Прионежье кандидатов в органы местной власти. Так что ничем партия «Яблоко» в данном случае не отличается в лучшую сторону от своих партийных конкурентов. Избирателей они точно также лишили выбора. Поэтому мало кто и верит в «правозащитные» акции «Яблока», борющейся за честные выборы только для своих партийных кандидатов.

Нынешняя избирательная кампания, к слову сказать, вопит о том, что закон о выборах в органы местной власти нужно основательно редактировать. Он так написан, что фактически дискредитирует сам институт демократических, всенародных выборов.

Статья взята с сайта: «Политика Карелии»

"