Истина выше людей и не должна бояться их. В. Г. Белинский
01.09, 19:05 Дина Тозан Автор:

Откровения молодых карельских учителей или как выжить в школе

Сегодня с первым сентября можно поздравлять не только школьников, но и учителей. Для некоторых – это будет первый рабочий день. День волнения и знакомства с новыми учениками. Быть молодым педагогом непросто, но, несмотря на трудности, карельские специалисты идут в школы. Мы решили пообщаться с молодыми учителями, которые работают или ушли из школ и выяснить все плюсы и минусы профессии.


«Мужчине опаснее работать в школе, нежели чем женщине»

Алексей Тиликайнен уже седьмой год трудится в школе № 43 учителем математики и информатики для старших классов. Имеет два высших образования, закончил КГПУ и ПетрГУ по специальностям «Математика» и «Математика и Информатика». Профессию выбрал подсознательно – он учитель в третьем поколении.

Тяжело ли справляться с детьми? Сколько вы ведёте классов?
Не помню, кто сказал, но цитата отражает мое мировоззрение: «Главное оставаться человеком в любых обстоятельствах». Веду 9 классов, справляюсь с ребятами по-разному, но в целом – нормально. Способов утихомирить много: шутки, повышение тона, понижение тона, звонок родителям прямо с урока, приглашение завуча или классного руководителя и т.д. Дети есть разные. Не всех в моей практике мне удалось «обуздать», если можно так выразиться. С некоторыми «лучше худой мир, чем хорошая война».

Кому легче сдерживать детей, на ваш взгляд, мужчине или женщине?
На мой взгляд, мужчине в школе работать проще, хотя разные ситуации бывают. Мне кажется это потому, что дети к мужчинам все же больше тянутся, да и самим мужчинам по природе своей работать с коллективом проще.

Существуют ли для преподавателей мужчин сложности в школе? Может ученицы влюбляются? Не утомляет, что почти все коллеги - женщины?
Мужчине опаснее работать в школе, нежели чем женщине, так как сейчас появилось очень много людей, которые для достижения цели не остановятся не перед чем. Поэтому я стараюсь в классе один на один с подобными учениками (а они есть, к сожалению) не оставаться, чтобы потом не оболгали и не насочиняли ужасных небылиц. На счёт коллег женщин могу сказать, что лично меня это не утомляет, наоборот, я нарасхват в плане помочь чем-нибудь и со всеми хорошие отношения. Стараюсь со всеми дружить.

Как вы готовитесь к первому сентября? Как надо отдохнуть учителю, чтобы на весь учебный год нервы сохранить?
К первому сентября я стараюсь отдохнуть покрепче. Где? Там где мало народа. Очень мне нравится отдыхать в южных деревнях на пустых пляжах. Меньше народу, меньше общения. Отношусь же к первому сентября я спокойно, радости особой от этого праздника нет. Официальные части не люблю, жду встречи и разговоров с ребятами.

С какими проблемами сталкиваются молодые учителя, когда приходят в школу?
Проблем очень много. Куча бумаги, неадекватные родители и дети, а временами и коллеги. Очень важно себя правильно поставить в первые же недели.

Какие секреты профессии вы можете рассказать? Как обуздать современного ребёнка?
Спокойствие, юмор (шутить вроде умею, дети это выделяют), дотошность, незаметный контроль за важными аспектами + всегда нужно уметь ответить за свои слова, иначе грош цена им и авторитет учителя уйдет.


«Молодые учителя сталкиваются с главной проблемой - заработная плата»

Елена Чирказёрова год отработала учителем русского и литературы, а также вела дополнительные занятия по хип-хопу в МОУ СОШ №9 в селе Деревянное. Пришла в начале сентября и в августе написала заявление на увольнение. В педагогику целенаправленно не шла, хотя по образованию филолог, преподаватель русского языка и литературы. Но когда попала на практику, которая ей очень понравилась, решила рассмотреть профессию учителя.

Почему решила уйти из школы?
Школа, в которой я работала, находилась за чертой города - это постоянная привязка к автобусам, у которых не всегда удобное расписание, которые могут ломаться... Помню, как-то зимой я 3 часа простояла на морозе, потому что автобус просто не вышел. Плюс весь год я совмещала две работы: учителя и хореографа. Это было сложно, учитывая то, что обе деятельности - по сути педагогические. Летом, во время отпуска, я попала на главный творческий форум страны – «Таврида» - где услышала много хороших слов от ведущих хореографов России в свой адрес. Мотивация посвятить себя только танцам усилилась, нужно было делать выбор.

Тяжело ли справляться с детьми? Сколько у тебя было детей в классе?
Любая работа - это труд. Везде бывает тяжело. У меня осталось в памяти больше положительных моментов. Если бы у меня не было танцев, я бы с радостью работала в школе. До сих пор подписана на «Подслушано у учителей» - читаю истории, смотрю, как украшают педагоги со всей России свои кабинеты к 1 сентября... Это здорово! Очень тёплые чувства испытываю, сразу вспоминаю свои школьные годы.
У меня было три класса: 7, 8, 9. Учитывая, что 9 класс - выпускной, пришлось сразу после вуза, имея минимальный опыт практики, готовить детей к ОГЭ. Мне повезло, что я занималась репетиторством и знала методику подготовки на практике. Это здорово помогло. Классы небольшие - в среднем 15 человек.

С какими проблемами сталкиваются молодые учителя, когда приходят в школу?
Молодые учителя сталкиваются с главной проблемой - заработная плата))) Северный коэффициент приходится зарабатывать в течение нескольких лет. Работы много. Мне еще приходилось ездить на автобусах, а билет стоит больше 70 рублей в одну сторону. Второй момент - небольшая разница в возрасте со школьниками. Я еще и выгляжу на 16 лет) Но с этим проблем у меня особо не было. Главное: сразу установить рамки, показать, что ты, несмотря на юный возраст и не совсем солидный вид - педагог.

Какие секреты профессии ты можешь рассказать? Как обуздать современного ребёнка?
Четкие рамки. Сразу главное обозначить момент оценивания. Что будет, если не принес домашнее задание? Если ты болел, то пропущенные темы все равно необходимо отработать? Многие вообще этого не понимают, самое распространенное: «Я болел! Меня не было!».

Я обычно стараюсь присмотреться к классу еще на переменках, пообщаться с учителями и выявить неформального лидера. Через него проще работать с классом. Он будет усмирять всех шумных и всячески помогать, насколько может, если ему будут нравиться уроки.

К каждому ребенку необходим свой подход. Необходимо объяснять детям, ЗАЧЕМ они изучают ту или иную тему и как это им пригодится в жизни. К тому же, важно давать задание по силам каждому. Всегда объяснять, почему ученик получил ту отметку, которая стоит в тетради. Быть строгим, но справедливым, иначе начнут веревки вить. Быть терпеливым: если ребенок не понял какое-то правило, объяснить ему второй, третий, четвертый раз... Да хоть сто!


«Перед учебным годом я стараюсь обязательно выспаться»

Полина Высоцкая работает в школе № 5 уже три года преподавателем русского и литературы, а также ведёт курс «Я-кадет».

Почему пошла в педагогику?
Во время обучения в университете я приобрела ни с чем не сравнимый опыт педагогической деятельности: несколько раз работала вожатым и воспитателем в детском лагере. Но сразу после окончания университета я искала работу административной направленности, но и я сама, и работодатели так и не смогли увидеть меня в подобной роли. К концу лета я отправилась на поиски работы учителя. Начала обзванивать школы, уточнять наличие вакансий… А в итоге работа сама нашла меня! Мне позвонили из 5 школы и предложили работать у них. До сих пор не знаю, откуда они обо мне узнали: тогда так обрадовалась, что даже не спросила.

Тяжело ли справляться с детьми? Сколько у тебя детей в классе?
В классах, где я работаю, от 25 до 30 человек. Конечно, с таким количеством ребят, у каждого из которых свои особенности, справиться нелегко. Но ничего не поделаешь, справиться нужно: по-другому учебный процесс не пойдет.

Как ты готовишься к первому сентября? Как надо отдохнуть учителю, чтобы нервы не портились?))
Во-первых, в помощь учителю целых 72 дня отпуска :). Я стараюсь, съездить куда-нибудь, поменять что-нибудь дома (например, поклеить новые обои) и обязательно выспаться, ведь в течение учебного года это не всегда удается. И конечно, почитать что-нибудь приятное, расслабляющее, желательно уводящее тебя в другой мир. В этом году мое лето сопровождал Макс Фрай.

С какими проблемами сталкиваются молодые учителя, когда приходят в школу?
Отсутствие опыта, конечно! Безусловно, каждый день в школе отличается от предыдущего, но какие-то ситуации повторяются или напоминают друг друга. Если ты не сталкивался с какой-то проблемой, то тебе будет сложно ее решить. Но со временем опыт накапливается, и начинаешь понимать, как именно лучше себя повести в той или иной ситуации.

Какие секреты профессии ты можешь рассказать? Как обуздать современного ребёнка?
Настоящие секреты не выдают :) А если серьезно, то я думаю, что современного ребенка «обуздать» невозможно, но можно найти к нему подход. К каждому свой. Особенный. Этим и привлекает меня работа учителя.


«Мне было сложно адаптироваться в коллективе»

Дарья Кириллова проработала учителем русского и литературы в школе №11 один год. Сейчас она уже перешла в другую школу. В роли учителя раньше себя не представляла, ей просто нравилась филология. На педпрактике поняла, что хочет работать с детьми.

Почему решила сменить школу?
Я работала на месте основного сотрудника, который находился в отпуске по уходу за ребенком, то есть временно. Разумеется, мне хотелось найти постоянную работу. И я ее нашла.

Тяжело ли справляться с детьми?
Конечно, возникали сложности. Основная проблема - дисциплина. 25 ребят в классе - это не шутка. Я искала подход к детям и пробовала разные методы работы, а потом отпустила ситуацию. Как ни странно, все наладилось :)

С какими проблемами сталкиваются молодые учителя, когда приходят в школу?
Сложности могут быть разного характера: кому-то сложно работать с детьми, кто-то боится большого количества бумажной работы. Лично мне было сложно адаптироваться в коллективе. Но все зависит от школы и от людей, которые в ней работают. Если среди коллег будут люди, которые готовы помочь в сложной ситуации, с кем можно посоветоваться или хотя бы просто поговорить, то проблем не будет.

Какие секреты профессии ты можешь рассказать? Как обуздать современного ребёнка?
Я слишком неопытна, чтобы обладать какими-то секретами. Но интуиция подсказывает мне, что все получится, если ты любишь свою работу.


«Не надо пытаться обуздать современного ребенка»

Ксения Феклина работает уже три года учителем начальных классов в Нововилговской СОШ №3. В педагогику пошла, потому что знала, что это её призвание - работать с детьми.

Тяжело ли справляться с детьми?
В классе 16 учеников (сельская школа). Справляться с детьми не сложно, главное четко изложить требования, правила, объяснить их необходимость и следовать им совместно с детьми, иначе остальные отношения будут нечестными.

Что вы ждёте от первого сентября?
Для меня это обычный учебный день, когда надо занырнуть в «море» и вынырнуть 25 мая. Конечно, я немного соскучилась по ученикам и знаю, что они по мне тоже. Это и греет :)

Как вы готовились к первому сентября? Как надо отдохнуть учителю, чтобы на весь учебный год нервы сохранить?
Я путешествовала в августе. Лучший отдых для учителя - когда ему не звонят с работы.
Нервы тратить на работе не надо, надо просто договориться с детьми и объяснить, почему не стоит делать так или иначе, и как сильно нас это расстраивает.

С какими проблемами сталкиваются молодые учителя, когда приходят в школу?
Молодые учителя, на мой взгляд, просто не знают с чего начать свою профессиональную деятельность. В остальном для себя проблем больше не отметила. Обуздать современного ребенка не надо, надо плыть вместе с ним, быть на одной волне.


«Нет времени объяснять, иди работай»

Юлия Козина проработала учителем русского и литературы полтора месяца в школе № 29. За этот короткий срок она успела многое для себя осознать. Сейчас она работает в ПетрГУ, преподаёт шведский язык для студентов. В феврале Юлию пригласили как учителя на замену вести уроки в 6, 7, 8, 10 классах. За короткий срок ей надо было выучить 105 имён и найти подход к детям разных возрастов.

Тяжело ли справляться с детьми? Как ты с ними справлялась?
- Кому-то из учителей проще со старшими, кому-то с младшими. Мне было сложнее работать с девочками, чем с мальчиками, они по развитию постарше. У меня были классы, где в основном учились мальчики.
Классы сложные, доводили меня до слёз. Если спросить - какой был самый любимый класс, не могу ответить. Я сама недавно окончила университет и мне проще общаться с ребятами постарше, плюс они более спокойные, сознательные. С другой стороны они считают себя со сформировавшимся характером. Заставить их читать литературу, было просто невозможно, и у меня не было такой задачи. Я рассказывала интересные моменты из биографии писателей. Если кинуть провокацию – то она больше потянет куда-нибудь дальше получать информацию. Но пообщавшись с ребятами, я поняла, что они чем-то интересуются, что-то читают, понятно, что не школьную программу. С 10 классом мы общались на равных, на «вы». Они удивлялись. Сейчас я понимаю, что наверно нельзя было так делать - общаться на равных, но я не психолог, может в этом проблема – в университете не хватило уроков по психологии.

На уроках литературы в 6 классе ребятам нравилось читать вслух с интонациями. Там было больше читающих ребят, к тому же по программе шли короткие рассказы. Каждый урок начинался с чтения. Был в классе один гиперактивный мальчишка, не мог долго усидеть на месте, постоянно отвлекался. Я пришла к выводу, что на него можно вообще не реагировать. Один раз, когда я читала какое-то произведение Шукшина, ребята с задних парт стали что-то говорить и этот мальчик повернулся к ним и говорит: «Тихо, даже мне интересно стало».

Сложнее всего было с 7-8 классами – там переходный возраст, когда презервативы летают по классу и включают музыку. Был там один ученик, с которым мы потом начали общаться в контакте. Он спросил, какое у меня впечатление об их классе, я ответила и обратный вопрос задала - какое у них было впечатление, когда я пришла. Он сказал: «Мы посмотрели и сразу представили, как будем выносить вам мозг. Как будем над вами издеваться и как вам будет плохо». Потому что понятно дело, учитель молодой, значит мягкий и спокойный. Возможно моя ошибка, что я очень лояльный человек, но я считаю, что орать на чужого ребёнка неправильно, я бы не хотела, чтобы кто-то орал на моего ребёнка. Хотя иногда были моменты, что я срывалась и повышала тон, но никакого эффекта от этого не было. Это ещё и потому что я недостаточно их старше и статуса никакого не приобрела. Решила, что вместо криков буду писать докладные. Один раз учителя меня за это даже поблагодарили.

Ребёнку надо не только понравиться, а ещё объяснить - зачем изучать язык, на котором и так говоришь? Зачем читать Достоевского и Гоголя? Поэтому в 7-8 классе я решила провести анонимный опрос «Почему вы не хотите изучать русский язык и литературу? Что бы вы хотели изменить?» Прочитав ответы, я увидела детей с другой стороны. В итоге отношения наладились.

С отличниками было сложно, они меня напоминали - знают больше чем школьная программа. У них всегда всё написано и сделано. Некоторые учителя действуют по принципу – есть костяк класса, с ним и буду работать. А это плохо. Я привлекала тех, кто молчал, отвлекался. Чтобы отличники чувствовали себя значимыми – ставила их наставниками над двоечниками. С некоторыми ребятами мы договаривались - вы мне не мешаете, и я вас не трогаю. Поэтому надо искать компромиссы.

Из-за того что есть определённые статусы среди детей я поняла, что для того чтобы их усмирить иногда надо пошутить. Так я дала прозвище одному мальчику. Хотя, конечно, это не совсем педагогично. Тут надо не перегнуть палку. Но были моменты, когда например, мальчики болтают, а я им говорю: «Что это за парочка на последней парте?» Все хи-хи да ха-ха. Раз привлекли внимание, два – уже молчат. К тому же шутки в классе атмосферу разрежают. Когда я уходила, дети просили остаться, аргументируя: «Вы хоть нас подкалываете».

Какие секреты профессии ты можешь рассказать? Может, разработала свои методы?
Надо идти в ногу со временем. Вы просто изучите, чем дети увлекаются: блоги, рэп батл. Почему бы не объяснить склонение сложных числительных на примере песни «Pen Pineapple Apple Pen»? У нас нет 6 и 10, получается «шести десяти» и так по всем спряжением. Как в 10 классе запомнить верные ударения в словах «апостроф» и «обеспечение»? Я использовала слова из современных популярных песен, которые слушают школьники - там очень много орфоэпические ошибок.

Какой должен быть хороший учитель?
У хорошего учителя должна быть интуиция к детскому поведению, азы психологии (лучше иметь психологическое образование), артистизм (первый день в школе я играла роль учителя, это помогало справиться со стрессом), инициативность, толерантность, мобильность и гибкость (рабочие программы надо менять под каждый класс).

Не могу сказать, что учитель моё призвание, но я бы вернулась в эти же классы в эту же школу, если бы меня пригласили, не смотря на то, что они меня выводили. Однако эта работа стимулирует к изменениям. Ура – у меня есть проблема, надо её преодолеть.

Поделиться с друзьями:


Написать комментарий:

Правила модератора

Чтобы оставить комментарий, надо просто войти на сайт или зарегистрироваться.

Войти на сайт     Войти с помощью ВКонтакте

Зарегистрироваться

 Все видео

Подписывайтесь на КарелИнформ в социальных сетях!