Posted 31 июля 2017,, 12:56

Published 31 июля 2017,, 12:56

Modified 12 ноября 2022,, 07:57

Updated 12 ноября 2022,, 07:57

От миньонов до «музыки на костях»: удивительная история жизни грампластинки

31 июля 2017, 12:56
От миньонов до «музыки на костях»: удивительная история жизни грампластинки
Сюжет
Статьи

Мало кто знает, что в нашем чудесном городе П. есть Музей истории связи, который находится на базе Карельского филиала ПАО «Ростелеком».

Сегодня это единственное в Карелии место, где представлена вся история развития аппаратуры воспроизведения механической записи: граммофоны, патефоны, радиолы, электрофоны, портативные и стационарные проигрыватели. Также там можно найти коллекцию аппаратуры проводной и телеграфной связи, радиоприемную технику и многое другое. Одним словом, это рай для любителей истории и инженеров, без фанатизма в голосе это сказать невозможно.

Но мы сюда пришли лишь по одному поводу – встретиться с именинницей этого года. Нынешним подросткам не посчастливилось с ней познакомиться, даже самый последний её приемник уже уходит на покой. Но особые ценители звука могут и сейчас приобрести экземпляр пластинки, которая унесет нас в прошлое и погрузит в ностальгию той эпохи. Между тем сегодня грампластинка отмечает свой 130 день рождения.

Нашим гидом по «винилу» стал основатель и хранитель музея, ведущий инженер-метролог филиала Виталий Брусникин. Кроме любопытных журналистов на встрече присутствовал и руководитель Карельского филиала «Ростелеком» Александр Левашев.

Итак, первые пластинки появились больше века назад в Германии. Их изобретателем был бизнесмен Эмиль Берлинер. До его прихода музыку слушали при помощи фотографа и воскового валика, на который и записывалась аудиодорожка. Но грампластинка совершила настоящий переворот. Её главным преимуществом была относительная прочность и возможность массового распространения. В те времена их создавали наравне с книгами. В коллекции «Ростелекома» есть один экземпляр того времени. Он хрупкий и может буквально рассыпаться в руках, но еще сохранился и радует глаз посетителей.

Для воспроизведения музыки в те далекие времена использовали граммофоны. Звуковая дорожка была расположена на пластинке по спирали к центру и воспроизводилась за счет колебания иголочки. Последняя передавала звук слюдяной мембране, который усиливался с помощью рупора. Регулятора громкости на них не было. Даже на патефонах, которые появились чуть позднее. Чтобы звук был тише или громче использовались разные иглы или же обычное полотенце, которое запихивали внутрь, и оно приглушало звук.

В России первые пластики появились в 1903 году. Тогда на них записывали оперных певцов и целые коллективы, а помогали в этом британские инженеры.

Первые пластинки играли всего по 2,5 минуты. Сейчас такое сложно даже представить, ведь редкая современная песня длится меньше трех минут, что уж говорить о классических произведениях. Но прогресс не стоял на месте и в скором времени, после перехода на винил, аудиодорожка могла звучать до 30 минут. Со временем пластинки даже стали делать двухсторонние.

Целым искусством был не только процесс записи пластинки, печати наклейки на неё, но и создание конвертов. Уже в те времена на него размещали рекламу: сберегательных касс, мыла, пудры и продуктов питания.

Патефоны пришли на смену граммофонам в 30-х годах. Они были более портативные и мобильные. Еще один интересный факт: в свое время появятся даже специальные автомобильные проигрыватели для виниловых пластинок, которые работали от прикуривателя. Они, к сожалению, не подходили для российских неровных дорог, но в Европе получили распространение. Один такой смотрит на нас с полки музея в Петрозаводске.

До 50-х годов XX века пластинки изготавливались из шеллака, который сейчас весьма популярен в индустрии красоты. Тогда это был натуральный природный материал, который собирался на определенных видах деревьев в тропической части земного шара, там обитали лаковые червецы. Именно их смолу и использовали для изготовления грампластинки. Но это было достаточно дорого и вот тут-то и придумали винил.

К слову, инженерная мысль не давала покоя изобретателям, и они делали стеклянные, эбонитовые и даже шоколадные пластинки. Сладость нужно было хранить в холодильнике и проиграть её можно было только один раз, но зато какой оригинальный подарок! Между прочим, это не единственный вариант подарочной пластинки. В свое время будут делать совсем маленькие детские пластинки и специально для них будут игрушечные патефоны.

Еще один вариант предлагался в курортных зонах. Там можно было записать музыкальную открытку. С виду она была ничем не примечательна, но, если присмотреться, можно разглядеть музыкальную дорожку. На неё записывали своего рода «музыкальный привет» и отправляли родственникам или друзьям.

Записать такую открытку можно было в специальной студии, которая ночью становилась настоящим подпольным цехом по производству «запрещенки». К ней причислялась вся зарубежная музыка, которую слушать было не положено, но всем хотелось. Куда интереснее, как именно записывались такие музыкальные дорожки. Обычный винил заменяли на медицинские снимки. Именно по этой причине и появилось фраза «музыка на костях». Студии договаривались с больницами, а те поставляли им уже использованную пленку для рентгена.

Даже во времена Великой Отечественной войны пластинки выпускались, чтобы поддержать боевой дух солдат. После победы тиражи взлетели. Стали выпускаться компактные пластинки меньшего размера и назывались они миньоны, совсем как современные мультперсонажи.

0

В 70-х стали появляться гибкие грампластинки. По качеству они значительно уступали полноразмерным, но занимали мало места. Стали даже печататься журналы со звуковыми страницами. Их можно было послушать, а пояснения прочитать.

Мало кто знает о существовании квадрофонических пластин. Обычная давала два канала звука, а в этих было четыре. Это, конечно же, отражалось на качестве. Но аппаратура для их воспроизведения была дорогая, а советский человек не мог себе это позволить.

1

Казалось бы, столько лет прошло, а грампластинки до сих не вышли из моды. Некоторые собирают целые коллекции и пополняют их даже новыми экземплярами. При желании их можно купить в Интернете или специальных магазинах. Например, коллекция «Ростелекома» формировалась долгое время: обменивались с коллекционерами, дарили и даже находили на свалке, чтобы сейчас они рассказали нам целую историю своей жизни.

"