Posted 14 апреля 2017,, 12:09

Published 14 апреля 2017,, 12:09

Modified 12 ноября 2022,, 08:02

Updated 12 ноября 2022,, 08:02

От свечей до электрических фонарей

14 апреля 2017, 12:09
От свечей до электрических фонарей
Сюжет
Статьи

Представьте себе, каково было жителям Петровской слободы, а затем Петрозаводска, когда уличное освещение в осенне-зимний период попросту отсутствовало. Ходить в ночное время, по грязным, немощеным улицам было и очень проблематично, и опасно. Причем, опасность заключалась не только в том, что в темноте можно было переломать себе ноги и руки, но и в том, что на улицах города пошаливали хулиганы и грабители.

Свет на постном масле

В феврале 1783 года в протоколе Канцелярии Олонецких Петровских заводов прямо запрещалось сотрудникам предприятия выходить из дома в начале девятого вечера «…потому что как здесь в городе у обывателей происходят грабительства и воровства». Но, если после означенного часа работникам надо было, все-таки, выйти на улицу, им предписывалось обязательно брать с собой фонарь. «А без фонарей ходящие браны будут под караул и почитаться подозрительными».

Кстати, квартиры в домах освещались свечами (где победнее, использовалась лучина). Из описи имущества государственного крестьянина Евдокима Конева в 1779 году, известно, что у него имелись «Подсветчника больших медных: один двойной, а другой тройной».

Озаботились городским уличным освещением только в 19 веке. При императоре Александре Втором в «Городовом положении» прямо было указано, что «К предметам ведомства городского общественного управления принадлежат… и освещение города».

Уличных фонарей в Петрозаводске не было долго, но в 1849 году Горный начальник Олонецких заводов полковник Бутенев дал предписание об устройстве фонарей на мостах для освещения в ночное время «для безопасности проезда в темное время чрез мосты на реке Лососинке».

А в 1860 году градской глава Василий Трофимов докладывал, что в Петрозаводске насчитывалось уже 40 исправных фонарей. Они стояли на двух главных мостах (Пименовском и Большом – сейчас Советский), у полицейского дома, у почтамта, у домов важных людей города того времени. Для освещения использовалось постное масло.

Позже дорогое постное масло для фонарей заменили на керосин. В августе 1864 года гражданский губернатор Арсеньев распорядился: «… фонари должны быть устроены для горения в них не масла, а керосина…». При этом городские власти распорядились в конце октября 1893 года «… освещение города уличными фонарями положено производить в течение 8 часов ночи…».

А у нас теперь и газ

В 1873 году некто Александр Рутковский предложил местному начальству построить газовый завод для того, чтобы обеспечить освещение Александровского завода. Это было сделано, однако, в цехах завода для освещения по прежнему, использовались и керосин, и сальные свечи. Как докладывал в 1901году управляющий заводом В. Желковский «…освещение… ничтожно и при том небезопасно в пожарном отношении».

Он предлагал перейти, наконец, на электрическое освещение цехов, доказывая, что это будет и дешевле, и эффективнее.

Эра электричества: начало

С электричеством жители Петрозаводска познакомились в 1897 году, когда местная пресса сообщила, что «Пионером электрического освещения в нашем городе является купец М.Н.Пикин, приобретший машину для освещения своего лесопильного завода и мельницы». При этом купец совершенно бесплатно провел электричество в общественный сад «Желая придать саду… более изящный вид…».

Уже через два года, оценив достоинства и преимущества электроэнергии, в городской думе постановили «… войти ныне же в сношение с различными фирмами по электрическому освещению в отношении принятия ими освещения г. Петрозаводска…».

В 1910 году в Петрозаводске появилась собственная гидроэлектростанция. Ее построили на месте нынешнего Пименовского моста в створе ул. Луначарского (разрушенное здание энергоблока стоит там до сих пор). Основное оборудование состояло из двух гидроагрегатов общей мощностью в 240 Квт. На первых порах к станции были подключены 7 линий, включавших 6 тыс. лампочек и 36 уличных дуговых фонарей. Стоит отметить, что для своего времени эта станция была крупнейшей в стране.

Гидроэлектростанции предлагалось строить не только на Лососинке, но и на Неглинке. Судя по всему, в городе их было не менее семи штук. Появилась своя ГЭС и в Соломенном, который в 1938 году в состав города не входил, но электричество в город поставлял регулярно (вот откуда название района в Соломенном - ГЭСгородок).

С началом Великой отечественной войны в Петрозаводске были уничтожены все энергообъекты, однако, финны, оккупировавшие город, довольно быстро их восстановили. Но при уходе из города в 1944 году, согласно доклада Чрезвычайной республиканской комиссии по установлению ущерба от оккупации, «финны взорвали, сожгли и разрушили семь электростанций…».

Восстановление разрушенного городского хозяйства шло быстрыми темпами, но электроэнергии по прежнему не хватало. Поэтому в 1949 году вступила в строй линия электропередач Кондопога – Петрозаводск (Сунский каскад ГЭС), а ровно через десять лет ток начал поступать уже и из Ленинградской области.

Фонари-раритеты

Недавно в Петрозаводске были отреставрированы фонари, установленные еще в прошлом веке. Как сообщили в пресс-службе МУП «Петрозаводские энергетические системы», которое и занимается уличным освещением, оригинальные раритетные фонари на улицах Анохина, 37 и Ленина, 37 называются "светильники подвесные открытые СПО-200", а по-простому "шляпа". Это самый распространенный фонарь 50-х годов ХХ века с обыкновенной лампой накаливания на 200 Вт. Такой светильник ведет свою историю примерно с середины 30-х годов.

Вообще, старых фонарей в нашем городе сохранилось немало. Как обычных типовых, характерных для эпохи шестидесятых-семидесятых, так и нестандартных, декоративных. Например, у железнодорожного колледжа сохранились ретро фонари послевоенных времен с солидными чугунными опорами. Раньше такие фонари украшали все центральные улицы города. Белые светильники выполнены из стекла и называются СПШ-500. Внутри находится лампа на 500 ватт. Крепление стекла плохое, поэтому оно часто падало и разбивалось.

Множество раритетных декоративных фонарей сохранилось в районе парка Онежского тракторного завода (парк «Ямка»). В Губернаторском парке старый фонарь «шляпа» был прикреплен прямо к дереву.

Горожане, кстати, не всегда довольны качеством важной для города услуги – уличным освещением. Но ситуация поправима, если позвонить диспетчеру предприятия по тел. 330-383.

"