Posted 24 сентября 2015, 08:30
Published 24 сентября 2015, 08:30
Modified 12 ноября 2022, 08:35
Updated 12 ноября 2022, 08:35
Как сообщила прокуратура Карелии, на днях Олонецкий районный суд вынес приговор в отношении бывшей главы Коверского сельского поселения Натальи Караковой. Экс-чиновницу признали виновной в мошенничестве, превышении и злоупотреблении должностными полномочиями.
Речь идет о земельных махинациях, совершавшихся с 2006 по 2009 годы. Как было установлено в суде, Каракова незаконно предоставила своим родственникам и знакомым 39 земельных участков общей площадью свыше 73 тыс. кв.м, которые они оформили в собственность. Ущерб районному бюджету составил более 14 млн рублей.
Мошенническая схема вскрылась после того, как выяснилось, что после принятия федерального закона о дачной амнистии на территории Коверского поселения были оформлены в собственность десятки земельных участков. Напомним, закон этот вступил в силу как раз в 2006 году и позволял владельцам дачных участков приватизировать их на льготных условиях. Что насторожило правоохранителей? То, что ни один из оформленных по дачной амнистии участков в Коверском поселении не был возделан, их не было в кадастре недвижимости, до 2008 года они ни разу не попали в инвентаризационную опись земель поселения.
Все это показалось более, чем странным – ведь постановления о выделении земли были датированы еще 2000-2001 годами. И скреплены печатью Нурмольской волостной администрации. Вот только никаких следов этих постановлений в журналах регистрации местного самоуправления за те годы обнаружить не удалось. Что же выяснилось при расследовании?
Начать придется с далекого 1998 года, когда главой Олонецкого района стал владелец торговой сети «Ленторг», «яблочный» спонсор Василий Попов. В его избирательной кампании, в частности, активно участвовали Наталья Каракова, а также Александра Спиридонова, ставшая впоследствии верной соратницей Попова. После того, как «яблочный» спонсор пришел к власти, Спиридонова оказалась у руля Видлицкой волости, а Каракова – Нурмольской.
Затем, несколько лет спустя, Спиридонова, как известно, сделала, как известно, неплохую карьеру. Верный член «яблочного» окружения Попова, при финансовой поддержке босса она становится главой сначала Олонца, потом всего Олонецкого района…
На календаре тогда – как раз 2006 год. А в кресле главы Коверского поселения – Наталья Каракова, некогда возглавлявшая Нурмольскую администрацию. Надо отметить, что после преобразования Нурмольской волости в Коверское поселение в свое время случились некоторые странности: так, пропала печать волостной администрации. Но затем, много лет спустя, оттиски этой печати обнаружились на подписанных Караковой постановлениях о выделении земли.
Вот что об этом сказано в сообщении прокуратуры:
«В 2006-2008 гг. глава поселения, имея в силу занимаемой должности доступ к недействующей гербовой печати Нурмольского волостного управления, а также к реквизитам и образцам выносившихся ранее официальных документов, лично изготовила заведомо подложное постановление Нурмольского волостного управления о предоставлении ей в 2000 г. в собственность земельного участка площадью 1тыс 489 кв.м. Рыночная стоимость участка, на который она путем обмана приобрела право собственности, составляет более 250 тыс рублей».
Кроме того, установлено, что Каракова незаконно помогла своей дочери увеличить размер принадлежащего ей участка площадью 1 тыс. 500 кв.м. Чиновница лично изготовила и заверила гербовой печатью подложную выписку из похозяйственной книги Коверского сельского поселения. В этой выписке утверждалось, что дочь Караковой якобы располагает гораздо более обширным участком – 6 тыс 500 кв.м. Подложный документ был представлен в соответствующие федеральные структуры и земельный участок был зарегистрирован на дочь Караковой.
В ходе следствия экс-чиновница возместила материальный ущерб на сумму почти 1 млн рублей. Но… а что же с остальной суммой ущерба? И с остальными земельными участками? Кому они достались?
По имеющейся информации, в числе счастливых обладателей земли оказалась все та же Александра Спиридонова. По постановлению, датированному декабрем 2000 года, она получила участок площадью 1 тыс 467 кв.м. Примерно такой же по размеру участок достался сыну Спиридоновой, согласно постановлению, якобы выписанному в июле 2001 года.
Судя по всему, эти постановления в реальности также выписывались, начиная с 2006 года, когда возникла такая соблазнительная возможность льготно приватизировать землю по только что вступившему в силу закону о дачной амнистии.
Наталья Каракова в итоге приговорена судом к четырем годам лишения свободы условно и штрафу в размере 300 тыс рублей. Ну и, конечно, лишена права занимать административно-хозяйственные должности в МСУ или госструктурах (приговор не вступил в законную силу). Кто-то посчитает, что экс-чиновница легко отделалась… Но, вероятно, сыграло роль, во-первых, возмещение ущерба, а во-вторых…
После погружения в детали этой истории как-то очень слабо верится, что бывшая коверская чиновница действовала исключительно на свой страх и риск. А та же глава района Александра Спиридонова была совсем не в курсе? Даже когда вместе с сыном оказалась «неожиданно» обладательницей упомянутых выше двух земельных участков?
Словом, ну наказали бы Каракову более сурово – и что? Не было ли бы это просто-напросто наказанием «стрелочника», и ничего больше?
Хотя как очередной штрих к портрету «яблочного» окружения Попова история в Олонецком районе показательна. Члены этого окружения сейчас проходят обвиняемыми по другим уголовным делам: сестра «яблочного» спонсора Светлана Чечиль и ее бывшая подчиненная Евгения Сухорукова – по делам о земельных махинациях в Прионежье. Директор «Ленторга» Александра Корнилова, депутат Петросовета Ольга Залецкая, жена Попова, депутат Заксобрания Анастасия Кравчук – по делу о мошенничестве с муниципальным имуществом МУП «Петропит». Там речь идет, напомним, о приобретении Кравчук муниципального здания и земельного участка под ним – именно земля в центре города, как уже предполагалось, и привлекла внимание Попова. Он в этой истории также проходит обвиняемым, но дело выделено в отдельное производство, поскольку «яблочный» спонсор успел сбежать за границу.
Обо всех этих уголовных делах «яблочники» громко шумели. Но вот – приговор Караковой. И где, спрашивается, гневные речи про «политическое преследование» очередного члена «команды»? Где очередные митинги в защиту «женщины и матери»? Молчат, как воды в рот набрали. Молчит даже Александра Спиридонова, ныне уже целый депутат Заксобрания. Не спешит чего-то защищать добрую свою знакомую – может, потому, что придется тогда публично объяснять, откуда у нее самой возникла землица? Молчит коллега Спиридоновой по Заксобранию, «яблочница» Эмилия Слабунова.
Почему? Не потому ли, что «яблочное» окружение надеется: наказанием «стрелочника», которого можно легко списать со счетов, в данном случае все и ограничится? Хотя, не исключено, точка-то еще далеко не поставлена.