Госдолг платежом красен
Аналитика

Госдолг платежом красен

27 ноября 2018, 11:00Анастасия Креминская, Арина БелаяPhoto: pxhere.com
Что такое госдолг и почему его нужно гасить в первую очередь.

Власти Карелии продолжают работать над главным финансовым документом республики – бюджетом на 2019 год. Напомним, депутаты Законодательного собрания 15 ноября проголосовали за проект бюджета в первом чтении, высказали свои замечания и пожелания и отправили его на доработку. Бюджет-2019 впервые в новейшей истории Карелии будет профицитным, планируемые доходы превысят расходы на 760 миллионов рублей. И обусловлено это необходимостью выплачивать огромный госдолг Карелии. Эта тема активно муссируется в республиканских СМИ и социальных сетях.

Депутаты и журналисты задаются вопросом: почему 760 «свободных» рублей нужно отложить «про запас», а не запланировать их на социальные нужды – решение проблем здравоохранения, образования, жилья для населения и т.д. Рассчитываться с долгами, конечно, необходимо, считают они, однако люди с их насущными проблемами важнее.

Давайте разберемся, почему умные головы из министерства финансов выбрали именно такой, профицитный путь, то есть вариант в пользу госдолга.

Как в шелках

Что же такое в принципе госдолг, откуда он берется и почему его необходимо гасить?

Дело в том, что в течение ряда лет наша республика «проедала» больше, чем зарабатывала. Превышение расходов бюджета над его доходами называется дефицитом бюджета. В соответствии с законодательством, для покрытия дефицита бюджета привлекаются заемные средства - кредиты банков и кредиты из федерального бюджета, а также выпускаются государственные облигации. Такие заемные средства предоставляются бюджету Республики Карелия на возвратной и платной основе. Сумма заемных средств и является государственным долгом, который подлежит погашению в соответствии с договорами.

В Карелии, как и в других субъектах Российской Федерации, государственный долг начал формироваться с 2000 года. До 2012 года размер госдолга не превышал 50% годовой суммы собственных доходов, что является нормой.

Начиная с 2012 года, бюджет Республики Карелия испытал двойное давление. С одной стороны, резко сократились доходы бюджета в связи с уходом основного налогоплательщика (костомукшский горно-обогатительный комбинат «Карельский окатыш») в консолидированную группу налогоплательщиков (добровольное объединение юрлиц - плательщиков налога на прибыль на основании договора, в котором существенно уменьшается нагрузка по уплате этого налога).

С другой стороны, возросли расходы социального характера. Для выполнения всех обязательств перед населением республики бюджет формировался с максимально возможным дефицитом, который покрывался кредитами и займами. В результате государственный долг на 1 января 2018 года превысил годовой объем собственных доходов бюджета практически на четверть и составил 124,1% от годовой суммы республиканских доходов. Все внимание было направлено на добывание «хлеба насущного», то есть на решение социальных проблем, и возможности сократить долг не было.

В 2018 году случился прорыв, и доходы от налогоплательщиков волшебным образом выросли: поступление налогов только от ПАО «Северсталь» (именно в эту группу входит «Карельский окатыш») возросло в 3,4 раза по сравнению с предыдущим годом. Помимо роста доходов снижение долга стало возможным благодаря эффективному управлению ликвидностью счета бюджета. То есть, условно говоря, если появлялись свободные средства, то их направляли на погашение «дорогих» кредитов, избегая уплаты больших процентов.

Отдаем, чтобы получить

Почему все-таки было решено сверстать профицитный бюджет, а не направить 760 миллионов на социальные нужды?

– В соответствии с бюджетным законодательством объем долга не должен превышать годовой объем собственных доходов, - объясняет начальник отдела государственного долга Министерства финансов Карелии Зоя Черняева. - Кроме того, Минфин России в 2017 году принял решение об отсрочке выплаты Республикой Карелия бюджетных кредитов до 2024 года, но с условием, что государственный долг будет снижаться. В противном случае бюджетные кредиты будут взысканы досрочно. К тому же это ключевое условие, которое должно выполняться для получения дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета, которая крайне важна для нашей республики.

Недолгая радость

Отметим, что ускоренные темпы снижения долга – явление временное: в конце года долг снова увеличится. И вот с чем это связано.

Карелия вступила в 2018 год с размером государственного долга 25 миллиардов рублей, или 124,1 % от годового объема налоговых и неналоговых доходов бюджета.

Мы уже упомянули, что в течение бюджетного года на счете могут аккумулироваться временно свободные средства, которые направляются на досрочное погашение «дорогих» кредитов банков. В этом случае долг уменьшается, как это произошло, например, на 1 октября или 1 ноября 2018 года, когда долг снизился до уровня 18,2 миллиардов рублей.

В то же время в отдельные месяцы года могут быть временные краткосрочные привлечения заемных средств (например, бюджетный кредит на пополнение остатков средств на счетах бюджета, либо кредиты банков), которые увеличивают государственный долг.

Таким образом, окончательная оценка долговой нагрузки возможна только по результатам бюджетного года.

В соответствии с законом о бюджете Республики Карелия на 2018 год государственный долг на конец 2018 года должен составлять не более 22,7 миллиардов рублей, или 89,1 % годового объема налоговых и неналоговых доходов бюджета. В следующий трехлетний период государственный долг будет последовательно снижаться.

Свет в конце тоннеля

Снижение долга - первоочередная задача правительства республики, и именно поэтому бюджет сформирован с профицитом. В перспективе свободные средства обещают направлять на развитие республики и удовлетворение потребностей граждан.

Задача первоочередная, но выполнять ее будут долго. По информации специалистов Минфина, в соответствии с графиками погашение долга, который сформирован на текущий момент, будет осуществляться с 2019 года по 2034 годы. 90% долга должно быть погашено до 2024 года. Ускорить процесс возможно в случае направления дополнительных доходов бюджета на погашение долга. И это возможно: напомним, в 2018 году Карелия стала лидером среди субъектов России по темпам погашения долга.

При этом не следует забывать, что, исходя из мировой практики, размер государственного долга, не превышающий 50% годового объема собственных доходов бюджета, считается нормой и не оказывает существенного влияния на выполнение социальных обязательств правительства.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter