Posted 25 октября 2019,, 08:35

Published 25 октября 2019,, 08:35

Modified 30 октября 2022,, 20:02

Updated 30 октября 2022,, 20:02

«Цены подскочат»: как маркировка «молочки» скажется на жителях Карелии

25 октября 2019, 08:35
С середины июля в России стартовал проект по маркировке молочной продукции, которая позволит идентифицировать товар. Такая система может стать обязательной уже с марта 2020 года, однако многие заводы и комбинаты выступают категорически против. Что даст маркировка потребителям и какие проблемы ждут производителей?

О маркировке

Сегодня все больше товаров включаются в систему маркировки, которая, по словам инициаторов, позволит очистить рынок от подделок и гарантировать качество продукции. Некоторые товары маркируют уже сейчас, и данные требования стали обязательными для этой части рынка, для других продуктов система только тестируется.

При вводе обязательной маркировки на товар, подключение к системе станет необходимым и обойти ее не получится. Иначе производителей ждут штрафы. На данный момент, согласно распоряжению российского правительства, обязательной маркировке подлежат шубы и меховые изделия, табак, с 1 декабря будет введена маркировка шин, пневматических покрышек и фотокамер. Планируется, что к 2024 году маркировка товаров станет сплошной.

Как работает маркировка? Для нее используются специальные идентификаторы. Это электронные коды, которые присваивают каждой единице товара. Они помогут получить информацию о продукте — это позволит «отсеивать» фальсификат и незаконно произведенную продукцию. Покупатели смогут узнать каждую ступень оборота товара — от производства или импорта до продажи через онлайн-кассу. Подделать такие коды нельзя, они зашифрованы.

Сам закон об обязательной маркировке товаров вступил в силу 1 января текущего года. Распоряжение правительства РФ, опубликованное в апреле прошлого года, утвердило общие принципы, по которым будет работать такая маркировка. Документ определил и исполнителя проекта, которым был назначен Центр развития перспективных технологий.

Золотая «молочка»

Ранее премьер-министр Дмитрий Медведев своим постановлением утвердил проведение с июля текущего года по февраль 2020 года эксперимента по маркировке отдельных видов молочной продукции средствами идентификации. «Эксперимент» предполагает добровольное участие в нем производителей и продавцов таких товаров.

Уже с марта следующего года молочная продукция будет маркироваться в обязательном порядке, однако точный срок будет определен по результатам эксперимента. С ноября 2019 года ее начнут сертифицировать в ветеринарной системе «Меркурий». Сейчас она отслеживает поступление сырого молока на заводы переработчиков.

В частности, маркировать планируется молоко и сливки, сухие молоко и сливки, кисломолочные продукты, молочную сыворотку, сливочное масло, сыры, творог и другие продукты.

Как ранее на совещании в Совете Федерации заявил замруководителя Россельхознадзора Николай Власов, такие изменения приведут к росту цен на «молочку» или разорению производителей. По его словам, самая большая проблема — высокая стоимость оборудования для маркировки, что не позволит оставить цены прежними. Власов считает, что российское правительство должно решить, как компенсировать все траты производителей.

«Если будет введена маркировка, и цены останутся прежними, то это означает немедленное разорение огромного количества молокопереработчиков, мелкие просто не потянут», — сказал он.

Также, по его словам, процесс нанесения маркировки на упаковку продукции технологически не отработан. В молочном секторе много различных форм упаковок, разных материалов, соблюдается холодовая цепь, поэтому маркировку приходится наносить в условиях высокой влажности при очень низкой температуре. Но как это сделать технически?

«Необходимости нет»

Глава министерства сельского и рыбного хозяйства Карелии Владимир Лабинов считает, что острой необходимости вводить обязательную маркировку молочной продукции нет. Он согласился, что в связи с этим автоматически поднимутся цены на «молочку»

«Это дорогостоящая процедура, потому что она потребует оснащения специальным маркировочным оборудованием. Маркировка должна быть на потребительской упаковке, на групповой упаковке, на крупной таре… Это все достаточно затратно и сложно. Я не готов разделять эту тему с оптимизмом. Более того, такое требование для небольших производителей окажется вряд ли подъемным. Не вижу острой необходимости вводить обязательную маркировку молочной продукции», — прокомментировал Лабинов.

При этом он отметил введение другой маркировки для молочной продукции — разделение в магазинах молочной продукции от продуктов с заменителями молочного жиры. Для этого никакого оборудования не требуется, это просто новая система выкладки товара.

«Это хорошее нововведение. Разделение продуктов на две категории позволит потребителю лучше ориентироваться и делать более осознанный выбор. Продукты с заменителем молочного жиры априори должны быть дешевле. Потребитель должен понимать, что ему предлагают дешевый товар по такой-то причине. Люди будут более грамотно относиться к решению при выборе. Но сама по себе маркировка проблемы до конца не изменит, потому что остается возможность производителя не деклалировать в составе продукта заменитель, тогда это уже фальсификация…», — добавил министр.

Нагрузка для производителей

На Олонецком молочном комбинате выступили против электронной маркировки продукции. Как рассказала заместитель директора по производству Светлана Скворцова, подобные требования станут огромной материальной нагрузкой для производителей.

«Я не понимаю зачем нам маркировка от ЦРПТи: во — первых, придется платить за программу, во вторых с нас будут брать деньги за присвоение кода. 50 копеек за лицензирование одного кода превращаются в 60 копеек после НДС, а к наценкам на уровне производства добавляются и розничные наценки», — прокомментировала представитель комбината.

По ее словам, чтобы нанести на каждую единицу упаковки — пачку творога, творожного изделия, пакет с молоком, сметаной, — требуемый код Data Matrix, потребуется специальное оборудование и изменение дизайна всей упаковки. Это повлечет немалые затраты, особенно для предприятий, у которых десятки и сотни наименований продукции.

Как добавила Скворцова, одна из главных проблем — маркировочное оборудование, которое является импортным и дорогостоящим. Дело в том, что на молочных предприятиях обычно работают несколько линий — фасующая молоко, кисло-молочные продукты, творог и т. д. Для каждой из этих линий нужно отдельное печатающее оборудование. На Олонецком молочном комбинате таких линий семь, следовательно, нужно приобретать и семь печатающих головок.

Помимо печатающей головки для нанесения кодов на линии должен присутствовать аппарат, сканирующий этот код. Варианта, при котором 100% кодов сканируется, не бывает. Если код на конкретной упаковке не читается, то производителям придется утилизировать товар. Для молочных предприятий это целая проблема, так как в молочной промышленности переработка брака, согласно технической документации, не предусмотрена.

Цены на молочную продукцию при введении маркировки, по мнению Скворцовой, конечно, вырастут. Предприятия потерпят огромные затраты, которые могут просто погубить небольшие производства. Единственный выход при этом — поднятие стоимости товара.

«В стране много небольших заводов, фермерских хозяйств, которые делают хорошую натуральную продукцию. Население любит и покупает эти продукты, люди в них уверены. Я считаю, что пока достаточно системы прослеживаемости „Меркурий“, которая в полном объеме заработает с 1 ноября. К работе в системе „ Меркурий“ мы готовы», — прокомментировала замдиректора комбината.

Цены поднимут уже с ноября?

Другие карельские производители относятся к маркировке «молочки» также резко отрицательно. Такой позиции придерживается и молокозавод «Эссойла», который производит молоко, кефир, сыворотку, сливочное масло, творог и сметану. Как рассказала представитель компании Наталья Евстифеева, главной причиной негативного отношения к маркировке являются огромные затраты.

«Вы представляете, какие затраты потерпят производители? Ведь помимо дорогостоящего оборудования понадобится новая упаковка, скорее всего и дополнительные сотрудники…» — прокомментировала Наталья Евстифеева.

По ее словам, производители уже потратились на систему «Меркурий», пришлось искать дополнительного сотрудника. Кроме того, из-за «Меркурия» ожидается рост цен, следовательно, при введении электронной маркировки стоимость «молочки» вырастет точно.

«С 1 ноября ожидается рост цен на молочную продукцию на семь процентов из-за вступления в силу „Меркурия“. И это при том, что такая система еще не является затратной, а если придется покупать то дорогостоящее оборудование… Цены, конечно, вырастут», — добавила представитель «Эссойлы».

«Дают указания — исполняем»

На известном в Карелии молочном комбинате «Славмо» комментировать электронную маркировку продукции не стали. При этом добавили, что к другой системе «Меркурий» они подготовлены и особых финансовых затрат на это не потребовалось. Технология уже отработана и готова к работе с 1 ноября.

«Электронную маркировку мы пока не комментируем, просто технологически готовимся. Просто исполняем указания», — сказал исполнительный директор предприятия Анатолий Булдаков.

При этом ранее в «Славмо» поддержали маркировку бутилированной воды несмотря на то, что большинство российских производителей выступили против. По мнению представителей предприятия, такая система поможет в борьбе с контрафактном и отличать качественный продукт от фальсификата.

***

Будет ли введена обязательная маркировка молочной продукции, пока точно не известно. Однако ясно одно: ничем хорошим, по мнению многих производителей, это не обернется — дорогостоящее импортное оборудование и многочисленные расходы предприятий не смогут не вызвать роста цен на товары. Готовы ли потребители платить больше за «молочку» для того, чтобы убедиться в том, где она была произведена?

"