Posted 25 марта 2020,, 04:36

Published 25 марта 2020,, 04:36

Modified 30 октября 2022,, 20:20

Updated 30 октября 2022,, 20:20

Бизнес-асана: владелица центра йоги и семьи в Петрозаводске раскрыла бизнес-секреты

25 марта 2020, 04:36
Хозяйка школы рисования, языкового центра и центра йоги о том, почему в Петрозаводске легко строить бизнес.

Данные Росстата говорят о том, что рынок услуг продолжает расти несмотря на кризисы. Бизнес-проекты в этом секторе экономики зачастую показывают хорошие результаты. «Карелинформ» поговорил с Ириной Князевой, которая в прошлом году запустила свой третий проект: центр йоги, семьи и творчества в Петрозаводске.

Ирина признается: благодаря тому, что за плечами опыт двух уже «раскрученных» бизнесов — центр изучения итальянского языка и школа рисования для взрослых, решиться на третьей дело было не сложно. Однако это не значит, что трудностей нет.

«Удобно должно быть клиенту, а не мне»

Ирина полагает, что развиваться в сфере услуг в Петрозаводске — просто. Главное, найти хорошую, оригинальную идею, воплощения которой в городе еще нет. Но это — не все. Нужно, чтобы и исполнение соответствовало.

«Удобно должно быть не администратору, не владельцу, не сотрудникам, а клиенту. Причем любому, включая новичков, людей, которые редко решаются на занятия в силу возраста, переживаний из-за своей формы. Эта категория посетителей не должна испытывать неудобств. Неудобств для клиентов вообще не должно быть — человек платит не для того, чтобы терпеть, — объясняет Ирина. — То же касается мам, которые могут ходить заниматься только с ребенком. Поэтому мы открыли детскую комнату. Клиентов у нас не только встречают — им показывают сразу, где и что находится, где можно оставить одежду, взять тапочки, набрать воды, найти для занятий коврик».

Для того, чтобы учесть мелочи, понять, в каком направлении работать, следует прежде всего самому сменить статус предпринимателя на статус посетителя. Хозяйка центра рассказывает, что сама начала заниматься йогой в Петербурге. Вернувшись в Петрозаводск, решила продолжить практики, однако ничего подходящего для себя найти не сумела. Идея открыть собственный центр напрашивалась сама собой.

Йога и творческие мастер-классы в Петрозаводске не редкость. Найти занятия по вкусу не трудно, кажется, рынок переполнен предложениями, и очередной центр, тем более, новый, без репутации, придется раскручивать долго.

«За десять дней до открытия, когда все приготовления были на финальной стадии, у меня спрашивали, а посетители-то будут? — отмечает Ирина. — Было действительно страшновато, деньги вложены, и не малые. Но клиенты пошли. Во время дней открытых дверей с трудом вместились все желающие. Это чудо? Нет, это подготовка, реклама».

Заставить помещение работать

Подготовка открытию предшествовала серьезная. Если раньше Ирина имела дело с небольшими площадями, которые не требовали серьезных финансовых вложений, то в этот раз помещение нуждалось в серьезном ремонте. Ведь помимо зала для занятий йогой были и другие помещения со своими определенными функциями.

Деньги на приведение зала, кухни, детской комнаты, санузла, холла дал на выгодных условиях знакомый инвестор. Обращаться за кредитами в банки не пришлось. Кстати, за господдержкой Ирина за все время ведения бизнеса не обращалась ни разу.

Помещений оказалось много, поэтому Ирина решила заставить их работать, принося доход, вместо того, чтобы площади простаивали даром.

«Это специфика сферы услуг — танцы, курсы — помещения днем практически всегда пустуют. Что делают некоторые предприниматели? Пускают на свои площади других бизнесменов на условиях почасовой оплаты. Это ловушка. Создается иллюзия, что все максимально наполнено. Но заработок будет копеечным. В Петербурге так уже давно не делают, но в Петрозаводске это все еще в порядке вещей. Убеждена — на своих помещениях, взятых ли в аренду или собственных, нужно зарабатывать самому. Пускать можно только наемных сотрудников. К основной идее нужны дополнительные, которые позволят максимально использовать имеющиеся активы».

Никаких бесплатных уроков

Расписание в центре сразу же было составлено максимально плотно. В день — по пять занятий разных направлений. И графики продолжают меняться. В дополнение к йоге появились творческие занятия для взрослых и детей, кулинарные классы, на стадии приготовлений — философский клуб.

Многие спортивные клубы предлагают в качестве «приманки» бесплатные пробные уроки. В центре йоги таких не было.

«Одно занятие йогой не даст человеку понять — подходит ли ему данное направление. Может быть, не тот инструктор. Может быть, занятие было на расслабление, а требовалось другое. Поэтому мы сразу ввели продажу недорогих абонементов на 12 любых занятий. За это время человек привыкает ходить на тренировки, начинает чувствовать какой-то эффект от занятий, и остается»

Такие недорогие пробные абонементы позволяют избежать ситуации покупки «кота в мешке». Предлагаемого «кота» посетители могут исследовать и только после — определиться.

Главные проблемы

Сейчас в центре трудится около 20 человек. Одна из главных проблем состояла в подборке кадров. На это, кстати, жалуются многие предприниматели, выбравшие для себя сферу услуг. По словам Ирины, главным критерием при отборе инструкторов были отзывы и оценки тех, кто у них занимался.

«В начале у нас было несколько случаев: посещаемость отдельных групп начала падать. Однако когда речь зашла о закрытии этих групп, клиенты очень настойчиво стали просить оставить все, как есть. Мы пошли навстречу пожеланиям, и посещаемость, что интересно, заметно выросла», — рассказывает Ирина Князева.

При этом, полагает предпринимательница, учиться подбирать кадры следует непременно. Для этого сейчас масса возможностей: всевозможные вебинары, семинары, полезные книги.

«Если ты нанимаешь человека, а потом понимаешь, что он не справляется — это твоя ответственность. Значит, ты сам выяснил не все, не знаешь предел возможностей и специфику каждого своего подчиненного».

Без этого понимания не получится делегировать и дифференцировать обязанности. А без этого не удастся добиться роста всего дела. Разумеется, есть вещи, которые может делать только основатель. Однако полагать, что справляться со всем нужно исключительно самому — это путь к выгоранию и полному отсутствию времени на развитие.

«Когда 12 лет назад открывала языковой центр, а после — школу рисования, и подумать не могла о том, что может быть управляющий. Ведь все дела — это большая ответственность, разве я могу поручить их кому-то? Разве кто-то справится лучше меня? Как выяснилось, может. Остается только мой функционал, то, что действительно никому не поручить. Но главное — запустить процессы, отладить их и задать вектор развития. С остальным справятся грамотные специалисты. Теперь я задумываюсь над тем, чтобы пригласить на работу специалиста в области СММ. Лучше я вложусь в сотрудника, а потом получу больше. Вложения в персонал окупаются».

Реклама в социальных сетях, по мнению собеседницы «Карелинформа» — один из самых эффективных способов привлечения клиентов.

В Петрозаводске группы и страницы в соцсетях есть не только у клубов йоги, но даже у инструкторов-частников. Другой вопрос — как они ведутся и наполняются.

«Механизмы работы с рекламой постоянно меняются. Разобраться в основах не трудно, для этого есть все возможности, — считает Ирина, — но следить за развитием, сделать так, чтобы группа была живой и действительно полезной для людей — это уже другой уровень. То, что я вижу в некоторых случаях, если говорить о Петрозаводске, в том же соседнем Петербурге недопустимо. Сообщество в социальной сети должно быть максимально удобным и активным. Для ведения пабликов, если это отнимает время и силы, лучше привлечь компетентного человека».

… и конкуренты

Конкуренция на рынке услуг высока, однако настоящими своими конкурентами в борьбе за клиентуру Ирина считает алкоголь, телевизор в неумеренных количествах и лень, которые не дают многим возможным посетителям прийти на занятия.

«Бизнес не прощает лени и застоя. В Петербурге схемы, имеющие место в столице Карелии, уже не работают давно. Человек в Питере может прийти на занятие без записи, и не окажется за порогом, поскольку места уже нет. Он знает, что даже если кроме него никто не пришел, занятие в любом случае состоится, его не сдвинут и не отменят», — отмечает Ирина.

Ирина говорит, что около 70 процентов посетителей центра — новички в йоге. И это — не клиенты других студий. Работает сарафанное радио, работают и эксклюзивные опции: детская комната, возможность прийти не только на спортивное занятие, но и на беседу о философии, на выступление мантра-бэнда, и на урок по приготовлению индийских блюд, и на праздник.

«Прорабатывая идею и бизнес-план, я хотела создать альтернативу традиционным видам досуга, уютное семейное место, где можно получить новые впечатления. Такой альтернативы в Петрозаводске очевидно не хватает. В городе просто найти свою нишу. Главное, достойный уровень исполнения. Нам еще есть, над чем работать, конечно, но мы придем ко всему, что нужно».

По оценкам владелицы, центр йоги окупится через год. Для кризисного времени, когда платежеспособность населения сокращается, это очень хороший показатель.

"