Posted 24 января 2018,, 11:01

Published 24 января 2018,, 11:01

Modified 30 октября 2022,, 18:26

Updated 30 октября 2022,, 18:26

Скажи свое слово

24 января 2018, 11:01
Проект двух петрозаводчанок, которые выпускают коммуникативные книги и карточки для детей с трудностями в речевом общении, получил грант фонда «Навстречу переменам». Авторы проекта Дарья Березина и Наталья Никулина рассказали о своей работе и особенностях детей с аутизмом
Сюжет
Tele2

По-другому слышит, видит и ощущает реальность – для ребенка с аутизмом слово – всего лишь «слово», он не отличает человеческий голос от всех звуков. Ему трудно понимать других, ему сложно общаться. Именно с такой проблемой столкнулась петрозаводчанка Наталья Никулина, и вместе со своей коллегой Дарьей Березиной она решила не оставаться в стороне. Девушки создали специальный проект, направленный на помощь таким детям, и даже от фонда «Навстречу переменам» в размере 1,2 миллиона рублей.

Наталья Никулина и Дарья Березина со своим проектом «Скажи свое слово» для родителей детей с проблемами в речевом общении и специалистов в 2015 году стали финалистками Всероссийского конкурса социальных проектов, организованного фондом «Навстречу переменам» при поддержке компании Tele2. Петрозаводчанки участвовали в конкурсе, когда их проект был еще в процессе задумки, победить им не удалось. Однако девушки вышли в финал и именно поэтому стали участницами программы профессионального развития «Инкубатор». Она помогает начинающим социальным предпринимателям знаниями, менторской, информационной и консультационной поддержкой, а также помощью сотрудников фонда.

Два года Дарья и Наталья участвовали в образовательных семинарах, посещали лекции, тренинги и мастер-классы. И сейчас, благодаря благотворительному SMS-сервису Tele2 у фонда появились дополнительные средства, с помощью которых получилось финансово поддержать не только новых победителей, но и один из проектов «Инкубатора». Совет фонда принял решение направить собранные средства в помощь проекту петрозаводчанок из всех участников – их было порядка 13-14.

– Дарья и Наталья два года находились в программе без финансирования. На наших глазах идея трансформировалась в работающий, полезный и самоокупаемый проект. Дарья и Наталья уже помогли тысячам детей и их родителей, а благодаря финансовой поддержке сделают так, чтобы как можно больше людей узнало об эффективных средствах помощи для неговорящих детей и о значимости раннего вмешательства.

Поддержать проект финансово удалось благодаря благотворительному сервису фонда и Tele2 и каждому абоненту, кто решил подписаться на сервис и помогать фонду «Навстречу переменам» в реализации его миссии. 5 рублей в день, которые списываются со счета абонента, не уходят в никуда, а превращаются в долгосрочный социальный эффект, так как участники наших программ выстраивают устойчивые и самоокупаемые проекты, – отметила София Шагинян, руководитель программы поддержки социальных предпринимателей фонда «Навстречу переменам».

Дарья и Наталья делают коммуникативные карточки и пособия для детей, которые не используют речь для общения – это ребята с аутизмом, синдромом Дауна и другими диагнозами. Пособия девушки разрабатывают по специальной методике альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS, которая была создана несколько десятилетий назад американскими специалистами. Иллюстрированные карточки заменяют слова, чтобы ребенок мог сообщить о своем желании или просто смог общаться с другими людьми. Такие пособия предназначены для педагогов, специалистов и родителей по всей России.

Как рассказали Дарья и Наталья, сама задумка такого проекта появилась еще в 2015 году.

В ноябре 2015 года мы начали предпринимать какие-то шаги. Большим толчком к продуктивной работе стало участие в конкурсе фонда «Навстречу переменам». Это простимулировало нас ускорить процесс, – рассказывают петрозаводчанки.

По их словам, как правило, у социальных предпринимателей за проектами стоят свои личные переживания. Также и у Натальи Никулиной.

У меня ребенок с аутизмом, и в свое время я столкнулась с множеством проблем. Узнала, что есть такая методика для упрощения общения с детьми с особенностями, а материала, для того, чтобы ее использовать – нет. Потом однажды у Даши увидела расписание для ее ребенка. У нее обычный ребенок, но в силу своего возраста был не всегда послушный. Она придумала специальное расписание дня из иллюстрированных карточек. Мы решили заняться этим, изучили методику, переработали технологию, – рассказала Наталья.

Любимая фраза авторов проекта – «Лучше один раз показать, чем сто раз сказать». По их словам, это работает не только с детьми с аутизмом, но и со всеми ребятами.

На основе своего личного опыта мы стали придумывать пособия. Создаем расписания, пособие «Мой день», «Я надену» и другие. Сейчас их более 70. Они все вытекают из жизни.

С помощью таких карточек даже можно играть с детьми, например, в прятки.

Однажды мы ездили на один форум и там нам показали пособие по игре в прятки. И это действительно работает. Детям с аутизмом сложно понять правила игры, а при помощи таких карточек им становится все доступно. Те, кто обычно сидит в углу и не показывается, играет и весело проводит время, – рассказали девушки.

Также недавно к Дарье и Наталье обратились с просьбой разработать специальный школьный дневник для ребенка с аутизмом. Девушки с удовольствием взялись за это дело и сделали нужную вещь.

– Главная функция таких карточек, пособий и расписаний – сделать ребенка более самостоятельным, снять тревожность. Благодаря таким карточкам дети лучше социализируются. Также пособия помогают повысить обучаемость ребенка. Например, у нас есть поощрительные листы – смайлики, жетончики. Мелочь, но работает. Это улучшает мотивацию, – рассказали Наталья и Дарья.

Проект девушек существует на базе Петрозаводского Детско-Юношеского центра. Производить пособия им помогают подростки 12 человек. Для создания таких карточек используется специальное оборудование, сам процесс изготовления не очень сложный и научить ему можно любого. В дальнейшем Дарья и Наталья видят возможность брать на работу и детей с аутизмом.

Все иллюстрации для карточек делает Дарья. Дизайн книжки для карточек девушки также разработали сами. Они в довольно простые папки клеят специальные полоски на липучках, на которые будут прикрепляться сами карточки. Эта «полоска с липучками» называется коммуникативной строкой, на которую ребенок наклеивает иллюстрированные карточки. Его, конечно, с помощью методики учат это правильно делать. Так, например, он может наклеить карточку «пить» и «морс». Так мама поймет, что хочет ее ребенок.

– Вместо того, чтобы кричать, ребенок спокойно пользуется карточкой. Обычные дети быстро понимают этот процесс и могут сами попросить что-то, а ребенок с особенностями не всегда улавливает этот процесс. Поэтому он может начать кричать, как младенцы, когда что-то хотят, но не могут сказать. А взрослому угадать сложно. Через карточки будет все понятно. И ребенок, поняв, что благодаря карточкам все выходит и он получает, что хотел, продолжает ими пользоваться. Это стимулирует общение. Ребенок начинает даже говорить, если позволяет речевой аппарат, поделились авторы проекта «Скажи свое слово».

Также Дарья и Наталья подготовили материалы для занятий по адаптивному скалолазанию. Ребенка с особенностями обычно сложно побудить что-то сделать. Он может бегать и не понимать, что требуется. Однако девушки нашли выход: они обклеили «липучками» весь скалодром и сделали карточки с изображениями любимых мультяшных героев всех детей. И каждый ребенок активно занимается скалолазанием – кто-то ползет за Крошем, кто-то за Лунтиком каждый за любимым персонажем.

Проект девушек быстро вышел на самоокупаемость, несмотря на невысокие цены за пособия – в среднем одна карточка стоит 15 рублей, а сам комплект около 1000-1200 рублей.

Сейчас Дарья и Наталья получили грант в размере 1,2 миллиона рублей и эту сумму собираются потратить на оформление и улучшение пособий, а также создание видеокурсов, доступных всем.

– Мы хотим разрабатывать пособия с методичкой с правилами пользования. Также планируем сделать видео, где будет рассказана вся суть этой методики. Программа будет упрощена, чтобы любой родитель смог пользоваться пособиями, ведь освоить это довольно сложно. Родителю ребенка с особенностями нужно не просто освоить методику, но и постоянно пользоваться ей. Поэтому хорошо, если все будет объяснено более простым языком для всех, а не только для узких специалистов, – заключили Дарья Березина и Наталья Никулина.

"