Posted 22 мая 2019,, 13:19
Published 22 мая 2019,, 13:19
Modified 30 октября 2022,, 19:45
Updated 30 октября 2022,, 19:45
На прошлой неделе Банк России вместе с ПАО «Ростелеком» провел встречу с журналистами, на которой подробно обсуждался вопрос внедрения механизма удаленной идентификации и сбора биометрических данных жителей страны. Разбираемся подробно, что же это такое и нужно ли делиться своим «голосом» с Единой биометрической системой.
Что такое ЕБС?
Единая биометрическая система (ЕБС) – это национальная платформа, с помощью которой можно пройти процедуру идентификации по биометрическим данным в любом банке без личного посещения отделения.
Если говорить простым языком, это своего рода копилка биометрических образцов голоса и изображения лиц жителей России.
Зачем это нужно?
В первую очередь это необходимо для экономии времени. После завершения процедуры вы сможете удаленно стать клиентом любого банка и получить желаемую услугу в удобное время и в том месте, где находитесь.
Открыть счет или вклад, взять кредит, стать клиентом в новом для вас банке или сделать перевод, теперь станет значительно проще. Вместо долгого ожидания в пробках, а потом и в офисе банка, вам нужно будет просто набрать номер телефона и озвучить свои желания специалисту финансовой организации.
Где зарегистрировать биометрические данные?
На сегодняшний день зарегистрировать биометрические данные можно в 132 банках и 4900 отделениях. Если вы решили это сделать, советуем предварительно зайти на сайт сервиса ПАО «Ростелеком» и посмотреть все отделения на специальной карте. Например, в Петрозаводске их всего 22.
Важно не перепутать сбор образцов для ЕБС и просто для банка. Некоторые финансовые организации сейчас создают свои базы данных с биометрическими образцами клиентов, но не делятся ими с национальной платформой. Причина тому - плохое качество собираемых образцов. Поэтому обязательно следует уточнить, куда именно отправятся ваши данные: в ЕБС или останутся только в конкретном банке.
Как зарегистрировать биометрические данные?
Когда вы выбрали удобное для вас отделение банка, нужно прийти туда с паспортом и СНИЛС. Там же вас попросят подписать согласие на обработку персональных данных.
Преимуществом станет наличие учетной записи на портале “Госуслуг” или, как её ещё называют, в ЕСИА – Единой системе идентификации и аутентификации. Если её нет – это не помеха, зарегистрируют прямо на месте. Далее вас сфотографируют и запишут голос. Цифры могут попросить назвать несколько раз в разной последовательности. После этого данные отправляются в ЕБС. Информацию об успешной регистрации в системе можно получить либо в том же банке, либо на портале Госуслуг, либо на сайте ЕБС.
Как пройти удаленную идентификацию?
Чтобы пройти удаленную идентификацию с использованием биометрических данных, нужно скачать приложение “Биометрия”. Оно уже доступно для устройств на базе операционной системы Android и скоро появится для пользователей «яблочных» гаджетов.
Далее выбираем услугу на сайте или в мобильном приложении банка и авторизируемся через сайт или приложение «Госуслуги». Затем проходим биометрическую идентификацию, произнося на камеру ряд цифр. После этого в системе ЕСИА и ЕБС сходится «пазл» из вашего голоса, фотографии и личных данных, а нужная информация (паспортные данные, ФИО, СНИЛС и т.д.) «уходит» в банк. Кульминацией станет получение вами желаемого кредита, открытие вклада или успешный перевод средств.
Безопасно ли это?
По данным разработчиков системы, все данные находятся в полной безопасности. Они хранятся в обезличенной форме и отдельно от персональных данных тех, кто зарегистрирован на портале «Госуслуг». Их «связка» происходит только по уникальному идентификатору и только в момент, когда вы захотели получить какую-то услугу.
Также система поможет защитить от мошенников. Она распознает, если голос записан или человек звонит по принуждению и явно нервничает. В этом случае есть возможность отследить даже трясущиеся руки абонента, которые держат телефон.
ЕБС может определять и аномальное поведение человека, проанализировав сведения о действиях и операциях. Например, если клиент живет и осуществляет платежи в Костомукше, а сейчас пытается оформить кредит в Ростове-на-Дону.
Что дальше?
Сейчас дистанционные услуги предоставляют ещё не все банки. Но в будущем не исключено, что это сделают обязанностью финансовых организаций. Также специалисты ПАО «Ростелеком» уверены, что кредиты и вклады – лишь начало. В перспективе таким же образом можно будет стать клиентом страховой компании, продлить полис ОСАГО или ДМС, обратиться в микрофинансовую организацию, к адвокату или в Пенсионный фонд.