Posted 22 января 2018, 12:24

Published 22 января 2018, 12:24

Modified 30 октября 2022, 18:24

Updated 30 октября 2022, 18:24

Плата за «коммуналку» вновь изменится в Карелии

22 января 2018, 12:24
С 1 июля 2018 года в Карелии, как и по всей России, подорожают вода, тепло, газ и электричество: правительство РФ в октябре прошлого года установило максимумы роста платы за коммунальные услуги по регионам. Но тогда никакой конкретики в отношении Карелии не было.

Причиной тому является несколько запутанный для простого смертного процесс утверждения пределов роста платежа по каждому муниципальному образованию. Сейчас ситуация во многом прояснилась.

Лабиринты расчетов

Максимально допустимый рост совокупного платежа в среднем по Карелии с 1 июля 2018 года определен в 3,7% с учетом предельного отклонения 2,2%. Оно допустимо в том случае, если поставщику услуги удастся доказать Госкомитету по ценам и тарифам обоснованность своих расходов. Другими словами, плата за коммунальные услуги не должна вырасти более чем на 5,9%. Такие же цифры для республики были установлены на федеральном уровне и в прошлом году. Отметим, о жилищных услугах (текущий и капитальный ремонты, вывоз ТБО, ОДН и пр.) речь в данном случае не идет, мы говорим исключительно о «коммуналке», т.е. о теплоснабжении, водоснабжении, газоснабжении и электроэнергии.

По установленному индексу среди других субъектов РФ Карелия находится в «середнячках»: в рейтинге лидируют Саха (6%), Башкортостан и Кемеровская область (по 5,9%), самые низкие проценты имеют Северная Осетия и Новосибирская область (по 3%). На уровне СЗФО республика также смотрится относительно неплохо.

Федеральные расчеты не раз становились предметом дискуссий у региональных чиновников. Бывший глава Госкомцена Карелии Артур Мяки в прошлом году отмечал, что для ведомства установленный индекс явился чуть ли не сюрпризом, а о том, какими принципами в данном случае руководствуется Москва, он не осведомлен. Думается, экс-руководитель имел в виду недоступность конкретных формул для расчетов, ведь из основных мотивов увеличения тарифов секрета никто не делает.

– Рост цен на коммунальные услуги в 3,7% основан на индексе роста потребительских цен, предусмотренного прогнозом социально-экономического развития РФ, - уточняет и.о. председателя Госкомитета РК по ценам и тарифам Глеб Суржко. - О конкретных формулах я сказать не могу, поскольку не участвую в подготовке на федеральном уровне. Но итоги тарифного регулирования во всех сферах показали, что все расчеты в достаточной мере обоснованы.

Выше высшего

Предусмотренные законом механизмы предполагают, что, несмотря на упомянутую «предельность», муниципальные образования в регионах имеют право превышать максимумы. Если ресурсоснабжающей организации удается доказать обоснованность «выхода за рамки», то представительная власть с главой района вольны принять соответствующее решение и обратиться к главе республики за поддержкой. Правда, не факт, что регулятор такое обращение поддержит.

В прошлом году в Карелии такое право реализовали Прионежский, Кондопожский, Пряжинский и Калевальский районы, а также Сортавала, Кондопога и Петрозаводск. Об этом в июне на заседании профильного комитета в региональном парламенте сообщила бывший первый заместитель председателя Госкомитета РК по ценам и тарифам Мария Копосова. По ее словам, индексы были установлены более чем на величину отклонения в 31 населенном пункте из 110. Например, в Петрозаводске предел по решению Петросовета был установлен в 9,8%.

Такая возможность вызывала у населения если не шок, то, мягко говоря, удивление: большинство узнавало об окончательных изменениях уже по факту, получив квитанции за июль. Но если в прошлом году муниципалитетам часто удавалось убедить Госкомитет в превышении максимумов, то сейчас ситуация поменялась кардинальным образом.

Требуются доказательства

Несмотря на то, что механизмы, процедуры и возможности остались прежними, обращения местных депутатов, поступившие в Госкомцен республики до появления правительственного распоряжения, поддержку не получили.

– Были обращения Советов, они были рассмотрены, причем с учетом итогов регулирования, - отмечает глава ведомства Глеб Суржко. - Никому выше установленных пределов тариф мы не утвердили и не установили. Даже если на тарифное регулирование выходят вновь образованные организации, то сейчас по указу главы республики предельный индекс утвержден, и всем поселениям установлено предельное отклонение роста.

По его словам, теоретически ситуация прошлого года возможна, что по-прежнему позволяет законодательство, но на практике все выглядит иначе.

– Практически никто мотивированно и полноценно не обосновал необходимость реализации какой-то инвестиционной программы (что является одним из условий, дающих право на превышение максимума. – прим. ред.), - добавляет Суржко. - Я допускаю, что потребность в этом в каких-то районах есть. Когда главы районов на различных совещаниях обращались в Правительство республики, всем разъяснялось, что есть определенный механизм. Если вы считаете необходимым проводить и утверждать инвестиционную программу, то в установленном порядке через Совет должны проработать дополнительные мероприятия, чтобы модернизировать системы водоснабжения и водоотведения.

Готовим калькуляторы

Резюмируем и перейдем к главному. С 1 июля этого года плата за коммунальные услуги в среднем по Карелии поднимется на 3,7%, но по отдельным муниципальным образованиям (каким, станет известно чуть позже) возможны 5,9% роста. Но не более. Это вовсе не означает, что какая-либо конкретная коммунальная услуга, будь то водоснабжение или цены на дрова, не может подорожать значительнее. Названные проценты имеют отношение к совокупному (!) платежу.

Например, плата за теплоснабжение в квитанции за июль выросла на 8%, то бить в колокола рано: какая-либо другая услуга должна была подешеветь. Проще говоря, общую стоимость всех коммунальных услуг за июль 2018-го разделить на их общую стоимость в декабре 2017-го, умножить на 100% и отнять 100%.

Если у собственника все же возникли сомнения по правильности начислений, он может обратиться либо в Госкомитет РК по строительному, жилищному и дорожному надзору (бывшую Госжилинспекцию), либо в Госкомитет РК по ценам и тарифам.

– В прошлом году из 8 тысяч обращений в целом примерно четверть касалась правильности тех или иных начислений за жилищно-коммунальные услуги, - рассказывает начальник отдела надзора и контроля платы Госжилнадзора республики Ирина Минакова. – Большая часть имела отношение к жилищным услугам, особенно после изменений в законодательстве, имеющих отношение к общедомовым нуждам. Могу вспомнить лишь один случай, когда поступила жалоба на исполнителя коммунальной услуги: в итоге организация заметила свою ошибку, и заявительнице был сделан перерасчет в сторону увеличения.

В свою очередь, по словам руководитель Госкомцена РК Глеба Суржко, в ведомство часто поступают обращения и вопросы на телефонные «горячие» линии. Тем не менее, в прошлом году ни одного факта нарушений со стороны поставщиков услуг выявлено не было.

***

По большому счету, намерения и настрой властей похвальны, равно как и курс карельского правительства на наведение порядка в ценообразовании в отрасли. Например, отдельные тарифы для теплоснабжающих организаций и энергетиков были существенно снижены с 1 января этого года, что должно положительно сказаться на жилищно-коммунальных затратах. На социальной составляющей делают акцент и в Госкомцене:

– Любое повышение тарифов (а значительное повышение тарифов тем более) отражается на кошельках граждан и вызывает негативную реакцию, - подчеркивает Суржко. - Соответственно, и в этой части должна присутствовать социальная политика.

Но немного разбавим оптимизм статистикой. По данным Карелиястата, за январь-октябрь 2017 года реальные располагаемые доходы населения (т.е. деньги, имеющиеся на руках после вычета всех обязательных платежей и взносов) в январе-октябре 2017 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократились на 2,0%, пусть инфляция в регионе и значительно замедлилась. Есть, о чем задуматься.

Подпишитесь