Posted 20 сентября 2020,, 08:39

Published 20 сентября 2020,, 08:39

Modified 30 октября 2022,, 20:40

Updated 30 октября 2022,, 20:40

Ремонтируем - не строим: будет ли развиваться дорожная сеть Петрозаводска?

Ремонтируем - не строим: будет ли развиваться дорожная сеть Петрозаводска?

20 сентября 2020, 08:39
Фото: Медиахолдинг1Mi
В столице Карелии проходит масштабный ремонт дорог, однако о другой немаловажной проблеме власти, кажется, забыли. Город растет, строятся многочисленные жилые комплексы, а новых магистралей и развязок не появляется. Справляются ли существующие дороги Петрозаводска с нагрузкой и ждет ли город строительство магистралей?

А горожане что?

Ремонт – это, конечно хорошо. Дороги наконец-то преображаются, ямы потихоньку пропадают. Однако это совсем не повод забывать о другой насущной проблеме – нехватке магистралей. Как считают многие горожане – и водители личного авто, и пользователи общественного транспорта – существующие дороги явно не справляются со своей нагрузкой. Довольно часто, а особенно утром и вечером, в часы пик, петрозаводчанам приходится стоять в пробках не только чтобы проехать в центр карельской столицы, но чтобы и просто выехать из жилого комплекса. О таком неудобстве, к примеру, рассказывают жители «Скандинавии».

«Утро у жителей Скандинавии, Уютного и Гармонии начинается с пробки, в которой иногда стоишь минут по 20. Поток машин огромный, особенно после начала учебного года. Для такого количества жителей микрорайона иметь один нормальный выезд (ведь не все готовы мучить машины по грунтовке в сторону Хейкконена) - просто зверство. Лососинское шоссе остро нуждается в реконструкции с учётом организации адекватного выезда со стороны застройки КСМ. Не стоит забывать, что у нас тут не только жилая застройка, но и три садика! Скоро новую школу сдадут на 1300 человек. Мы тогда очередь на выезд в 5 утра занимать будем?», - поделилась одна из жительниц Петрозаводска.

Более того, «КарелИнформ» решил провести опрос среди петрозаводчан и узнать, что они думают о дорожной сети столицы республики. Большинство опрошенных – почти 78 процентов – оказались недовольны транспортной системой города. На их взгляд, из спальных районов доехать до центра или других отдаленных частей города почти невозможно, а существующие дороги не справляются с нагрузкой. Порядка 17 процентов участников опроса считают, что в целом магистрали не особо перегружены, а пробки возникают нечасто. И только 4 процента респондентов заявили, что их полностью устраивает дорожная сеть карельской столицы.

Еще один опрос, проведенный на нашем сайте, показал, что 83 процента респондентов недовольны транспортной системой города, а 96 процентов уверены, что магистрали не справляются с нагрузкой. На вопрос о том, нужно ли городу строительство новых дорог, 92 процента опрошенных ответило положительно. При этом большая часть опрошенных (57 процентов) призналась, что сталкивается с пробками только в часы пик, а еще 43 процента – очень часто. Об отсутствии автомобильных заторов в городе не заявил никто.

В ходе опроса горожане назвали и самые труднодоступные, на их взгляд, микрорайоны Петрозаводска. Такими стали Соломенное, Древлянка, Сулажгора и Сулажгорский кирпичный завод, а также Южная промзона. Более того, большинство опрошенных (82 процента) заявили, что общественный транспорт не связывает все районы карельской столицы. Люди не могут доехать на автобусе или троллейбусе без пересадок в любое место из разных точек Петрозаводска.

«Нужен серьезный анализ дорожной сети»

Бывший главный архитектор Петрозаводска Евгений Фролов отметил, что для решения данного вопроса нужен серьезный анализ дорожной сети Петрозаводска. Это позволит выяснить, в чем проблема – действительно, в нехватке магистралей, или просто в увеличении количества автомобилей и, в связи с этим перегруженностью сети.

«Однозначно сказать то, что у нас не хватает дорог, я не могу. В свое время в администрацию городского округа приезжала делегация из Германии с целью проработки вопросов по улучшению дорожно-транспортной сети и пропускной способности улиц Петрозаводска. Был даже сделан соответствующий проект. Однако не могу сказать, учитывали ли в администрации города в разные годы данные рекомендации», - поделился бывший главный архитектор столицы Карелии.

По словам Евгения Фролова, пропускная способность улично-дорожной сети регулируется техническими средствами, в том числе светофорами и их режимом работы, и пешеходными переходами как наземными, так и подземными. На трафик влияет целый комплекс мероприятий. Поэтому, возможно, проблема вовсе и в нехватке дорог, а в неотлаженной пропускной системе.

«Специалистам необходимо исследовать более загруженные участки и проанализировать, где существует проблема пропускной способности. В каких направлениях на светофорах зеленый свет должен гореть дольше, а где сокращать время. Это зависит от интенсивности потоков в разных направлениях. Например, сегодня я был приятно удивлен, когда проехал со стороны Ключевского шоссе в районе правого поворота на улицу Правды. Раньше там светофор работал по-другому, а сейчас все направления движения включаются одновременно. То есть где-то постепенно пропускная способность улучшается», - добавил архитектор.

Евгений Фролов добавил, что часто образующиеся пробки в центре города, на улице Чапаева и на Гоголевском мосту в большей степени зависят не от ширины данных магистралей. Автомобильный затор связан с тем, что рабочие места в Петрозаводске сосредоточены в центре, а так же в районах, где центр является транзитной зоной для проезда.

«Машины со спальных районов стекаются в центральную часть города, и главную проблему я вижу в этом. Такая ситуация встречается во многих городах России: отдельные спальные районы строятся без мест для труда. К сожалению, у Петрозаводска такая схема и пробок нам не избежать. В таком компактном центре города, который проектировался в совершенно другое время, дороги не расширить, а новые не построить. Возможно, где-то в центральной зоне необходимо вводить улицы с односторонним движением. А вообще, необходимо делать серьезный анализ транспортной сети и плотности потоков, вычислять количество автомобилей в часы пик и принимать определенные решения», - отметил архитектор.

Евгений Фролов также отметил, что генпланом города предусмотрено строительство ряда дополнительных магистралей. Если их когда-нибудь построят, то наверняка нагрузка на центральную часть уменьшится, и ситуация улучшится.

«Однако нужно понимать, что их строительство в сложившейся экономической ситуации в ближайшее время вряд ли состоится», - добавил архитектор.

Каковы планы?

Как рассказал зампредседателя комитета градостроительства и землепользования администрации Петрозаводска Никита Стрельников, специализированные организации и сотрудники мэрии при помощи определенных методик и мониторинга высчитывают загруженность городских дорог. Это позволяет определить, где в Петрозаводске действительно необходимо строительство или расширение магистралей. Специалисты имеют постоянное представление не только о пропускной способности проезжих частей, но и о пробках, наиболее частых ДТП и состоянии покрытия. Вся эта информация постоянно анализируется.

По словам Никиты Стрельникова, в ближайшем будущем в столице Карелии все-таки есть в планах строительство несколько дорог. К примеру, власти не забывают об идее продлить улицу Попова от Сыктывкарской до Университетской. Этот вопрос активно обсуждался ранее, по нему проводились публичные слушания. Однако местных жителей тогда не устроил ряд факторов, и администрация вместе с подрядчиком решила изменить проект и скоро планирует выходить на повторные слушания. Это позволит продолжить проектирование. Однако по срокам пока ничего не ясно.

На завершающей стадии находится и разработка проектного решения по продлению Комсомольского проспекта в сторону новой застройки на Кукковке-1, в районе жилого комплекса «Облака». По словам представителя комитета градостроительства и землепользования, в ближайшее время власти будут искать источники финансирования на выполнение строительно-монтажных работ.

Кроме того, в настоящее время специалисты разрабатывают проект реконструкции Лососинского шоссе от улицы Попова в сторону новой застройки. Здесь планируется довести дорогу до нормативных параметров и увеличить количество полос, а также обустроить тротуары и установить освещение. Власти надеются на положительное заключение государственной экспертизы и пытаются реализовать реконструкцию в рамках федеральной программы «Стимул».

Планируется решить вопрос и с пробками у ЖК «Скандинавия». По словам Никиты Стрельникова, уже разработано проектное решение и пройдена госэкспертиза по продлению улицы Оборонной от Лососинского шоссе до улицы Хейкконена.

«В этом году мы направили заявку в Минстрой РФ с просьбой рассмотреть возможность финансирования данных работ в 2021 году в рамках федеральной программы «Стимул». Надеемся на положительное заключение, а при подтверждении финансирования в следующем году можно будет начинать строительно-монтажные работы», - рассказал зампредседателя комитета градостроительства и землепользования.

По его словам, один из самых загруженных мостов Петрозаводска пока расширять не планируют. Масштабная реконструкция Гоголевского путепровода должна была состояться в два этапа, чтобы мост стал четырехполосным. Однако в связи с масштабностью проекта удалось осуществить только первый этап – все работы проводились в рамках Федеральной целевой программы. На сегодняшний день источник финансирования на вторую очередь пока не определен. Поэтому у властей нет ответа на вопрос о том, когда Гоголевский мост все же станет четырехполосным.

Ремонт мостов разгрузит город?

Как добавили в комитете градостроительства и землепользования администрации Петрозаводска, «разгрузить» город может реконструкция проблемных мостов. Сейчас разработаны проектные решения по ремонту нескольких объектов. Так, мост на улице Кирова удалось оперативно включить в ФЦП, работы по реконструкции уже начались.

Также готово проектное решение по капитальному ремонту моста на улице Мерецкова. В настоящее время подтвержден источник финансирования – это средства из федерального бюджета и региональной казны. Сейчас власти проводят конкурсные процедуры на определение подрядной организации, а ремонтные работы могут начаться уже в этом году.

Разработано проектное решение и по мосту по Антикайнена через реку Неглинка. Сейчас власти города определяются с источником финансирования. Продолжается и проектная работа по реконструкции моста на Луначарского.

***

Многие горожане каждый день тратят довольно большое количество времени в дороге на работу, учебу или другое место. Если бы магистралей в Петрозаводске было больше, а добраться из спальных районов в другую часть города можно было не только одним или двумя путями, то этого времени бы тратилось значительно меньше. У властей есть «зарисовки» решения данного вопроса, однако главная проблема, очевидно, – финансирование. А когда оно появится, остается только гадать.

"