Posted 12 марта 2020,, 06:25

Published 12 марта 2020,, 06:25

Modified 30 октября 2022,, 20:18

Updated 30 октября 2022,, 20:18

Для кого цветочек растили: как живет рынок срезных цветов в Карелии

12 марта 2020, 06:25
Карельские цветоводы, выращивающие тюльпаны, подвели итоги самой прибыльной недели года. Распродано все. Но значит ли это, что на рынке срезных цветов в Карелии все хорошо?

Первая неделя марта на цветочном рынке — как 23 февраля для продавцов бритвенных принадлежностей, пора прибыльная. В магазинах, лавках, на ярмарках в ТЦ, в ларьках на остановках — любые цветы.

В массе своей, конечно, продукты привозные: кенийские и эквадорские розы, голландские тюльпаны и хризантемы. Однако местные, российские цветы тоже встречаются: гиацинты, тюльпаны, «выгнанные» к праздникам. Есть и карельские цветы. Но их — совсем немного, и до местных прилавков добирается лишь небольшая часть.

По данным BusinesStat, в прошлом году в России было продано больше 1,8 миллиарда цветов. Самые популярные — розы, хризантемы, гвоздики и тюльпаны.

Последние цветы — товар скорее сезонный. Гвоздики становятся особенно популярными в канун 9 мая, тюльпаны — весной, 14 февраля, 8 марта.

Рынок срезных цветов в России обширен. Но и конкуренция на нем велика. Даже учитывая тот факт, что поставки цветов из Голландии, долгое время бывшей признанным цветочным лидером, в последнее время снизились (дело в насекомых, которые обнаружились в растениях — их, в отличие от самих цветов, ввозить нельзя, поэтому растения подлежат утилизации). Хороший климат, «жирная» земля, отработанные технологии выращивания цветов позволяют сохранять производителям сравнительно невысокие цены. При этом доставка растений «съедает» большую часть стоимости.

«Вырастить можно всё. Здесь приоритетной линией направления является цена. Мало вырастить, это ещё должно столько стоить, чтобы это можно было продать», — отмечает вице-президент торгово-промышленной палаты РФ Елена Дыбова.

Цветы — не растения?

Если импортные цветы дороги в плане доставки, в России немалая доля в цене — затраты на свет и тепло. К тому же в прошлом году цветоводов обложили налогом на добавленную стоимость. Учитывая, что несколько лет назад пошлину на ввозной продукт «уронили» сразу на 10 процентов — с 15 до пяти, российским цветочникам приходится не просто.

В цветах, так же, как и в одежде, и гаджетах, существует своя мода. В прошлом году в моде были розы одного цвета, в этом — уже другого. Нередко российские производители работают с материалом, привезенным из-за границ. Все это снижает конкурентоспособность: чтобы не рисковать, предприниматели предпочитают делать ставку на то, что будет актуально всегда — розы — красные, тюльпаны — махровые.

Возможно, ситуацию изменили бы равные условия для импортеров и местных производителей, усиление мер поддержки тем, кто занят выращиванием срезных цветов в пределах России.

Проблему, считают в торгово-промышленной палате РФ, можно решить, приравняв цветочников к сельскохозяйственникам. Сейчас получить все те же субсидии, гранты, компенсации, что и предприниматели, занятые в отрасли сельского хозяйства, цветоводы не могут.

«Давайте мы сейчас сделаем специальную программу. Давайте это будут субсидии, льготное налогообложение. Давайте мы дадим льготный период и скажем, вот мы даём вам три года. По цветам есть возможность в более короткий срок нарастить этот выпуск и создать действительно реальную базу», — полагает Елена Дыбова.

Тепличная Голландия по-карельски

В Карелии цветочный бизнес существует, однако пока на прилавках завозные цветы в подавляющем большинстве. Впрочем, у тех немногих местных производителей, кто занят в этом секторе, проблем с рынком сбыта нет: цветы, выращенные к праздникам, раскупают еще оптовики, а также те, кто делают предварительные заказы, излишков не остается.

При этом ценники отличаются не так значительно, как можно подумать: 40-60 рублей при оптовой покупке за карельский тюльпан против 60 рублей за тюльпан, привезенный из-за границ региона. Отметим, что местные производители также работают с голландским посевным материалом.

Однако клиентам импонирует не только возможность поддержать местного производителя, но и гарантия того, что цветы Петрозаводска окажутся действительно свежими и не увянут в день покупки — растения срежут к нужному сроку.

По большей части цветами в республике занимаются фермеры. Строят новые теплицы, закупают луковицы и налаживают поставки. В Олонце, например, в середине февраля этого года открылся магазин, где продают цветы фермеры из Рыпушкалиц. В 2017 году семейная пара получила полуторамиллионный грант от Минсельхоза региона. Цветы, правда, для рыпушкальских фермеров — лишь часть ассортимента. Однако начиная с этого года цветоводы планируют наладить уже круглогодичный выпуск продукции.

В Виданах еще одна семья также занимается выращиванием цветов. Здесь они — сезонное дополнение к клубнике. Ягоды фермеры выращивают с 2013 года, постепенно расширяя посадки. Сейчас площадь хозяйства — 20 гектаров.

В 2018 году на Валааме построили новые цветочные теплицы. Правда, в монастырских теплицах лилии и розы растут для внутреннего пользования — для храмового декора.

На городском комбинате благоустройства в Петрозаводске к восьмому марта тоже выгнали традиционные тюльпаны. Заказы начали принимать еще в конце января. Правда, еще за день до праздника цветов осталось совсем немного.

Как таковых мер поддержки конкретно цветоводов в Карелии нет. Есть поддержка растениеводства (на которую в 2020 по линии Минсельхоза выделяется 25 миллионов рублей. Для сравнение — на животноводство зарезервировано более 300 миллионов), есть поддержка малых форм хозяйствования (более 158 миллионов рублей будет направлено в этом году), есть поддержка модернизации производства (более 287 миллионов рублей).

Однако получить субсидии, скажем, на покупку посадочного материала можно только в том случае, если речь идет о семенах кормовых культур, многолетних ягодников, элитных семян сельскохозяйственных культур, к которым семена и луковицы цветов точно не относятся. Мало того, цветоводы, не имея равных прав с растениеводами, должны платить не только НДС, но и шестипроцентный сельскохозяйственный налог.

Неделя год кормит

В то же время считать, что разведение цветов — дело легкомысленное и простое не следует. Как и в любой сфере работы с землей, здесь есть свои тонкости. Это во-первых. Во-вторых, для того, чтобы сбыть товар с рук, нужно вырастить качественный продукт — в теплой теплице с современной системой обогрева, освещения и вентиляции, с использованием соответствующих качественных удобрений. Не говоря уже о том, что семенной материал должен быть лучшего качества.

В хозяйстве в деревне Виданы в этом году было выращено более 100 тысяч цветов разных сортов. Есть и новые сорта, и проверенные временем. Покупатели предпочитают либо красные тюльпаны, либо «длинноногие» розовые, которые долго стоят.

Теплицы, в которых с сентября растут к восьмому марта тюльпаны, современные: максимум автоматизации, увлажнители-осушители воздуха, полный климат-контроль.

Как рассказала «Карелинформу» руководитель хозяйства Юлия Шелемех, в основном цветы выкупают оптовики — в том числе, из других регионов РФ.

Со стороны государства мер поддержки персонально цветоводам нет никаких. Весьма актуальной была бы помощь со стороны властей карельской столицы в предоставлении торговых мест местным цветочникам.

Юлия отметила, что места для сезонной торговли подорожали в этом году многократно.

«Мы пробились через аукционы, получили место, — отметила она. — Наравне со мной рядом стояло еще человек 15 продавцов. Многие из них вели торговлю без документов, разрешений. Я вызвала полицию, полицейские приехали, составили протоколы о незаконной торговле, все это сопровождалось показыванием на меня пальцами, мол, вот она нас вызвала. После этого я весь день выслушивала еще угрозы и вопросы о том, не боюсь ли я бога, от этих продавцов».

С незаконной торговлей в столице Карелии, городе с самым большим населением в республике, действительно беда. Местные производители, выкупающие участки на аукционах, оказываются в заведомо проигрышной позиции. Особенно, когда речь идет даже не о сезонной продаже, а о торговле длиной в пару дней. Власти пытаются бороться с нелегалами, но борьба эта не слишком успешна.

Именно эти несколько предпраздничных дней цветоводам, занятым сезонной флорой, делают годовую кассу. Средняя выручка доходит до 6-7 миллионов рублей. Большая часть уйдет на компенсацию затрат, понесенных в процессе выращивания цветов. Даже при учете грантов, которые производители могут получить по определенным, увы, не профильным, направлениям, чистая прибыль будет небольшой.

Дело привычки

Например, петрозаводский комбинат благоустройства выращивает 20-25 тысяч тюльпанов ежегодно «по привычке». Об этом нам рассказал директор предприятия Вадим Учаев.

«Когда комбинат располагался на Лососинском шоссе, были большие площади в теплицах, были и розы, и тюльпаны, и другие цветы. Сейчас, на Плеханова, теплицы поменьше. Нельзя сказать, что на тюльпанах можно сделать большую прибыль. Себестоимость одного цветка около 30-35 рублей. Плюс дорогая электроэнергия, плюс тепло. Но нашим девочкам (коллективу комбината — прим. ред.) нравится выращивать тюльпаны, это уже традиция», - сообщил наш собеседник.

Клиентура примерно одна и та же: горожане, предприятия, те, кто предпочитают самые свежие цветы прямо с грядки.

Вадим Учаев считает, что поддержка со стороны государства пришлась бы очень кстати.

В России существует национальная ассоциация цветоводов (к дачникам, выращивающим примулы на своих участках, она отношения не имеет, это, скорее содружество предпринимателей и производителей). У нее есть ряд вполне правомерных и логичных требований: отмена НДС, изменение размеров пошлины для зарубежных поставщиков с пяти обратно до 15 процентов, включение цветоводов в список тех, кому полагается льготное инвестиционное кредитование. Без поддержки местные цветы могут попросту «завять».

Ассоциация уже направила в профильные российские министерства, Госдуму и Совфед соответствующие предложения. Будут ли цвести российские и карельские цветы на рынке — вопрос пока не решенный.

"