Posted 11 апреля 2018,, 11:01

Published 11 апреля 2018,, 11:01

Modified 30 октября 2022,, 18:35

Updated 30 октября 2022,, 18:35

Что мешает карельской продукции «завоевать» федеральные сети?

11 апреля 2018, 11:01
Минэк надеется на потребительский патриотизм, бизнес – на индивидуальный порядок

Федеральные торговые сети продолжают активную экспансию в Карелии. Но карельский бизнес скептически настроен к победному шествию федеральных коллег. Местные констатируют: договорные условия, которые им диктуют ритейлеры, зачастую чуть ли не кабальны.

Смогут ли стороны прийти к компромиссу? Как эта борьба отражается на покупателях? Почему карельские хлеб, молоко и мясо продаются в федеральных сетях дороже, чем могли бы стоить? Разберемся.

«Должны быть»

Формально очередной серьезный шаг в сторону взаимных договоренностей был сделан в конце марта этого года, когда Минэк и Минсельхоз республики провели первую закупочную сессию в регионе. По мнению властей, масштабная встреча местных товаропроизводителей и ритейлеров, с дегустацией продукции и обсуждением за «круглым столом», должна помочь диалогу.

– В розничном обороте пищевой продукции Карелии федеральные торговые сети занимают долю в 41,7%. Это огромное количество, поэтому, конечно же, наши товаропроизводители должны быть в них представлены, - рассказывает заместитель министра экономического развития и промышленности РК Янина Свидская.

По словам замминистра, за минувший «переломный» год доля местного присутствия выросла на 7-8%, однако в целом их более успешному продвижению мешают отдельные условия договоров, которые заказчики (сети) ставят поставщикам (товаропроизводители).

– Местные товаропроизводители сталкиваются с тем, что у них не хватает объемов для того, чтобы это было интересно торговой сети, - поясняет нам Свидская. - Поэтому мы вместе с Минсельхозом работаем по этому направлению. У нас есть система грантов, средства выделяются из республиканского и местного бюджетов на то, чтобы карельские товаропроизводители могли развивать свои производства и обеспечивать положенный объем.

Иных мер воздействия на «федералов» у властей, судя по всему, нет.

– Это частные взаимоотношения, и, к сожалению, мы в этом плане соблюдаем нейтралитет по закону о конкуренции, - уточняет Свидская. – Тем не менее, сейчас сети идут на диалог, и уже их присутствие на сессии говорит о заинтересованности <…> система уже налажена. Думаю, что 2018 год будет прорывным в этом направлении.

Жажда лояльности

В ожидании «прорывов» карельский бизнес договаривается с ритейлерами в индивидуальном порядке. Тяжелее всего приходится небольшим предприятиям. Надежда Кялина из Сямозерской сыроварни отмечает, что в федеральных сетях их товар пока не представлен, но с объемами производства ситуацию не связывает.

– Объем всегда можно при желании увеличить, - рассуждает она. – Нам сложно попасть в сети, потому что одно из главных требований магазина - фасовка по весу. У нас, к сожалению, так быть не может, - много ручной работы. Мы не можем дозировать продукцию по весу.

Среди других причин, по словам Кялиной, - «длинные и долгие договора», а также различные штрафы за невыполнение их условий.

Условиями возмущен и представитель индивидуального предпринимателя Дениса Коваленко в Кондопожском районе, который занимается рыбопереработкой.

- Договорные условия, которые вы навязываете предпринимателям (наверное, они одинаковые) – очень кабальные, - обратился он к «сетевикам» на закупочной сессии. - Мы не можем осуществить доставку товара по тем условиям, которые вы предлагаете. В случае нарушения – штрафные санкции.

Выступающий попросил «федералов» сделать типовые условия договора для микробизнеса более лояльными, заручившись поддержкой Минсельхоза. Так, первый замглавы Минсельхоза РК Оксана Гаврош предложила торговым сетям «подумать» о дополнительных условиях для предприятий, которые не готовы обеспечить нужные объемы поставок.

Конкуренция в ущерб качеству?

Похожие сложности с ритейлерами возникают и у более крупного бизнеса в регионе. К объемам продукции и штрафам добавляется крайне низкая закупочная цена и условия «возвратов», добавляет гендиректор АО «Эссойла» Насиб Абдуллаев.

– Приведу пример: может ли килограмм сосисок стоить 150 рублей? – удивляется он. - А килограмм колбасы - 190 рублей? Никогда. Килограмм мяса, который пойдет на производство качественной и полезной для здоровья продукции, в среднем стоит 280 рублей. А нам сеть, например, ставит условия: дайте продукцию за 150 рублей, мы, мол, будем ставить по 210 рублей. Такую продукцию я предоставить не могу.

Потому мясо из «Эссойлы», в отличие от молочной продукции, в федеральных сетях не найти. Но и «молочку» раскупают очень быстро уже потому, что ритейлеры берут мизерные объемы, поясняет гендиректор.

Еще одним крайне невыгодным условием договора бизнесмен считает требование 100-процентного возврата продукции производителю, если она, например, по каким-либо причинам испортилась уже после поставки.

- Условия хранения, «выкладка» на прилавках в самих сетях: мы этого контролировать не можем, - сетует Абдуллаев.- В итоге может получиться так, что товар приходится забирать и нести убытки.

Получается почти парадокс: с одной стороны, сети «дают людям конкурентоспособное предложение», резюмирует гендиректор. С другой стороны – стараются закупать товар по максимально низкой цене. Но даже в этом случае карельские товары в федеральных сетях будут стоить дороже с учетом наценки ритейлеров, которые, как любой бизнес, заинтересованы в прибыли.

Кому добавки?

В подавляющем большинстве случаев работа крупных местных товаропроизводителей с «федералами» выглядит так: «производитель – ритейлер – розница». Дистрибьюторы в цепочке, как правило, отсутствуют, поскольку стороны заключают прямые договора.

Производитель закладывает в себестоимость товара расходы на сырье, производство, логистику и т.д. и реализует его сетям , включая определенный процент прибыли (5-10%). Ритейлеры же в рознице добавляют свою наценку, которая может доходить до 50%.

Так, по информации Насиба Абдуллаева, в целом надбавка на местную продукцию в федеральных сетях составляет 25-30%. Такие же цифры называют другие производители, хотя бывают исключения.

– За последние полгода, с сентября по декабрь, наценка в одной из сетей на нашу продукцию поднялась в 2 раза, наш хлеб стал дорогим, чувствуется отток потребителей, - говорит руководитель замдиректора по маркетингу и сбыту «Петрозаводского хлебокомбината» Елена Окольничникова. - Мы на это повлиять не можем, а разрывать отношения тоже не выгодно. Только личный контакт: объяснить и показать, что есть реальное снижение объемов.

Указывать ритейлерам на цены, разумеется, никто не может, что признают и Минэк, и карельские предприниматели.

– Мы не можем рекомендовать процент наценки, они вправе сами решать, - признается нам Надежда Кялина из Сямозерской сыроварни. - В этом их сила, потому что они сами диктуют свою ценовую политику.

Реальную ценовую политику федеральных торговых сетей мы и проверили, устроив своеобразную "контрольную закупку" в петрозаводских магазинах. Внимание уделялось товару, который не шел по какой-либо акции. Оговоримся: отсутствие той или иной продукции в нашем списке не означает, что магазин не работает с конкретным производителем. Возможно, на момент проверки ее успели разобрать.

Меньше всего местных товаров мы нашли в «Пятерочке»: там полностью отсутствовала продукция «Петрозаводского хлебокомбината» и АО «Эссойла». Продукцию последнего найти в городе в целом достаточно трудно, в большинстве федеральных сетей товары предприятия не представлены. То же касается и хлебобулочных изделий: их ассортимент достаточно ограничен. По нашим подсчетам, максимальная разница по цене между фирменной и "федеральной" точками составила 13,90 рублей (упаковка обезжиренного творога в «Пятерочке»).

«Полка ограничена»

Ритейлеры оценивают взаимоотношения с местными совсем иначе. По крайней мере, публично. По мнению представителя Северо-Западного дивизиона федеральной сети «Пятерочка» Светланы Бабанской, сеть готова обсуждать детали сотрудничества с каждым поставщиком.

– Производителям не нужно бояться идти на контакт с федеральными торговыми сетями, - говорит она. - Мы открыты для каждого поставщика. Нам очень нужны товары местных производителей, мы очень ждем.

Представители «Магнита» на закупочной сессии отказались дать нам детальные комментарии по условиям договоров, но вскользь заметили, что они «лояльны» и стандартны для всех. А на «круглом столе» перед участниками выступили лишь представители «Перекрестка».

– Понятно, что федеральные, транснациональные компании смотрят в будущее, - обратился к местным производителям директор по закупкам Северо-Западного дивизиона сети Дмитрий Жмень, комментируя просьбу бизнеса активнее делиться информацией по спросу на продукцию. – Ритейл закупает у вас, вы диктуете правила рынка, ориентируясь на необходимость потребления у наших покупателей <…> вы должны понимать, что полка в магазине ограничена. Эти ограничения мы делаем максимально для того, чтобы накормить, одеть наших потребителей, с другой стороны, чтобы заработать деньги для компании, чтобы дальше нормально развиваться, в том числе и в Карелии.

Сами не сдюжим?

Так или иначе, федеральные сети республике, по мнению чиновников, необходимы. В Минэке подчеркивают: «производство продовольственных товаров в республике ни по одной категории не покрывает объемов потребления». Иными словами, сам себя регион бы не прокормил.

– Для примера, спрос населения за счет местного производства на молоко питьевое удовлетворяется на 23 %, в хлебе и булочных изделиях на 47%, в мясной продукции на 7,5%, - поясняют в Минэке. - Установление квот может привести к дефициту товаров на полках магазинов, и как следствие их удорожание. Полагаем, что в данном случае государственное регулирование не приведет к желаемому результату.

Но, может, слабая самообеспеченность как раз связана с тем, что местным не дают развернуться на федеральных прилавках? Ведь нет спроса - нет предложения.

На фоне недовольства части местных производителей интересно смотрится еще одна деталь: ни один из них не оформил свои претензии документально и не обратился в карельское УФАС. На этот момент обратил наше внимание и.о. главы антимонопольной службы Константин Бабкин.

– Мы просим сообщать, но ни одного обращения в Управлении не зафиксировано, - уточняет он. – Все обсуждается в кулуарах, но это все слова. Мы говорим: обратитесь с документами. А в ответ – тишина.

***

В сухом остатке пока видится одно. Оптимизм властей вкупе с верой в потребительский патриотизм сталкиваются с банальными издержками конкурентной рыночной экономики. Пока власти разводят руками, бизнес решает вопросы в индивидуальном порядке, зачастую организуя собственные розничные сети. А расплачивается за все… покупатель, который, вообще-то, и должен диктовать условия игры. К слову, как часто вы покупаете карельскую продукцию?

"