Posted 10 марта 2018,, 14:46

Published 10 марта 2018,, 14:46

Modified 30 октября 2022,, 18:18

Updated 30 октября 2022,, 18:18

Белые мосты: как попасть и не пропасть

10 марта 2018, 14:46
Знаете ли вы, что водопад Белые мосты в Карелии больше Кивача? И добраться до него зимой намного сложнее, но журналист КарелИнформ составил гайд, как это сделать.

Прежде всего, необходимо познакомиться с этим природным объектом. Несмотря на всю свою красоту, в широких массах он не слишком известен. Итак, Белые мосты (или Юканкоски) – это комплекс из двух водопадов на реке Кулисмайоки, расположенный в Питкярантском районе Республики Карелия в 35 км от города Питкяранта и в 13 км от деревни Леппясилта. Водопады раскинулись на обоих рукавах реки, разделенных островом. На правом рукаве высота отвесного падения реки достигает 18 м, на левом – 11 м. Юканкоски является самым высоким водопадом Северного Приладожья и Южной Карелии.

Предполагается, что историческое имя комплекса водопадов Юканкоски происходит от финского названия ближайшего хутора Juka и финского слова koski – речной порог. По иной версии, название Юканкоски имеет карельские корни, хотя смысловое значение остаётся прежним. В 1970-х годах водопады обрели новое имя – Белые мосты. По смыслу оно никак не соотносится с предыдущим, но всё равно имеет отсылку к финнам, которые в прошлом строили мосты из белого камня через реку Кулисмайоки. «Мостами» водопад стали называть местные жители, которые и обнаружили руины исторических строений. Сейчас нужно постараться, чтобы найти обломки в лесной глуши, но через реку протягивается новый белый мост, сделанный из дерева, который и отражает сущность названия природного объекта.

В 1999 году Правительство РК учредило гидрологический памятник природы регионального значения «Белые мосты» площадью 87,9 га. Сейчас Юканкоски становится туристическим объектом. Летом 2016 года Правительство РК и Федеральное агентство по туризму РФ подписали соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета на развитие инфраструктуры туристско-рекреационного кластера «Южная Карелия». В рамках этого соглашения к Белым мостам планируется провести линии электропередач и построить асфальтовую дорогу. В сентябре 2017 появилась информация, что из-за сложностей с рельефом и согласованием проекта с РЖД и ТГК-1 сроки подведения инфраструктуры отодвигаются на 2018 год. К октябрю прошлого года подрядчик ООО «Стройком» закончил первый этап строительства 6,5 км дороги – отсыпку земляного полотна и подстилающего слоя.

Сейчас на дороге и на водопаде зима. Может быть, последняя спокойная для Юканкоски. В текущих условиях зимой до водопада добраться очень сложно, но возможно. Даже без асфальтированной дороги и прочих удобств к водопаду ежегодно тянутся искушённые искатели приключений. После подведения инфраструктуры, когда водопад станет полноценным туристическим объектом, он будет привлекать ещё большее количество путешественников (ожидается 65 000 в год), поэтому появилась идея подготовить его небольшую зимнюю визитку с оценкой трёх критериев: доступности, инфраструктуры и живописности.

Доступность: 1/5

Главное – это желание, без него ничего не выйдет. Согласно Яндекс-картам, путь от Петрозаводска до Белых мостов составляет около 200 км и занимает почти четыре часа. Сначала необходимо выехать на трассу Р-21 «Кола», ехать в сторону Санкт-Петербурга, затем в Пряже свернуть на трассу А-121 «Сортавала» и искать съезд направо в шести километрах за поворотом на Питкяранту. Так будет преодолено 190 км пути. Съезд с трассы хорошо просматривается, так как в этом месте находится стоянка для грузовиков. Раньше до поворота можно было заметить туристический информационный знак на коричневом фоне, но сейчас он прикрыт.

Последние 10 километров пути зимой становятся настоящим испытанием на выносливость, если у вас нет автомобиля с высоким дорожным просветом. Даже если такой транспорт имеется, то подъехать прямо к водопаду всё равно не получится. На «пузотёрке» сейчас можно преодалеть первые полтора километра, но затем после первой развилки по дороге раскиданы большие ледышки, которые бьют днище, подвеску и выхлоп. На высокой машине можно доехать до последней развилки, где от основной дороги в лес уходит узкая просека на водопад длиною 3,2 км. Дальше по глубокому снегу на машине не проехать, эту дорогу осилит только снегоход. Кстати, асфальтированный подъезд длиной 6,5 км, по всей видимости, планируется сделать как раз до этой развилки.

Основная лесная дорога, ведущая к садоводческим товариществам Луч и Надежда, расчищается трактором. Но вслед за ним проезжают КамАЗы, гружённые песком. Они-то и раскидывают ледышки с обочины и разбивают укатанное дорожное полотно. Поэтому, с учётом всех переменных, наиболее верное решение – ехать первые полтора километра на машине, оставить её на развилке и затем 8,5 километров преодолевать на лыжах. В быстром темпе без остановок дорога может занять час с четвертью. Либо можно ехать на высокой машине до последней развилки и затем пересаживаться на снегоход. В последний визит до водопада снегоход уже ездил, поэтому пройти на лыжах по его следу не составило труда. Напомним, главное, чтобы было желание.

Инфраструктура: 2/5

«Двойку» можно поставить за крепкие лестницы, ведущие к подножию основного водопада, деревянный мост через реку, по которому можно пройти к водопаду малому, и новенькие деревянные беседки, где можно отдохнуть и перекусить. Удалённость водопада от дороги и расположение в лесной глуши обуславливают отсутствие электросетей и зоны покрытия сотовой связи. Вернее, связь есть, но слабая. Например, «МТС» может поймать одну палочку, но стоит сделать шаг в сторону, как телефонный разговор обрывается. То же самое и с мобильным интернетом – в лучшем случае «МТС» ловит «ешку». Ходят слухи, что, возможно, рядом с Белыми мостами появится гостиница или гостевые дома, но пока на поляне перед водопадом можно обнаружить не то землянку, не то бункер и руины ещё одного строения. При этом отсутствие инфраструктуры – это, скорее, достоинство, чем недостаток. Настоящим ценителям походов будет достаточно тропинки, а всё остальное создаётся для ленивых.

Живописность: 5/5

Налюбоваться местной природой можно задолго до прибытия на Белые мосты. После первой развилки дорога проходит вдоль берега озера Руокоярви. По другую его сторону виднеются красивые холмы. Затем после второй развилки вдоль дороги встречаются как совсем молоденькие, так и столетние деревья. В лесу всё не как в городе: ёлки зелёные, а снег по-настоящему белый. Окружающая природа скрашивает долгий путь.

Но самая красота ждёт впереди у водопада. Юканкоски выглядит потрясающе в любое время года. Как и полагается, наибольшую силу он набирает весной, когда русло реки наполняется талым снегом и льдом. В феврале при стабильной температуре -10 градусов малый водопад застывает полностью, а у большого замерзает макушка и средняя часть. У подножия вода продолжает бить с силой, не позволяя окоченеть всему каскаду. Вокруг Белых мостов в основном смешанный лес, но преобладают ели. Перейдя реку по мосту, можно оказаться на одном уровне с верхушками ёлок, которые тянутся из ямки водопада. В этот момент появляется чувство собственной возвышенности.

Поздней осенью, зимой и ранней весной вода в реке пересыщена торфом, поэтому её цвет становится близким к оранжевому. Отдельно стоит сказать про звуки, издаваемые водой при падении. Если стоять у верхушки водопада, то можно услышать, как вода набирает силу подо льдом, едва не ломая его над собой. В низине звук становится ещё мощнее за счёт потока воды, который разбивается с высоты 18 метров. Словами не передать, нужно смотреть фотографии и слушать записи, а ещё лучше – увидеть и услышать вживую. Ощущения непередаваемые.

Напоследок хочется оставить несколько практических советов. В дорогу желательно запастись разными автомобильными жидкостями, например, канистрой омывайки, потому что в дороге вас подстерегает фонтан снежно-песочной грязи, бьющий прямиком из-под колёс попутных и встречных машин. На всякий случай можно взять с собой охлаждающую жидкость, если в пути будет пробит радиатор. Такой опыт уже был во время первой поездки. Бензин с собой можно не везти, потому что в 2017 году открылась новая заправка ТНК перед поворотом на Питкяранту. Главное, заправить полный бак перед поездкой.

Обязательно нужно запастись терпением, горячим чаем и тёплыми сменными вещами. По опыту можно сказать, что зимой сырые и замерзшие конечности обеспечены. И, конечно, нужно рассчитать свои силы. При грамотной подготовке и после прочтения этого материала поездка на водопад может стать успешной. Возможно, через год всё изменится, и доступ к Белым мостам будет круглогодичным, появится инфраструктура. Сейчас остаются считанные месяцы до того момента, когда Юканкоски превратится в массовый туристический объект, и романтики в этом месте станет намного меньше.

"