Posted 10 февраля 2020,, 17:52

Published 10 февраля 2020,, 17:52

Modified 30 октября 2022,, 20:04

Updated 30 октября 2022,, 20:04

Как выжить «малышам» или почему сложно развивать торговлю в Карелии

10 февраля 2020, 17:52
В последние годы в России, в том числе и в Карелии, ликвидируется приличное количество компаний, занимающихся розничной и оптовой торговлей. Разбираемся, сколько из них закрылось в регионе, почему это происходит и с какими проблемами сталкиваются предприниматели в торговле.

Торговля в Карелии

По данным Минэкономразвития Карелии, в республике доля торговли в структуре валового регионального продукта составила порядка 8-10 процентов. Всего в регионе зарегистрировано 47 организаций, занимающихся розничной торговлей, и 137 - оптовой.

Как рассказали в министерстве, на рынок приходят крупные сетевые предприятия, что, в свою очередь, влияет на сокращение небольших региональных торговых организаций, так как высокая конкуренция внутри самой сетевой торговли обеспечивает низкий уровень цен и широкий выбор товаров для потребителей.

Сейчас на карельском рынке осуществляют торговую деятельность многие федеральные сети («Магнит», «Дикси», «Лента», «Пятерочка»...) и международные ритейлеры («Мвидео», «Детский мир», «Рив Гош», «Адидас»...). Существует и средний сегмент торговли - региональные сети.

«Карельская продукция представлена в региональных и федеральных торговых сетях. В целях увеличения объема продаж товаров местных производителей, развития и совершенствования розничной торговли в республике, обеспечения качественной и доступной продукцией производителей, в настоящее время в регионе реализуется проект «Лавка фермера»», - добавили в Минэкономразвития, рассказывая о торговой деятельности в Карелии.

Десять лет назад

Согласно данным СПАРК-Интерфакс, за 2009-й год в Карелии в целом было зарегистрировано 272 предприятия. Сейчас из них 54 являются недействующими или находятся в состоянии ликвидации. Большинство из них закрылись недавно - в 2018 и 2019 году, то есть продержались на рынке почти десять лет, но все равно ушли, не выдержав конкуренцию.

Среди закрытых предприятий — фирмы, занимающиеся кондиционированием воздуха, добычей полезных ископаемых, рестораны и другие компании. Однако основная деятельность большей части ликвидированных организаций — розничная или оптовая торговля преимущественно пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями.

Закрываются сейчас

Если смотреть более поздний период, то в 2013 году было создано 323 компании, а на рынке остались уже 256 фирм. Среди закрытых предприятий — строительные компании, рестораны, фирмы, занимающиеся строительством дорог и общественные организации. При этом торговли не так много. По другим годам данные отличаются:

Год

Сколько открылось

Сколько закрылось

Сколько из закрытых занимались торговлей

2014

363

68

15

2015

401

60

18

2016

259

38

13

2017

217

21

7

2018

125

8

1

2019

77

-

-

При этом в 2019 году было ликвидировано довольно много компаний, зарегистрированных ранее, - 381 фирма. Из них 90 занимались торговлей — уже приличное число. В 2018 цифры не намного меньше — ликвидировались сразу 243 компании, деятельностью 66 из которых была оптовая или розничная торговля. В 2017 году прекратило свое существование 132 предприятия, из них 36 — торговля. Стоит сравнить с 2013 годом— тогда было ликвидировано всего 18 компаний, а торговлей занимались только две. Получается, сейчас для магазинов самые сложные времена?

Живой пример

В прошлом году резко сократилась крупная сеть супермаркетов «Spar» и «Семья»: все магазины перестали существовать и в Петрозаводске. Развивал их торговый дом «Интерторг», который был на рынке с 2003 года. По данным федеральных СМИ, сокращение сети произошло на фоне многочисленных конфликтов компании с поставщиками, с начала 2019 года в ТД было предъявлено порядка 200 исков на сумму более двух млрд рублей.

По данным других СМИ, основной причиной ухода фирмы все же стала постоянно растущая конкуренция: гонясь за покупателем и открывая новые магазины, долг компании все рос и рос. Сообщалось, что «Интерторг» задолжал более четырех млрд рублей, а долг перед Сбербанком превысил семь млрд.

За все десятилетие

Всего же за десять лет с начала 2009 до конца 2019 года в Карелии было зарегистрировано 2952 компании. Из них 496 были ликвидированы или еще находятся в стадии ликвидации, еще 41 предприятие — в стадии банкротства. Большинство из ликвидированных также прекратили существование в 2018 и 2019 году, некоторые уже успели «закрыться» в новом 2020 году. 132 из ликвидированных или находящихся в стадии ликвидации — предприятия, занимающиеся торговлей — автомобильных товаров, продуктов питания, напитков табачных изделий, одежды и обуви, бумаги и картона и многого другого. Основная часть — продажа продуктов. 61 компания из закрытых занималась чисто розничной торговлей, 62 — оптовой, остальные девять — и оптовой, и розничной.

Помимо этого, согласно статистическим данным, в данный период было закрыто четыре гостиницы и 35 предприятий общественного питания, пять детских садов, несколько автошкол и учреждений допобразования детей, десятки юридических организаций, спортклубов и общественных организаций. Было закрыто 33 обрабатывающих производства — компании по производству пищевых продуктов, текстильных изделий, одежды, древесины, нефтепродуктов, бумаги, пластмассовых изделий, мебели и другие. Закрылось восемь медучреждений — в основном стоматологии. Ликвидировались и несколько компаний, занимающихся техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей, а также автошколы и турфирмы.

Кроме того, за последние десять лет всего было ликвидировано 1 053 компании. Многие из них были созданы давным-давно — в 2000-х или даже 1990-х, - но прекратили свое существование в период с 2009 по 2019 годы. Торговлей из них занимались 239 предприятий — 99 оптовой, 118 — розничной и 22 оптовой и розничной одновременно.

Из этого мы видим, что «мелкой» торговле с небольшим оборотом, а особенно местным предпринимателям и производителям, на карельском рынке живется не просто. Именно они находятся в наибольшей опасности, особенно в последние годы. Почему?

ИП больше, юрлиц меньше?

Как считает уполномоченный по правам предпринимателей в Карелии Елена Гнетова, одной из причин общего уменьшения числа предпринимателей могло стать просто исключение из ЕГРЮЛ фактически недействующих компаний. При этом бизнес омбудсмен согласилась, что по отдельным показателям развития малого и среднего предпринимательства, по статистическим данным и результатам опросов предпринимателей, наблюдается замедление роста. По ее словам, отмечается тенденция увеличения доли индивидуальных предпринимателей и сокращения доли юрлиц.

«Не исключено, что на это повлияло желание бизнеса уменьшить издержки, упростить систему отчетности, получить налоговые льготы, применить более простую систему налогообложения...Частично увеличение числа индивидуальных предпринимателей, которые регистрируются, но не осуществляют свою деятельность, можно объяснить и тем, что некоторые компании оформляют сотрудников в качестве ИП, чтобы сократить налоговые и социальные платежи», - добавила Гнетова.

О проблемах

Как рассказала Елена Гнетова, предприятия торговли в последние годы неоднократно претерпевали изменения в своей деятельности, связанные с введением разных новых требований: замена обычных касс на онлайн-кассы, введение системы учета алкогольной продукции ЕГАИС, затем введение системы прослеживаемости товаров животного происхождения «Меркурий», теперь - введение системы обязательной маркировки товаров. Каждая система вводит новые требования, необходимо покупать всё более совершенное оборудование, а также иметь высокоскоростной устойчивый интернет для передачи данных. Каждое ведомство предъявляет свои обязательные требования за невыполнение которых следует административная ответственность и штрафные санкции. У предприятий растут издержки на обучение персонала, покупку и модернизацию оборудования, на выполнение одних, других, третьих требований.

«Мы привыкли в магазине рассчитываться платежными картами и вряд ли задумываемся, что расчёт покупателей в магазинах через терминалы является дополнительной финансовой нагрузкой на бизнес, - рассказала бизнес омбудсмен. - Комиссия за эквайринг международных платежных систем Master card и Visa составляет от 1,5% до 1,8%, а национальной платежной системы МИР - от 3% до 4% с оборота».

При этом, по словам Гнетовой, самыми уязвимыми оказываются как раз представители микро и малого бизнеса, индивидуальные предприниматели с незначительными объемами торгового оборота. «Малыши» не выдерживают такой нагрузки. Если поднять цену на продукцию, покупатель уйдёт в сетевой магазин, а конкурировать с ним малому бизнесу очень сложно. «Сети», в свою очередь, также пытаются одержать победу в гонке за кошелёк покупателя. И не все способны удержаться на рынке.

По мнению бизнес омбудсмена, если говорить о сетевом магазине,то у него существуют свои стандарты и требования к товарам, ассортименту, выкладке, работе персонала, рекламе. Менеджмент, как правило, находится за пределами Карелии и именно он занимается финансовым анализом и оценкой эффективности каждой конкретной торговой точки, именно он принимает решение о выгодности и целесообразности деятельности своих магазинов в том или ином регионе.

Что касается маленьких розничных магазинов, особенно в удаленных населенных пунктах, им сейчас очень трудно, считает Елена Гнетова. Покупательская способность населения не растёт, в отличие от роста затрат на содержание магазинов и на осуществление торговой деятельности.

«Предприниматели, у которых магазин в собственности, должны с этого года также оплачивать налог на недвижимость от кадастровой стоимости. А продавцы обуви уже с марта этого года лишаются права использовать единый налог на вменённый доход (ЕНВД) и вынуждены будут перейти на другую систему налогообложения, что опять приведёт к увеличению издержек», - добавила уполномоченный.

Чем грозит и как «удержаться на плаву»?

По мнению бизнес омбудсмена Карелии, ликвидация или прекращение работы торговых точек в отдалённых населенных пунктах приведёт к тому, что государство будет вынуждено взять на себя заботу по обеспечению проживающих в деревнях граждан необходимыми продуктами. Например, вводить систему автолавок. Жесткие требования к розничной торговле могут привести к росту интернет-продаж.

«Городской житель, особенно интернет продвинутый, легко приспособится к онлайн- покупкам. Уже сейчас система интернет- торговли достаточно популярна», - считает Елена Гнетова.

Чтобы изменить ситуацию для предпринимателей, по мнению уполномоченного, необходимо исключить устаревшие, дублирующие, излишние требования к торговому бизнесу. Уменьшить административную нагрузку. Как отметила Гнетова, государство должно «прекратить закручивать гайки» и субсидировать затраты бизнеса при введении новых требований, обязывающих предпринимателей приобретать новое оборудование - сканеры, кассы, программное обеспечение, принтеры для печати марок. Также необходимо уменьшить налоговую нагрузку.

«Торговый бизнес лишают удобной системы налогообложения - ЕНВД, значит необходимо уменьшить ставку упрощённой системы налогообложения - УСН. Считаю необходимым также подумать об уменьшении ставки налога на торговую недвижимость в сельской местности. Необходимо не потерять малый торговый бизнес», - заключила омбудсмен.

"