Posted 9 октября 2018,, 06:21

Published 9 октября 2018,, 06:21

Modified 30 октября 2022,, 19:10

Updated 30 октября 2022,, 19:10

До гарантии: мэрия Петрозаводска годами судится с дорожниками из-за ям

9 октября 2018, 06:21
Пока чиновники пытаются заставить «Ремстройкомплект» исправить ошибки, колдобины никто не трогает

В копилку успешных судебных тяжб администрации Петрозаводска, связанных с ремонтом городских дорог, упала очередная «копейка». В августе этого года мэрия выиграла первый процесс у скандально известного ООО «Ремстройкомплект» (РСК) из Санкт-Петербурга, которое в прежние годы должно было подлатать десятки улиц в карельской столице.

Работы по муниципальным контрактам компания выполнила, только вот отремонтированные участки подозрительно быстро «поплыли». Несмотря на договорную гарантию. Подрядчика потащили в суд, потребовав исправить оплошности. Споры ожидаемо затянулись, и первый из них, наконец, недавно завершился. Однако большинство тех колдобин красуется на десятках петрозаводских дорог до сих пор.

Можно ли считать победу мэрии триумфальной и окончательной? Почему первое разбирательство заняло больше года? И смогут ли чиновники заставить питерцев провести работу над ошибками?

Замечаний нет

Летом 2013 года администрация объявила очередной тендер на работы по ремонту асфальтобетонного покрытия автодорог общего пользования в Петрозаводске. Аукцион выиграл «Ремстройкомплект». По данным Официального портала госзакупок, кроме РСК в торгах больше никто не участвовал, поэтому по закону с компанией в сентябре был заключен контракт более чем на 286 миллионов бюджетных рублей.

Мало кому известной в городе фирме по техзаданию досталось более двух десятков конкретных участков дорог, которые та обязалась привести в порядок до сентября 2014 года. И вроде бы привела: заказчик (т.е. мэрия) принял работу без существенных замечаний и заплатил почти все положенные по контракту деньги.

Судя по тексту недавнего решения Арбитражного суда РК, проблемы появились два года спустя, когда в апреле «в процессе эксплуатации дороги заказчиком были выявлены дефекты дорожного полотна». Причем почти на всех участках, которыми занимался РСК. Контракт, в свою очередь, предусматривал 7-летнюю гарантию на работы, поэтому мэрия потребовала от дорожников устранить обнаруженные дефекты. Питерцы стали спорить, и требования повисли в воздухе. Стороны конфликта обменивались письмами до середины осени 2016 года: в итоге «Ремстройкомплект» так и не пошел навстречу чиновникам.

Иск от мэрии поступил в Арбитраж республики в конце марта 2017 года, и через пару месяцев производство по делу было приостановлено – аж до февраля года следующего. Причина задержки была проста: потребовалась строительно-техническая экспертиза. Специалисты должны были «пройтись» по каждому дефекту и установить его причину. С учетом множества дорожных ГОСТов и прочих профильных «методических рекомендаций» Минтранса – громадная работа. Кроме того, время ушло на спор о том, кому именно поручить столь ответственную работу, поскольку каждая сторона предлагала свои кандидатуры.

Как бы то ни было, весной этого года после разбирательство возобновилось. «Ремстройкомплект» по-прежнему настаивал на своей невиновности, утверждая, что дефекты, в том числе, появились из-за плохого содержания улиц зимой и летом, а также «в связи с нормальным износом объекта или его частей».

Суд доводам подрядчика не внял и полностью удовлетворил иск администрации. РСК должен устранить выявленные недостатки асфальтобетонного покрытия проезжей части (преимущественно так называемые «выкрашивания»). Вот далеко не полный список объектов с «гарантийными» участками: ул. Анохина, ул. Красноармейская, ул. Гоголя, ул. Шотмана, ул. Чернышевского, ул. Промышленная, ул. Машезерская, ул. Генерала Фролова, пл. Кирова, пр. А. Невского и другие. Что любопытно, конкретные сроки в судебном решении не прописаны вовсе.

Парадоксы экспертиз

В этой долгой, но внешне понятной истории все равно остаются «белые пятна», поэтому несколько наивных и, на наш взгляд, ключевых вопросов мы задали как мэрии, так и РСК. Последний, к несчастью, наш официальный запрос проигнорировал. Зато начальник управления городского хозяйства и транспорта Петрозаводска Алексей Бекелев оказался гораздо словоохотливее.

- Как эксперты могли принять работы, если ремонт оказался настолько некачественным?

- Нам на все были предоставлены паспорта: на битум, на асфальтобетонную смесь, на остальные расходные материалы. Аккредитованная лаборатория проводила выпилы и кернения: специалисты пришли к выводу, что асфальтобетон на тот момент и по своему качеству, и по уплотнению соответствовал предъявляемым требованиям. Специалист администрации привести аргументы «против» не может, иначе мэрия попадет на штрафы. Поэтому на тот момент правовых оснований не принять работы не было.

- Но почему при всем соответствии требованиям новый асфальт «поплыл»? Тогда зачем нужна экспертиза?

- Качество либо соответствует, либо нет, скажем, по содержанию щебня. Но экспертиза – не панацея: нельзя одним выпилом на сто процентов сказать, да или нет. Почему у одних все стоит, а у других развалилось? Возможно, был некачественный битум. Или присадки, которые должны были использоваться, не использовались. Возможно, причина в щебне, либо в песке, пылеватость которого проверить невозможно. Либо асфальт пережгли, чтобы здесь температура соответствовала нормативам. Для этого и существует сам принцип гарантии.

- А почему обнаруженные дефекты не были устранены, пусть даже не силами «Ремстройкомплекта»?

- Мы не можем тратить на ремонт бюджетные средства, поскольку дороги находятся на гарантии, мы по-прежнему находимся в стадии судебного разбирательства. Ответчик подал апелляционную жалобу, возможны новые экспертизы. Специалист придет на дорогу и скажет: «Подождите, у вас же здесь новый асфальтобетон!». К сожалению, это связывает нам руки.

- Почему мэрия потребовала устранения дефектов по гарантии, а не деньги?

- Сегодня в суде рассматривается еще один иск о взыскании неустойки на сумму более 50 миллионов рублей. То есть, дефекты в стоимостном выражении посчитаны. Но мы не сможем их взыскать, пока не вступит в силу решение по контракту от 2013 года.

- Как будут развиваться события в случае окончательной победы мэрии?

- Обязанность по понуждению переходит к службе судебных приставов. Они должны будут применить весь комплекс необходимых мер, в том числе, возможно, штрафные санкции. По закону они могут и сами исполнить решение суда, но это вряд ли с учетом характера исправлений. Остается надеяться на взаимоотношения приставов и подрядчика.

- В таком случае, когда РСК должен будет исправить дефекты? Ведь сроки в решении отсутствуют…

- Предположим, судебное решение вступит в силу в декабре. Но у нас по всей нормативной документации должны быть определенные погодные условия для работы с асфальтобетоном. По закону об исполнительном производстве есть «общий» срок исполнения - 5 дней после вступления судебного решения в законную силу. В декабре, естественно, работы проводить не будут. Поэтому наша логика такова: «Ремстройкомплект» обращается в суд либо за рассрочкой, либо отсрочкой исполнения решения. Например, до 1 августа следующего года. А мы пойдем в суд и скажем, что нужно до июня…

- Опять суды?

- К сожалению, таков характер спора: речь идет о выполнении земляных работ, которые регламентируются ГОСТами. Дальше пусть об этом голова болит у ответчика. Теоретически ситуация может затянуться. Но когда уже будет вступившее в силу решение суда, тогда администрация может рассмотреть возможность устранения дефектов за счет казны и взыскания расходов с подрядчика. Пока решения нет.

Те же грабли

Тем временем, на данный момент в карельском Арбитраже лежит еще один иск мэрии к «Ремстройкомплекту». Требования те же – устранить недостатки выполненных работ. Только по другому «дорожному» муниципальному контракту, который питерцы получили… в августе 2016 года, т.е. в самый разгар споров по предыдущему договору. На этот раз фирме достался «комплекс неотложных ремонтно-восстановительных работ по приведению в нормативное состояние объектов улично-дорожной сети». Сумма контракта чуть меньше – более 220 млн рублей. В техническом задании также фигурирует около двух десятков объектов - улицы Мурманская, Советская, Ленинградская, Красная, Пирогова, Свердлова и другие. Новый асфальт на участках дорог не продержался и года. Как чиновники умудрились наступить на те же грабли?

- Тут не могло быть никаких других вариантов, поскольку это конкурентная закупка, - поясняет Бекелев. – Заявиться может любое лицо, если оно соответствует предъявляемым требованиям. Здесь мог быть единственный вариант, при котором мы бы не могли допустить «Ремстройкомплект»: если бы УФАС включило его в реестр недобросовестных поставщиков за недобросовестное исполнение контракта в предыдущие периоды. Но такого решения принято не было, поскольку все выполненные работы, были приняты. А все проблемы уже обнаруживались позднее.

Судя по картотеке арбитражных дел суда, второй иск движется по тому же сценарию. Недавно завершилась строительно-техническая экспертиза, и в августе этого года процесс возобновился. Вероятно, суд вынесет решение к тому моменту, когда дороги надо будет не ремонтировать, а чистить от снега. Что дальше? Очередная апелляция?

Начало конца?

Сегодня «Ремстройкомплект» продолжает свою деятельность, хотя его финансовое благополучие серьезно ухудшилось. По данным СПАРК, чистая прибыль компании в прошлом году сократилась в 4 раза и составила более 1,3 млн рублей. Но два контракта на общую сумму в 25 млн рублей в текущем году РСК заключить успел. Причем с АО «РЖДСтрой» - «дочкой» всем известного железнодорожного гиганта.

Другое дело, что в марте этого года питерцы все-таки очутились в российском Реестре недобросовестных поставщиков. Как отмечается на Официальном портале госзакупок, соответствующую заявку подало ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Этим проблемы РСК не исчерпываются. Согласно информации СПАРК, сегодня компания выступает ответчиком по нескольким десяткам действующих арбитражных дел. При этом подавляющее большинство истцов – из Карелии. Управтодор РК, например, завалил «Ремстройкомплект» исками о неисполнении обязательств по договорам подряда, ведь компания успела натворить дел не только в Петрозаводске. В 2015 году питерцы выиграли тендер на содержание почти всех региональных дорог. Уверены, чем все закончилось, многие прекрасно помнят.

"