Posted 9 февраля 2018,, 12:45

Published 9 февраля 2018,, 12:45

Modified 30 октября 2022,, 18:35

Updated 30 октября 2022,, 18:35

Что происходит с минимальной зарплатой в Карелии. Часть 1

9 февраля 2018, 12:45
Пока работники готовят кошельки, работодатели затягивают пояса

Карелия вошла в 2018 год с серьезнейшим обязательством: с 1 января в регионе действуют новые и повышенные размеры минимальных зарплат. Свою лепту в индексацию минимумов внесли и федеральные, и региональные власти, поэтому отныне работодатели обязаны соблюдать установленный законом порог, иначе могут поплатиться большими штрафами.

Тем не менее, по поводу конкретных сумм и обязательств у работников и нанимателей возникла самая настоящая неразбериха, о чем говорят многочисленные обращения к чиновникам и дискуссии в соцсетях. Какой теперь должна быть минимальная зарплата в республике? Почему установленные минимумы отличаются от федерального МРОТ? Как нововведения отразятся на работодателях в регионе? Расставим все точки над i.

Кому и сколько

Как известно, в течение последних лет размер минимальной заработной платы (МЗП) в Карелии регулировался трехсторонним Соглашением, заключенным между правительством, Союзом профсоюзов и Союзом промышленников и предпринимателей.

В октябре прошлого года содержание документа обновилось: согласно подписанному Соглашению, МЗП для работников бюджетной сферы (за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета) с 1 января 2018 года должна была вырасти на 27%. Для остальных работодателей, как и ранее, сохранялась планка на уровне величины прожиточного минимума трудоспособного населения за 3 квартал предшествующего года (по северным районам – 14 719, на остальной территории Карелии – 13 848 рубля). При этом для сельхозпроизводителей устанавливались иные суммы: 12 100 рублей и 10 500 рублей соответственно.

Спустя два месяца планы в отношении частников пришлось в срочном порядке менять. Причиной тому явилось уже многим известное решение Конституционного суда РФ.

– Постановление разъяснило некоторые положения Трудового кодекса РФ, а именно - порядок применения и начисления районного коэффициента и северных надбавок за работу на территориях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - поясняет заместитель руководителя Управления труда и занятости РК Наталья Кушнерова. – Субъекты РФ имеют право устанавливать свой минимальный размер заработной платы, но он не должен быть ниже федерального МРОТ. При этом субъекты не могут определять, включаются ли в минимальную заработную плату районные и северные надбавки, это прерогатива федерального законодательства.

В итоге Конституционный суд постановил, что «северные» в МРОТ и МЗП входить не должны, и потому пункты Соглашения, касающиеся частников, стали противоречить закону.

– В октябре мы установили минимальную заработную плату на уровне прожиточного минимума, который уже рассчитывается с учетом особенностей северных территорий, - уточняет замруководителя. - Поэтому в Соглашение были внесены изменения, и для всех была установлена единая цифра – в 10 000 рублей. На нее будут начисляться районный коэффициент и северные надбавки.

Напомним, размеры районных коэффициентов и северных надбавок в Карелии определяются по географическому принципу. Поэтому для южных районов окончательный размер МЗП составит 16 500 рублей (плюс 65%), для северных – 22 000 рублей (плюс 120%), для остальной части Карелии – 18 000 рублей (плюс 80%).

– Таким образом, зарплата будет дифференцироваться, то есть, чем территория севернее, тем выше минимальная зарплата, - добавляет Кушнерова. - Тем самым, исполнен принцип трудового законодательства о компенсации работы в особых климатических условиях.

Важно: для того чтобы рассчитывать на такие минимумы, работник должен соответствовать ряду условий. Сюда входят отработка полной нормы часов, выполнение нормы труда, заработанное право на северную надбавку в полном размере, наличие трудового (а не гражданско-правового) договора и пр.

Все по закону

Чтобы окончательно распутать понятийный клубок, еще раз пройдемся по терминам. «Главными героями» в этой истории являются федеральный МРОТ, региональный прожиточный минимум и минимальная заработная плата (МЗП). Главный и окончательный ориентир для работодателей и работников в республике – именно МЗП, поскольку республиканские власти использовали законное право определить свой минимум. При этом он может быть больше (но не меньше!) федерального МРОТ. А федеральный МРОТ с 1 января 2018 года вырос до 9 489 рублей и составил 85% от уровня величины прожиточного минимума в стране. Как видим, республика решила остановиться на 10 000 рублей, что немногим выше.

И уложиться в минимум работодатель обязан, если только не сможет убедить специальную комиссию в том, что условия Соглашения для него невыполнимы. Как уточняет Наталья Кушнерова, в Управление труда и занятости РК поступило около 90 мотивированных отказов, решения по которым будут приняты в конце февраля.

– В основном, заявители мотивируют свое несогласие тем, что увеличение размера минимальной заработной платы приведет к убыточности предприятий, - добавляет замруководителя. – Большинство обращений поступило от представителей малого и среднего бизнеса, значительное количество – с северных территорий (Лоухский и Беломорский район).

Остается ключевой вопрос: так ли серьезно вырастает финансовая нагрузка для юридических лиц?

– Размер минимальной заработной платы для бизнеса в Карелии в течение последних лет устанавливался в размере прожиточного минимума, который составляет около 14 000 рублей, - объясняет Кушнерова. – Кроме того, мы ориентируемся на федеральный МРОТ, который, напомню, повысился с 1 января. Даже если работодатель не присоединится к Соглашению, он будет обязан выплачивать 9 489 рублей плюс районные и северные коэффициенты.

Так или иначе, «частники» обязаны соблюдать любые требования закона, подытоживают в Управлении труда и занятости. В противном случае юридическому лицу грозит штраф от 30 000 до 50 000 рублей.

«Есть проблема»

Забота властей о денежном благополучии населения объяснима, однако повышение минимумов может выйти боком и работодателям, и работникам. Не исключено, что первые из-за выросшей финансовой нагрузки поднимут стоимость товаров и услуг, а вторые – вовсе останутся без работы и попадут под сокращение. Во всяком случае, малый бизнес в Карелии, особенно в районах, воспринял изменения неоднозначно. Об этих опасениях прекрасно знает уполномоченный по правам предпринимателей в РК Елена Гнетова.

– Я только что вернулась из Сегежи и Медвежьегорска, где встречалась с предпринимателями, которые осуществляют деятельность в сфере гостиничного бизнеса, торговли, строительства, грузоперевозок, - рассказывает бизнес-омбудсмен. – Все участники встречи говорили, что повышение минимальной заработной платы является той точкой, когда они будут думать о том, что им делать дальше, каким образом быть устойчивым на рынке.

Гнетова признает, что субъектам предпринимателям будет трудно, хотя крупный и средний бизнес от индексации МЗП вряд ли серьезно пострадает:

– Что касается малого бизнеса, то здесь есть проблема. Но все это очень индивидуально и зависит от сферы деятельности, доходности бизнеса, от востребованности продукции и услуг, их себестоимости. Поэтому нельзя говорить, что все пострадают.

– Как бизнес собирается решать возникшие сложности?

– Возможно, кто-то рассматривает вопрос сокращения штатной численности работников, что повлечет за собой дополнительные расходы. Кто-то думает о повышении конечной стоимости продукта или услуги. Каждый предприниматель по-разному будет выходить из этой ситуации. Понятно, что некоторые ищут не совсем законные выходы, что тоже неправильно: это отразится и на них, и на работниках.

На встрече предприниматели говорили и о том, что могут перейти на использование договоров гражданско-правового характера (ГПД). Такой договор не предусматривает постоянное рабочее место, постоянные трудовые обязанности, выполняется разовая работа, которая сдается по акту. Но переход на ГПД – не выход. Госинспекция труда может признать договор трудовым, что не так сложно, если сохранились трудовые отношения.

– Может ли повышение негативно повлиять на борьбу с «теневой» занятостью?

– Разумеется. Но здесь важно другое. Обычно предприниматели говорят: пусть остается так, как есть. Пусть будет какая-то стабильность на определенный временной отрезок. Бизнес привыкает к определенным правилам и встраивается в них, планирует, делает определенную калькуляцию, считает себестоимость, прибыль. А сейчас предприниматели вышли из зоны стабильности, им сложно подстроиться. Поэтому, конечно, отсюда возникает нервозность. И менее стабильному бизнесу, особенно торговым точкам в муниципальных образованиях, сложно.

Дело не только в повышении МРОТ. Например, предпринимателям подняли коэффициент К2 п единому налогу на вмененный доход. Меняется кадастровая стоимость земли, аренды. Конечно, они не могут встроиться в эту систему, им сложно. У кого-то возникает желание вообще уйти из бизнеса, кто-то хочет стать наемным работником.

Несмотря на все сложности, в повышении МЗП есть положительный момент, оговаривается бизнес-омбудсмен. Чем больше зарабатывает население, тем больше оно готово потратить. С ростом зарплат увеличивается покупательная способность, что приводит к росту количества единиц продукции и объема услуг, которые будут востребованы у предпринимателя.

– Чем более платежеспособно население, тем более устойчив бизнес у предпринимателей, - добавляет Гнетова.

Готовятся к худшему?

Как бы то ни было, финансовая стабильность некоторых предприятий в Карелии сейчас относительна. Так, в небольшом сельхозпредприятии «Нордика +» с 18-летней историей в Кондопожском районе, которое производит мясную продукцию, ожидают больших сложностей с развитием бизнеса.

– У нас малое предприятие со штатной численностью в 35 человек, - рассказывает директор Наталья Касьянова. Несмотря на то, что мы развиваемся, то, что мы производим, то продаем. Средняя заработная плата до недавних пор была в пределах 15 тысяч рублей. С этого года мы вынуждены были поднять ее до 16500 рублей, потому что прекрасно понимаем, что подача мотивированного отказа повлечет за собой проверки Госинспекции труда. Поэтому для того, чтобы нам не трепали нервы, мы, так сказать, встали на первую ступеньку.

По словам Касьяновой, сокращение работников из-за роста МЗП на предприятии не будет, себестоимость продукции также не вырастет. Однако производство начнет буксовать.

– Мы не сможем дальше развиваться, хотя наша продукция пользуется большим спросом, - сетует директор. - Мы стараемся развивать собственное производство, пусть это и очень тяжело, потому что все карты мешают сетевые магазины. Держаться на уровне очень тяжело. Мы нехотим увеличивать себестоимость продукции, но доля доходов у предприятия будет снижаться. Мы не сможем вкладывать деньги в развитие бизнеса - в частности, в модернизацию оборудования, которое нуждается в замене.

Другое предприятие по производству сувенирной продукции – фабрика «Карельские узоры» в Медвежьегорском районе – будет вынуждено повысить цену на отдельные товары, несмотря на то, что повышение МЗП коснулось немногих работников.

– Конечно, все это отразится на себестоимости, сокращать штат мы не будем, - говорит директор фабрики Нина Алехина. – В доле себестоимости в среднем более 50% занимает сама работа, остальное - налоги, электроэнергия, командировочные расходы, сырье и пр. Поэтому зарплаты мы повысим. Но нам нужны дополнительные рынки сбыта, места с потоком туристов, площади, чтобы на должном уровне реализовывать свою продукцию. Ее производство в Карелии развивается, но отрасль нужно поддержать, как сельское хозяйств. Мы ведь не просим многого.

По словам директора, в региональном правительстве о чаяниях «сувенирщиков» знают, но пока ограничиваются обещаниями.

***

В бизнес-сообществе говорят и о «двойных стандартах», считая, что власти с помощью повышения минимальных зарплат и МРОТ хотят повысить доходы бюджета за счет коммерческих структур. Власти же не устают напоминать о том, что население должно получать достойную зарплату, а работодатели – исполнять закон.

Вероятно, компромисс можно найти, если предприниматели заручатся поддержкой общественных организаций и будут услышаны, в первую очередь, федеральным центром. Все-таки «региональная составляющая» в истории с минимумами невелика.

Пока же Карелия (как и вся страна) готовится к очередному повышению МРОТ: с 1 мая 2018 года он составит 11163 рубля и сравняется с прожиточным минимумом. Тогда трехстороннее Соглашение в республике утратит свою силу, и появится ли в регионе новый документ – вопрос открытый.