Posted 10 декабря 2015, 11:38
Published 10 декабря 2015, 11:38
Modified 12 ноября 2022, 08:31
Updated 12 ноября 2022, 08:31
Начнем с того, что напомним об одном факте. Перед началом нового учебного года ГИБДД проводила проверку готовности Петрозаводска к 1 сентября. И по ее итогам администрация карельской столицы была оштрафована на 600 тысяч рублей за плохое освещение пешеходных переходов вблизи школ.
Сам по себе факт, может быть, и не очень примечательный. Да, сумма для городского бюджета, на скудность которого так любят жаловаться мэр Галина Ширшина и ее подчиненные, немаленькая. Но, с другой стороны, мэрские чиновники постоянно попадаются на разных нарушениях, невыполнении предписаний прокуратуры, судебных решений… Штрафы уже десятками миллионов, насколько известно, исчисляются. Так что полумиллионом меньше, полумиллионом больше – чего там, не из своего же кармана Галине Ширшиной платить.
Но в данном случае пикантность ситуации в том, что штрафные санкции были наложены после того, как городская администрация провела «масштабный проект по модернизации уличного освещения». А именно, замену старых ртутных и натриевых светильников на новые светодиодные – энергосберегающие.
Аттракцион неслыханной экономии
Распиарен этот проект был на славу. Реляции от городских чиновников звучали самые победные: чуть ли не самый крупный контракт такого рода в России! Немыслимая экономия бюджетных денег – по 55-56 миллионов рублей в год! Правда, оговорились в мэрии, благой результат городская казна в полной мере ощутит не сразу, а лет через пять. Потому что контракт с подрядчиком администрация заключила не простой, а энергосервисный.
Договор такого рода предусматривает, что подрядчик вкладывает свои средства. А рассчитываться с ним мэрия будет, отдавая в течение последующих пяти лет основную часть той суммы, которую удастся сэкономить после установки энергосберегающих светильников. Зато потом вся экономия будет идти только в казну. Ну, светильники к тому моменту уже почти половину своего срока службы отработают. Но до следующей «масштабной модернизации» поэкономить еще можно успеть.
Конкурс был объявлен в декабре 2013 года. Цена контракта в процессе торгов с начальной в 356 миллионов рублей упала до 285 миллионов (определена на основе того самого фиксированного процента экономии расходов на электроэнергию в денежном выражении). Победила компания из Санкт-Петербурга «БалтЭнергоЭффект». Причем ей пришлось бороться с шестью конкурентами, то есть желающих получить такой крупный контракт нашлось немало. На эти деньги подрядчик обязался заменить почти 15 тысяч светильников в городе. В апреле 2014 года договор с «БалтЭнергоЭффект» был заключен, срок выполнения работ был установлен до 1 января 2015 года.
Это была присказка, а сказка началась потом. В основном, опять же, на страницах СМИ, когда после замены старых ламп на модные светодиоды прошла волна очередных победных публикаций, что жить стало светлее и веселее. Одна из таких статей так, помнится, и называлась – «Светлый город». В ней расписывались преимущества новых фонарей.
Но при этом выяснилось, что неблагодарные горожане почему-то не могут разглядеть плюсы новых светильников: говорят, что… темно слишком. В этой же публикации (и не в ней одной) упоминалось, что люди жалуются: фонари тусклые, свет не рассеивается… А дальше шла прекрасная фраза со ссылкой на неназванных специалистов о том, что проблема с освещенностью в «светлом городе» Петрозаводске есть.
Как считали…
Позвольте, так для чего же вы, господа чиновники, затеяли модернизацию уличного освещения? Для того, чтобы дать заработать «БалтЭнергоЭффекту»? Для далеко идущих планов экономии в следующей пятилетке? Экономия в данном случае – это всего лишь бонус, хорошо, если получится. Но главное-то, чтобы автомобили не сбивали в темноте пешеходов, а пешеходы могли хотя бы рассмотреть ямы или гололед на тротуарах, чтобы не ломать в потемках руки-ноги…
В связи с этим возникает очень много вопросов. В частности, как вообще готовилась конкурсная документация, техническое задание. В нем, например, указаны места установки светильников, их количество и распределение по мощности. Специалисты, которые это техзадание составляли, наверное, должны были просчитать: вот тут у нас старая ртутная лампа мощностью, скажем, 150 Вт. Значит, для того, чтобы уровень освещенности данного участка дороги или пешеходного перехода не снизился, новый светодиодный светильник должен иметь мощность не меньше 75 Вт. А желательно больше, если речь идет о том, чтобы превратить Петрозаводск в «светлый город».
Если же устанавливаются маломощные лампы, значит, надо ставить дополнительные опоры освещения, сокращать расстояние между фонарями… Все эти многообразные варианты должны были анализироваться, должны были проводиться какие-то обследования, замеры. Не с потолка же, в самом деле, взяли чиновники эту схему расположения новых фонарей?
… и за что купили?
Между тем, как удалось выяснить, для Петрозаводска «БалтЭнергоЭффект» закупил шесть разных моделей светильников. Три из них – мощностью от 80 до 150 Вт. У остальных этот показатель намного ниже, от 30 до 40 Вт. Сайт производителя, казанской фирмы, цены, к сожалению, не указывает, но в интернете примерную стоимость этих моделей найти можно. Светильники большой мощности – где-то от 17 тыс до 22 тыс рублей за штуку. А те, что поскромнее – от 4 тыс до 12 тыс рублей.
То есть разброс стоимости понятен. Конечно, очень было бы интересно узнать, в какой пропорции подрядчик закупил те и другие модели. Может быть, тогда стало бы понятно, как так получилось, что там, где должны были стоять более мощные светильники, оказались модели «пожиже» и потусклее. На это потом, когда начал разгораться скандал, принялась сетовать Галина Ширшина.
Но не стоит забегать вперед. Сейчас, судя по всему, только подробная проверка сможет установить, кто на самом деле «накосячил» с «модернизацией» уличного освещения: мэрия со своим техзаданием? Или подрядчик, установивший какие-то не те лампы, на что ссылалась горадминистрация? Или оба?
Пока же от выводов воздержимся. Отметим только, что, по имеющейся информации, в феврале этого года горадминистрация направляла претензию подрядчику о расторжении договора в связи с многочисленными нарушениями условий контракта. Но затем это все как-то замялось, договор остался в силе… А параллельно минувшим летом администрация силами уже своего муниципального предприятия «Петрозаводские энергетические системы» начала замену старых опор освещения.
Решение «от фонаря»?
Нет, понятно, новым светильникам – новые фонарные столбы. Логично. Гулять так гулять. В МУП «ПЭС» тогда пугали, что старые опоры – в том числе те, которые еще с советских времен, серпасто-молоткастые – терпеть уже дальше невозможно. Грозят на головы горожан вот-вот упасть.
Что же, может, и так, спорить не будем. Вот только объясните, зачем вначале на старые опоры были установлены новые светильники, которые потом пришлось демонтировать и снова устанавливать – уже на новые фонарные столбы? Если вы дома ремонт затеяли, вы что сначала сделаете: купите модную люстру, которая будет очень выгодно смотреться на фоне осыпающейся потолочной штукатурки? Чтобы потом через пару месяцев ее доблестно отрывать от креплений, когда к вам придут делать натяжной потолок…
Так же и здесь: зачем надо было дважды проводить одну и ту же работу, зная, что вскоре планируется масштабная замена фонарных столбов? Это тоже такая экономия бюджетных средств? К сожалению, когда МУП «ПЭС» свои достижения перед журналистами рекламировало, этот простой вопрос задать директору предприятия Даниле Попову в голову никому не пришло. А теперь и поздно, не спросишь, ибо Попов обретается уже не в стенах муниципального предприятия, а совсем в другом месте. Суд приговорил его к 6,5 годам лишения свободы за мошенничество с муниципальным имуществом по резонансному «делу о Неглинской набережной».
А еще мешают деревья…
Между тем, белые ночи заканчивались, на улицах становилось все темнее, а жалоб от горожан на освещение – все больше. Причем настолько, что в мэрии от них отмахнуться уже не могли. Ну и про штраф ГИБДД, о котором в самом начале говорилось, не надо забывать…В общем, в сентябре горадминистрация наконец-то решила проверить уровень освещенности улиц, пригласив для этого мобильную светотехническую лабораторию из Москвы.
Опять же, поскольку обследование делалось по заказу мэрии, что там выявили эксперты, в подробностях неизвестно. Опираться приходится только на распространенный затем чиновниками официальный пресс-релиз. А он построен в духе: мол, есть отдельные недостатки, но в целом все неплохо. Особенно, если верить сообщению, «неплохо» с равномерностью распределения света: на многих улицах города выявлены нарушения по этому показателю. Подрядчик, правда, на себя все брать явно не намерен и заявляет: дескать, многое зависит от расстояния между опорами, от того, насколько далеко фонари от дороги… То есть переводит, что ли, стрелки на ту самую схему размещения светильников, прописанную в техзадании? И еще, говорит, кроны деревьев мешают, тень создают…
Ну а что мэрия? А она, похоже, как-то очень лояльна к подрядчику. И готова ждать, пока он будет проводить какие-то новые замеры, устранять замечания, со скрипом кое-где менять лампы на более мощные… Обратите внимание: год уже почти прошел с того срока, который был определен в контракте для завершения работ. Год!
На днях Минздрав Карелии обнародовал статистику гибели и ранений в ДТП на петрозаводских дорогах. За три темных осенних месяца в карельской столице в авариях пострадали 164 человека, погибли пятеро, за первую неделю декабря – уже 24 раненых, двое погибших (итого больше половины из всех случаев с начала года). Скольких из этих трагедий можно было бы избежать, если бы на городских трассах и пешеходных переходах было нормальное освещение?
Плакать, колоться и есть кактус
Об этом на недавнем заседании республиканской комиссии по безопасности дорожного движения очень эмоционально говорила представитель Общероссийского народного фронта Лариса Бойченко.
- Сколько еще должно погибнуть людей в Петрозаводске, чтобы хоть что-нибудь кто-нибудь стал делать? – заявила она.
Если этот вопрос адресован к мэрии Петрозаводска, то он, видимо, риторический. Мэр Ширшина уже заявила, что ей не хочется судиться с подрядчиком. Удивительная терпимость, учитывая, что мы знаем, как лихо градоначальница умеет рвать договорные отношения и судиться с некоторыми другими фирмами, которые по той или иной причине ее не устраивают.
Как бы то ни было, очевидно, новой проверки освещенности улиц не избежать, только теперь она будет делаться уже не по заказу мэрии, а соответствующими надзорными структурами. И кто знает, какие еще детали выяснятся…