Posted 16 июня 2015,, 11:30

Published 16 июня 2015,, 11:30

Modified 12 ноября 2022,, 08:40

Updated 12 ноября 2022,, 08:40

Иван Гурицану: «Кризис – непаханое поле возможностей»

16 июня 2015, 11:30
Иван Гурицану: «Кризис – непаханое поле возможностей»
Сюжет
Статьи

В эти дни известная петрозаводская компания «Слово» отмечает юбилей. 20 лет – немалый период и в человеческой жизни. А если учесть, сколько на эти годы пришлось кризисов, дефолтов и прочих экономических и финансовых катаклизмов, то 20 лет жизни компании – это почти подвиг.

И, несомненно, главный герой этих дней – создатель и бессменный руководитель ПКФ «Слово» Иван Гурицану. С ним – сегодняшний наш разговор.

Иван Андреевич, позвольте присоединиться ко всем поздравлениям, которые вы получаете в эти дни! Несмотря на успешность и статус Вашего бизнеса, надо сказать, человек Вы не очень публичный. Не избираетесь в депутаты, не участвуете в правительственных посиделках с бизнесменами, не стремитесь мелькать на телеэкране… Даже в юбилей компании встретиться с Вами непросто. Почему?

– Я не стремлюсь к публичности. За человека должны говорить его дела. А сегодня, в юбилей компании, у нас проходит праздник в честь Дня защиты детей. Что может быть дороже детского смеха? Такой праздник уже стал традицией в нашей фирме.

Сегодня дело налажено, наверное, все уже не так сложно, как было двадцать лет назад, в начале? Кстати, когда было сложнее – тогда или сейчас?

– Конечно, я с теплым чувством вспоминаю начало. Какие мы были необученные, мало что знали и понимали. Не было культуры производства, даже культуры общения. «Слово» начиналось с минимума. Были четыре человека в коллективе. Были 160 тысяч рублей товарного кредита. И были 60 квадратных метров арендованной площади. Трудно поверить, что из этого выросла большая компания, около двух сотен сотрудников…

Но в каждом периоде работы компании – свои сложности. «Полегче» не бывает. Каждый день приносит новые вызовы, на которые надо отвечать. Новые ситуации, с которыми ранее не сталкивались. Бизнес – это конвейер задач… Надо постоянно учиться новому, чтобы их преодолевать.

Ведь и в жизни человека – так же. Человек развивается этапами, он растет, преодолевая те или иные рубежи, те или иные проблемы. Сегодня нам кажется простым то, что вчера казалось сложным, но впереди – новые задачи, которые выглядят неодолимыми. Но человек штурмует эти задачи – и они оказываются в прошлом… Такова жизнь.

– А что было самое трудное за двадцать лет?

– Самое сложное… Люди. Собрать людей, которые работают рядом с тобой. Создать им настрой. Дать мотивацию. Создать условия роста, сделать так, чтобы они на протяжении многих лет оставались и плодотворно работали в компании. Чтобы смогли найти себя, получать радость и удовлетворение от работы... Понимаю, что все это – привычные слова, и кажется, что нет тут ничего сложного. Но на практике это сложнейший процесс, долгий, требующий большой работы и немалых затрат. Но без этого – никак. Можно купить технику, самое современное оборудование, супер-технологии. Но если нет людей, которые будут на этом эффективно работать, то все это так и останется мертвым железом. Никакими деньгами нельзя делать дело. Люди – главный актив любого предприятия. Когда есть команда, когда есть понимание, когда есть на кого положиться – все остальное приложится.

– Автобизнес – это что в вашей карьере? Какое-то случайное стечение обстоятельств? Сознательный выбор? Могли бы вы заниматься каким-то другим видом бизнеса? Верите ли вы в удачу в делах?

– Наверное, случайного ничего не бывает. Все закономерно. А насчет удачи… Я считаю, что чем бы человек ни занимался, если он подходит к этому с душой, усердно, сконцентрированно, то он обязательно достигнет многого. Не могу сказать, что я не верю в удачу, в везение. Но удачу можно прождать всю жизнь. А трудиться надо каждый день. Если бы обезьяна сидела и ждала удачи – стала бы она человеком?..

Мне было бы интересно услышать ваше суждение о так называемом «кризисе», с которым мы все в очередной раз мучаемся. У вас в компании есть кризис? Много хожу по автомобильным салонам и могу сказать, что в автобизнесе Петрозаводска кризис налицо. Автосалоны или закрыты, или заняты распродажей моделей прошлого года, или уже заполнены автомобилями с пробегом. А салонах ПКФ «Слово» внешне ничто не указывает на кризис. Почему? Что такое, в вашем понимании, кризис как таковой?

– Если целыми днями только сидеть, рассуждать про кризис и списывать на него все возникающие неурядицы – то кризис обязательно придет! Мысль материальна, слова превращаются в реальность. Как думаешь, как говоришь – то и получаешь. Чем больше разговоров про кризис, тем глубже кризис. Думай о решениях, о выходах, обсуждай пути преодоления сложных ситуаций, работай в этом направлении – и кризис исчезнет сам собой.

И мы видим вокруг себя множество примеров этому. Кто-то в кризис теряет все. Кто-то выходит из кризиса, но с потерями. А кто-то не только не теряет в кризис, но и приобретает, выходит с развитием. Так что такое кризис?.. Кризис не где-то вовне: в Москве, в макроэкономике, в банках… Кризис – в наших головах.

Я воспринимаю кризис как новые открывающиеся возможности. И опыт подтверждает это. Это ведь далеко не первый кризис, который мы переживаем. Были кризисы, дефолты, снова кризисы – пережили. Уверен, переживем и этот, если будем упорно работать.

На кризисе мы учимся и учим своих сотрудников. Вкладываем очень большие средства в обучение и переобучение. Даем людям возможность работать на более высоком квалификационном уровне, повышать производительность труда. В конечном итоге, имеем меньше потерь.

За мою жизнь мне много раз предрекали крах. Например, когда в 1996 году «Слово» начало заниматься автомобилями KIA. В то время, действительно, брэнд KIA не был не только популярным, но и сколько-нибудь заметным в России. В 1995 году в Петрозаводске было продано всего четыре новых автомобиля KIA. Никто не хотел на этом ездить, считалось, что корейские автомобили – это непрестижно. Но в 1996 году, уже работая в формате официально дилерского центра, поставив должным образом стратегию и тактику продаж, обеспечив лучший сервис, «Слово» продало более двухсот новых автомобилей KIA. И с тех пор популярность брэнда только растет, бизнес развивается, KIA стал престижным автомобилем…

Так можно ли сказать, что в 1995 году в продажах KIA был кризис? Можно! Но можно сказать и так: было непаханое поле возможностей. Мы грамотно использовали эти возможности, правильно построили работу и получили результат.

- Уже 20 лет фирме, бизнес налажен. Не возникает желания отойти от непосредственного управления компанией? Скинуть ответственность, отдохнуть, попутешествовать? Пожить, как говорятся, для себя?

– Когда-то такой период, наверное, наступит… Но сегодня я не чувствую возраста. Сил достаточно. Есть множество людей, за которых я в ответе. Бросать – не в моем характере. Да и просто хочется работать, а не отдыхать. Хоть и непросто, хоть и бессонные ночи случаются, и поводов понервничать достаточно. Но остаться без всего этого?.. Пока я себе такого даже не представляю. Чувствую себя хорошо в деле, в коллективе, в кругу единомышленников.

– Сейчас вы сами считаете себя успешным человеком?

– Не думаю об этом. Есть ощущение, что все впереди. Идет развитие компании, открываем новые пути. Сейчас готовим близкое уже открытие нового предприятия – многопрофильного медицинского центра «Оптима» на улице Чапаева. Это и диверсификация бизнеса. И немножко другое направление деятельности, новое дело, новый этап. Надо опять учиться, исправлять ошибки… Успех, успешность – это что-то такое… эфемерное. Есть работа.

– Что ж, хочу от всех читателей «Карелинформа» пожелать вам удачи! Компании – процветания, а вам лично – дай Бог еще двадцать лет приносящей радость работы!

"