Posted 2 июня 2015,, 09:07

Published 2 июня 2015,, 09:07

Modified 12 ноября 2022,, 08:41

Updated 12 ноября 2022,, 08:41

Культура успеха

2 июня 2015, 09:07
Культура успеха
Сюжет
Статьи

Наверное, разговор о корпоративной культуре сейчас не очень актуален. Бизнесмены от этого разговора шарахаются: «Какая культура! Кризис на дворе! Спасайся кто может…» Везде сокращения штатов, снижение зарплат – правда, вроде, не до культуры тут… Впрочем, не везде.

В петрозаводской компании «Слово» разговор о корпоративной культуре не только живо поддержали, но и показали много такого, что в нынешние непростые времена выглядит как сказка. Компания в Петрозаводске и за ее пределами известная. «Слово» - один из наиболее крупных и успешных автодилеров в республике. Но услышать о компании можно не только это. По городу буквально молва идет о замечательных условиях работы в компании и о том, какой прекрасный там коллектив. Согласитесь, интересно на это посмотреть.

Вообразите, несмотря на все кризисы, нет в компании кадровой текучки. Больше половины сотрудников работают здесь более трех лет. Есть люди, которые работают больше 15 лет – это в компании, которая сейчас готовится отметить 20-летний юбилей. Численность коллектива составляет уже под две сотни человек, и продолжает расширяться.

Слоган компании «Слово» - «Движение с удовольствием». На первый взгляд, относится это к непосредственному профилю компании – продаже автомобилей. Но уже при беглом знакомстве с организацией дела начинаешь рассматривать в этой фразе второй смысл. Это – и движение для людей. Движение к новым целям, к лучшей жизни, к новым высотам. В этом смысле ситуация здесь уникальная. Практически все руководители направлений и подразделений компании, старшие специалисты не пришли на руководящие позиции со стороны. Все они выросли здесь, в «Слове», пройдя порой путь с самых стартовых должностей, на которые пришли новичками.

В компании выработана редкая для наших дней система обучения, подготовки и переподготовки кадров. По каким принципам вы отбираете людей, которые приходят к вам в поисках работы, спросил я? Оказалось, критериев не так уж и много: инициативность, готовность учиться и, главное, большое желание работать. «Остальному научим!» - говорят в компании. Здесь действительно создан целый учебный центр, в котором обучают специалистов всех направлений – от автослесарей до продавцов-консультантов. Кроме того, каждый работник проходит постоянное обучение и повышение квалификации, как говорится, на выезде. Ездят на обучающие семинары и бизнес-тренинги. Технические специалисты – постоянные гости предприятий автопрома, где производятся те автомобили, которые продаются и обслуживают в «Слове». Говорят, возвращаются с такой учебы люди не просто довольными, но рвущимися «в бой», с желанием реализовать все увиденное и услышанное в своей компании.

И люди… растут! С ростом знаний, опыта перед ними открывается карьерная лестница. Каждый знает, что продвижение по этой лестнице зависит только от него самого, от вложенных сил и желания. Здесь не работают ни блат, ни покровительство, ни просьбы со стороны «трудоустроить хорошего человека». Сами сотрудники характеризую эту систему одним словом: «Справедливая». Справедливость устройства системы, согласитесь, для людей не менее важна, чем хорошая зарплата и условия труда. Социологические исследования показывают, что россияне готовы смириться со многим – но труднее всего им принять общественную несправедливость. Может быть, если бы повсеместно в компаниях и на предприятиях проблема несправедливости была решена – мы бы жили сейчас совсем иначе?..

Внутри компании «Слово» можно встретить множество, казалось, давно забытых атрибутов производственной жизни. Например, здесь постоянно проводится внутренний конкурс «Лучший по профессии». По каждому направлению, по каждой должности! С ежеквартальным подведением итогов и с итогами за год, с любимой всеми церемонией награждения победителей. Издается корпоративная газета – печатается дорого, на хорошей бумаге, в полный цвет. Опять же не на показ, не витрину – для своих.

Для своих здесь действует прекрасно оборудованный тренажерный зал, фитнес, сауна, бильярдная. Своих вкусно и дешево кормят в собственном кафе. Для своих проводятся коллективные праздники и корпоративные вечера. А с днями рождения и другими личными праздниками здесь поздравляют так, что люди год помнят…

Я не знаю, называется ли все это «корпоративная культура». Но взаимоотношения внутри компании «Слово» выстроены, как… Невольно напрашивается сравнение – как в большой семье. И мы понимаем, что сложилось все это не само собой. Это – результат воли руководства, итог многолетних целенаправленных усилий и, кстати, затрат. Формирование такого корпоративного духа, надо думать, обходится недешево. Социальные гарантии и тренажерные залы с саунами не с неба упали – на это расходуется часть прибыли предприятия. То есть те деньги, которые собственник мог бы просто положить себе в карман и потратить исключительно «на себя любимого». Именно так сегодня и происходит в абсолютном большинстве компаний. Почему здесь все иначе? Стоит задуматься.

…На стене в кабинете собственника и генерального директора компании «Слово» Ивана Гурицану висит плакат. На нем – напечатанное высказывание известного промышленника Генри Форда. «Заберите у меня мои деньги, заводы, станки и фабрики, но оставьте мне моих людей – и я снова приведу свой бизнес в прежнее состояние».

Форд сказал – Гурицану сделал. Вот, наверное, и весь секрет успеха. Не нами замечено: все, что делаешь для людей, вернется к тебе. «Главное достояние компании – ее работники», - говорит Иван Гурицану. Если бы эти слова почаще звучали в России – может, и никаких кризисов у нас не было бы?..

"